Роль искусственного интеллекта в индустрии дизайна
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Тольяттинская академия управления
- Issue: Vol 1 (2024)
- Pages: 395-396
- Section: ЧАСТЬ I. Цифровые технологии: настоящее и будущее
- URL: https://vietnamjournal.ru/osnk-sr2024/article/view/632830
- ID: 632830
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. За последние несколько лет нейронные сети научились генерировать изображения, создавать музыку и писать художественные и научные тексты. Действительно ли нейронные сети заменят деятелей искусства уже в ближайшем будущем? Этот анализ поможет дать ответ на поставленный вопрос и качественно разобраться в проблеме замены творческого процесса на машинные вычисления.
Цель — выявить роль искусственного интеллекта в художественной индустрии на сегодняшний день и проанализировать возможности его развития в будущем.
Методы. Для начала стоит проанализировать историю возникновения нейронных сетей и тенденции их развития. Научная идея создания искусственного интеллекта впервые возникла в середине XX века. Уже в 1943 году Уолтер Питтс и Уоррен Мак-Каллок разработали математическую модель нейрона. Позже, в 1960 году Фрэнк Розенблатт предложил идею Персептрона, модель обучения компьютера на основе анализа различных данных. Фрэнк Розенблатт создал электронную машину «Марк-1», которая стала первым нейрокомпьютером. Позже был изобретен более эффективный «Метод обратного распространения ошибок», который ускорил обучение нейронных сетей и значительно расширил их возможности.
В наше время нейронные сети могут не только выполнять различные четкие задачи, связанные с определенной последовательностью действий, но и полноценно «имитировать» творческие процессы, анализируя сотни тысяч работ художников, которые находятся в глобальной сети [1]. Например, Cosmopolitan в 2022 году представил обложку для своего журнала, полностью созданную нейронной сетью DALL-E 2 (рис. 1).
Рис. 1. Обложка журнала “Космополитен”, полностью созданная искусственным интеллектом
Сейчас одним из важных вопросов, связанных с нейронными сетями, является вопрос об авторском праве. В Российской Федерации на данный момент законодательство не предусматривает регулирование подобных вопросов, но законотворческий процесс в России уже рассматривает подобные аспекты по вопросам развития и использования нейросетей [3].
Полноценные судебные разбирательства принадлежности авторского права работы, созданной нейросетью, проходили недавно в США. Об этом писал З.А. Дятлов в своей статье «Авторское право на произведения, созданные искусственным интеллектом: новый субъект авторского права?»: «Параграф 102(a) Закона США “Об авторском праве” устанавливает, что охране подлежат только “оригинальные авторские произведения”. Компендиум практики Бюро регистрации авторских прав США содержит положения, согласно которым авторское право в Соединенных Штатах охраняет только “плоды интеллектуального труда”, созданные “творческими силами разума”. Это позволяет сделать вывод о том, что в регистрации произведения, созданного искусственным интеллектом, будет отказано. Так, например, в феврале Бюро регистрации авторских прав США отказало в регистрации прав на комикс Кристины Каштановой (рис. 2), изображения для которого были созданы нейросетью Midjourney. Каштанова была признана автором комикса как сложного объекта, но не автором изображений. Она настаивала на том, что внесла вклад в создание изображений через отправление команд для нейросети, однако Бюро не признало ее вклад творческим» [4].
Рис. 2. Страницы комикса Кристины Каштановой, которые были созданы нейросетью Midjourney
Таким образом, можно предположить, что уже в довольно скором времени потребуется корректировка законодательства.
Выводы. В заключение статьи хочется сделать вывод, что искусственный интеллект отнюдь не абсолютное зло, способное в короткий срок лишить тысячи дизайнеров работы, а новый инновационный инструмент. Творческая индустрия претерпевает сильные изменения, которые будут требовать не только изменения законов об авторском праве, но и изменения в сознании и структуре работы самих художников и дизайнеров, если они хотят оставаться конкурентоспособными в новое время. Вскоре большинство дизайнеров будут использовать нейросети как вспомогательный инструмент в своей работе.
Full Text
Обоснование. За последние несколько лет нейронные сети научились генерировать изображения, создавать музыку и писать художественные и научные тексты. Действительно ли нейронные сети заменят деятелей искусства уже в ближайшем будущем? Этот анализ поможет дать ответ на поставленный вопрос и качественно разобраться в проблеме замены творческого процесса на машинные вычисления.
