Развитие использования интеллектуальных технологий в сопровождении информационных систем управления перевозочным процессом

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный университет путей сообщения
  • Issue: Vol 1 (2024)
  • Pages: 106-107
  • Section: ЧАСТЬ I. Актуальные направления развития транспортного комплекса
  • URL: https://vietnamjournal.ru/osnk-sr2024/article/view/632852
  • ID: 632852

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Одной из задач отделов управления перевозочным процессом информационно-вычислительных центров железных дорог является сопровождение автоматизированных систем, таких как ГиД Урал-ВниижТ, ГиД нП, АСУ Станции, систем подготовки и оформления перевозочных документов — ЭТрАн, аппаратно-программного комплекса ЭльБрУС, систем управления единой службы поддержки пользователей (АСУ ЕСПП).

В рамках реализации «Стратегии цифровой трансформации холдинга РЖД» реализуется проект «Цифровая железная дорога», способствующий повышению уровня конкурентоспособности и эффективности деятельности путем применения цифровых и инновационных технологий.

Цель — выявление проблем и быстрое принятие оперативных решений на основе полученных данных.

Методы. Для автоматизации процессов используются программные роботы отечественной платформы ROBIN. Программные роботы — это цифровые сотрудники, которые выполняют заданный сценарий и имитируют действия пользователя, работая с интерфейсами информационных систем. Данные программы сокращают срок оформления документов, исключают ошибки при вводе информации, работают по расписанию, а также выполняют мониторинг и контроль процессов. Сценарий робота создается в ROBIN Studio путем выбора необходимых действий из инструментов приложения.

На Самарском информационно-вычислительном центре внедрен в эксплуатацию робот для контроля нарушений межпоездных интервалов тяжеловесных поездов. Программа обрабатывает справки по диспетчерским участкам и журнал поездных диспетчеров, формируя итоговый отчет в excel. Результаты с отчетом по нарушениям отправляются на электронную почту руководителям подразделений Диспетчерского центра перевозками для анализа информации, решения и устранения проблем.

Эффективность робота подтверждает сравнительный анализ действий пользователя и программного робота. Опытные пользователи формировали отчет более 2 часов ежедневно. Использование робота сократило время на подготовку отчета в 14 раз и составило 12 минут [1]. Уровень совершенствования цифрового помощника пропорционально повышает экономическую выгоду его использования.

Результаты. Решить проблему помогла цифровая трансформация системы технологической поддержки. В 2022 году появилась возможность использовать Виртуального консультанта «ВиКо». Чат-бот базируется на технологиях искусственного интеллекта, машинного обучения и больших данных. Он способен распознавать смысл вопросов и давать на них ответы, используя наработанную базу знаний [2]. Справляется с задачами формирования оптимального алгоритма решения проблемы пользователей благодаря возможностям ресурса, на котором происходит диалог.

Сейчас на РЖД функционируют 2039 роботов и 738 чат-ботов. В этом году запустили в промышленную эксплуатацию голосовых роботов по запросам пользователей.

В планах на 2024–2025 год создание мультиагентной системы с использованием интеллектуальных помощников. В отличие от программного робота интеллектуальный работает не по заданному алгоритму выполнения действий, а анализирует информацию и дает рекомендации. Интеллектуальная автоматизация процессов объединяет технологии роботизированной автоматизации процессов и искусственного интеллекта с целью вывести автоматизацию бизнес-процессов на новый уровень.

Анализ объектов в АСУ ЕСПП показал, что количество поступающих обращений за 2023 год, обработанных программными роботами и системой Виртуального консультанта, составило 30–35 %. За первый квартал 2024 года решение обращений с помощью цифровых сервисов составляет 43 %. Информация о нарушениях публикуется на веб-сайте РЖД, где предоставлены статистические данные и элементы инфорграфики по всем участкам дороги. Информация, которая поступает руководству от технологов и роботов, отображается на панели индикаторов с целью визуализации оценки работы, анализа информации о бизнес-процессах и их эффективности. На Куйбышевской дороге доступно порядка 50 дашбордов, половина из которых реализована с использованием программных роботов.

Выводы. Использование продуктов роботизации сокращает трудозатраты технологов на выполнение рутинных операций, повышает оперативность предоставления информации.

Создание программных роботов с использованием языков программирования с элементами интеллектуальной автоматизации с помощью компьютерного зрения позволит повысить производительность, существенно сократить время обработки для своевременного обновления данных в системах.

Full Text

Обоснование. Одной из задач отделов управления перевозочным процессом информационно-вычислительных центров железных дорог является сопровождение автоматизированных систем, таких как ГиД Урал-ВниижТ, ГиД нП, АСУ Станции, систем подготовки и оформления перевозочных документов — ЭТрАн, аппаратно-программного комплекса ЭльБрУС, систем управления единой службы поддержки пользователей (АСУ ЕСПП).