Цель — выявить роль искусственного интеллекта в художественной индустрии на сегодняшний день и проанализировать возможности его развития в будущем.
Методы. Для начала стоит проанализировать историю возникновения нейронных сетей и тенденции их развития. Научная идея создания искусственного интеллекта впервые возникла в середине XX века. Уже в 1943 году Уолтер Питтс и Уоррен Мак-Каллок разработали математическую модель нейрона. Позже, в 1960 году Фрэнк Розенблатт предложил идею Персептрона, модель обучения компьютера на основе анализа различных данных. Фрэнк Розенблатт создал электронную машину «Марк-1», которая стала первым нейрокомпьютером. Позже был изобретен более эффективный «Метод обратного распространения ошибок», который ускорил обучение нейронных сетей и значительно расширил их возможности.
В наше время нейронные сети могут не только выполнять различные четкие задачи, связанные с определенной последовательностью действий, но и полноценно «имитировать» творческие процессы, анализируя сотни тысяч работ художников, которые находятся в глобальной сети [1]. Например, Cosmopolitan в 2022 году представил обложку для своего журнала, полностью созданную нейронной сетью DALL-E 2 (рис. 1).
Рис. 1. Обложка журнала “Космополитен”, полностью созданная искусственным интеллектом
Сейчас одним из важных вопросов, связанных с нейронными сетями, является вопрос об авторском праве. В Российской Федерации на данный момент законодательство не предусматривает регулирование подобных вопросов, но законотворческий процесс в России уже рассматривает подобные аспекты по вопросам развития и использования нейросетей [3].
Полноценные судебные разбирательства принадлежности авторского права работы, созданной нейросетью, проходили недавно в США. Об этом писал З.А. Дятлов в своей статье «Авторское право на произведения, созданные искусственным интеллектом: новый субъект авторского права?»: «Параграф 102(a) Закона США “Об авторском праве” устанавливает, что охране подлежат только “оригинальные авторские произведения”. Компендиум практики Бюро регистрации авторских прав США содержит положения, согласно которым авторское право в Соединенных Штатах охраняет только “плоды интеллектуального труда”, созданные “творческими силами разума”. Это позволяет сделать вывод о том, что в регистрации произведения, созданного искусственным интеллектом, будет отказано. Так, например, в феврале Бюро регистрации авторских прав США отказало в регистрации прав на комикс Кристины Каштановой (рис. 2), изображения для которого были созданы нейросетью Midjourney. Каштанова была признана автором комикса как сложного объекта, но не автором изображений. Она настаивала на том, что внесла вклад в создание изображений через отправление команд для нейросети, однако Бюро не признало ее вклад творческим» [4].
Рис. 2. Страницы комикса Кристины Каштановой, которые были созданы нейросетью Midjourney
Таким образом, можно предположить, что уже в довольно скором времени потребуется корректировка законодательства.
Выводы. В заключение статьи хочется сделать вывод, что искусственный интеллект отнюдь не абсолютное зло, способное в короткий срок лишить тысячи дизайнеров работы, а новый инновационный инструмент. Творческая индустрия претерпевает сильные изменения, которые будут требовать не только изменения законов об авторском праве, но и изменения в сознании и структуре работы самих художников и дизайнеров, если они хотят оставаться конкурентоспособными в новое время. Вскоре большинство дизайнеров будут использовать нейросети как вспомогательный инструмент в своей работе.
About the authors
Тольяттинская академия управления
Author for correspondence.
Email: 030405333a@gmail.com
студентка
Russian Federation, ТольяттиReferences
- Шестерина А.М. Потенциал использования технологий искусственного интеллекта в обучении креативным профессиям // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 1. С. 277–282.
- Дарханова М.А., Явная Д.Р. Искусственный интеллект в цифровом искусстве. В кн.: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс: информация, технологии, механизм»; 15 февраля 2023; Челябинск. Стерлитамак, 2023. С. 63–69. EDN: UNKAYT
- www.consultant.ru [Электронный ресурс]. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/
- Борисова К.М., Дзюблик Е.С., Казакова Е.Г. Развитие нейросетей в творческой индустрии. В кн.: Материалы V Международной студенческой научной конференции: «Инновационные механизмы управления цифровой и региональной экономикой»; 15–16 июня 2023; Москва. Москва: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2023. С. 438–453. EDN: JUQTFG