В рамках реализации «Стратегии цифровой трансформации холдинга РЖД» реализуется проект «Цифровая железная дорога», способствующий повышению уровня конкурентоспособности и эффективности деятельности путем применения цифровых и инновационных технологий.

Цель — выявление проблем и быстрое принятие оперативных решений на основе полученных данных.

Методы. Для автоматизации процессов используются программные роботы отечественной платформы ROBIN. Программные роботы — это цифровые сотрудники, которые выполняют заданный сценарий и имитируют действия пользователя, работая с интерфейсами информационных систем. Данные программы сокращают срок оформления документов, исключают ошибки при вводе информации, работают по расписанию, а также выполняют мониторинг и контроль процессов. Сценарий робота создается в ROBIN Studio путем выбора необходимых действий из инструментов приложения.

На Самарском информационно-вычислительном центре внедрен в эксплуатацию робот для контроля нарушений межпоездных интервалов тяжеловесных поездов. Программа обрабатывает справки по диспетчерским участкам и журнал поездных диспетчеров, формируя итоговый отчет в excel. Результаты с отчетом по нарушениям отправляются на электронную почту руководителям подразделений Диспетчерского центра перевозками для анализа информации, решения и устранения проблем.

Эффективность робота подтверждает сравнительный анализ действий пользователя и программного робота. Опытные пользователи формировали отчет более 2 часов ежедневно. Использование робота сократило время на подготовку отчета в 14 раз и составило 12 минут [1]. Уровень совершенствования цифрового помощника пропорционально повышает экономическую выгоду его использования.

Результаты. Решить проблему помогла цифровая трансформация системы технологической поддержки. В 2022 году появилась возможность использовать Виртуального консультанта «ВиКо». Чат-бот базируется на технологиях искусственного интеллекта, машинного обучения и больших данных. Он способен распознавать смысл вопросов и давать на них ответы, используя наработанную базу знаний [2]. Справляется с задачами формирования оптимального алгоритма решения проблемы пользователей благодаря возможностям ресурса, на котором происходит диалог.

Сейчас на РЖД функционируют 2039 роботов и 738 чат-ботов. В этом году запустили в промышленную эксплуатацию голосовых роботов по запросам пользователей.

В планах на 2024–2025 год создание мультиагентной системы с использованием интеллектуальных помощников. В отличие от программного робота интеллектуальный работает не по заданному алгоритму выполнения действий, а анализирует информацию и дает рекомендации. Интеллектуальная автоматизация процессов объединяет технологии роботизированной автоматизации процессов и искусственного интеллекта с целью вывести автоматизацию бизнес-процессов на новый уровень.

Анализ объектов в АСУ ЕСПП показал, что количество поступающих обращений за 2023 год, обработанных программными роботами и системой Виртуального консультанта, составило 30–35 %. За первый квартал 2024 года решение обращений с помощью цифровых сервисов составляет 43 %. Информация о нарушениях публикуется на веб-сайте РЖД, где предоставлены статистические данные и элементы инфорграфики по всем участкам дороги. Информация, которая поступает руководству от технологов и роботов, отображается на панели индикаторов с целью визуализации оценки работы, анализа информации о бизнес-процессах и их эффективности. На Куйбышевской дороге доступно порядка 50 дашбордов, половина из которых реализована с использованием программных роботов.

Выводы. Использование продуктов роботизации сокращает трудозатраты технологов на выполнение рутинных операций, повышает оперативность предоставления информации.

Создание программных роботов с использованием языков программирования с элементами интеллектуальной автоматизации с помощью компьютерного зрения позволит повысить производительность, существенно сократить время обработки для своевременного обновления данных в системах.

×

About the authors

Самарский государственный университет путей сообщения

Author for correspondence.
Email: caraninaleks@mail.ru

аспирант, группа даИТТа21, факультет Эксплуатация железных дорог

Russian Federation, Самара

References

  1. Никищенков С.А., Гаранин А.В. Технология автоматизированной корректировки нормативных графиков движения поездов с применением программных роботов // Автоматика на транспорте. 2024. Т. 10, № 1. С. 18–31. EDN: HRAQNE doi: 10.20295/2412-9186-2024-10-01-18-31
  2. rzddigital.ru [Электронный ресурс]. Искусственный интеллект научили помогать пользователям РЖД [дата обращения: 24.05.2024]. Режим доступа: https://rzddigital.ru/projects/iskusstvennyy-intellekt-nauchili-pomogat-polzovatelyam-rzhd/

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Гаранин А.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.