Тактики влияния, манипуляции и противодействия в переговорах
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный технический университет
- Issue: Vol 1 (2024)
- Pages: 92-93
- Section: ЧАСТЬ I. Менеджмент, маркетинг и логистика
- URL: https://vietnamjournal.ru/osnk-sr2024/article/view/632660
- ID: 632660
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В современном конкурентном мире умение эффективно влиять на партнеров по переговорам и защищать свои интересы становится ключевым навыком. Обладая данными знаниями, участники могут предотвращать негативные последствия и защищать свои интересы в сложных переговорных ситуациях. Изучение тактик влияния, манипуляций и противодействия в переговорах является неотъемлемой задачей, так как благодаря данным приемам переговоры будут более успешными и уберегут вас от психологического давления.
Цель — проанализировать тактики влияния, манипуляции и противодействия в переговорах.
Методы. Сравнение, анализ и сбор информации, графический метод, комплексный подход.
Результаты. Исследование, проведенное бизнес-тренером Непряхиным Н.Ю. [1] показало, что 89 % респондентов ощущают на себе психологическое давление со стороны коллег, 56 % сами используют манипуляции. Привести пример конкретных манипуляций смогли только 13 % опрошенных, а дать формулировку определения «манипуляция» получилось лишь у 4 % участников исследования. По результатам опроса можно сделать вывод, что большинство людей не могут распознать манипуляцию и не знают, какие тактики использует манипулятор.
По характеру бывают эмоциональные манипуляции, псевдологические и физические или физиологические [2].
В переговорах деловые партнеры часто используют психологические уловки:
- Социальное доказательство. Манипулятор делает акцент на социум, мнение других людей.
- Молчание. Когда говорящий резко замолкает и некоторое время не продолжает мысль, то слушатели начинают нервничать и находятся в непонимании. В этот момент может произойти смена сценария переговоров.
- Тихий голос. Как только человек переходит на тихий голос и всем необходимо вслушиваться, его влияние в группе повышается, потому что все вынуждены вслушиваться, а это создает ситуацию, в которой говорящий тихим голосом встает в более доминантную позицию.
- Тактильность. Прикосновения, похлопывания и так далее.
Проведенный в ходе работы опрос среди студентов показал, что манипуляции используют как студенты, так и преподаватели.
20 % обучающихся пытаются вызвать у преподавателя жалость, 20 % обещают исправиться в будущем, 10 % льстят педагогам, чтобы повысить свой рейтинг, 70 % респондентов придумывают «легенды», чтобы уйти с пары или пропустить ее.
Среди преподавателей самой популярной манипуляцией является «Тихий голос», ее используют 69 %; 48 % педагогов наказывают всю группу за проступок одного; 34 % стараются задеть одного студента, чтобы повлиять остальных.
Принципы противодействия манипуляциям:
- Вскрыть манипуляцию. Дать понять собеседнику, что видите его попытку манипулировать вами, в этом случае его действия нейтрализуются.
- Вскрыть цель. Заданный прямо вопрос: «Чего вы хотите этим добиться?» или «Зачем вы мне это говорите?» — может помочь перевести разговор в конструктивное русло.
- Я-сообщение. Не обвинять собеседника в применении психологических приемов, а сказать о своих чувствах. Например: «Я чувствую, что вы сейчас мной манипулируете». Тем самым мы намекаем человеку, что раскрыли его манипуляцию. Это поможет сгладить острые углы и продолжить переговоры.
Выводы. Важно быть критически настроенным и проверять факты, особенно если что-то звучит сомнительно. Поиск независимых источников информации и правильно поставленные вопросы помогут лучше понять ситуацию и не поддаться на манипуляции.
Full Text
Обоснование. В современном конкурентном мире умение эффективно влиять на партнеров по переговорам и защищать свои интересы становится ключевым навыком. Обладая данными знаниями, участники могут предотвращать негативные последствия и защищать свои интересы в сложных переговорных ситуациях. Изучение тактик влияния, манипуляций и противодействия в переговорах является неотъемлемой задачей, так как благодаря данным приемам переговоры будут более успешными и уберегут вас от психологического давления.
Цель — проанализировать тактики влияния, манипуляции и противодействия в переговорах.
Методы. Сравнение, анализ и сбор информации, графический метод, комплексный подход.
Результаты. Исследование, проведенное бизнес-тренером Непряхиным Н.Ю. [1] показало, что 89 % респондентов ощущают на себе психологическое давление со стороны коллег, 56 % сами используют манипуляции. Привести пример конкретных манипуляций смогли только 13 % опрошенных, а дать формулировку определения «манипуляция» получилось лишь у 4 % участников исследования. По результатам опроса можно сделать вывод, что большинство людей не могут распознать манипуляцию и не знают, какие тактики использует манипулятор.
По характеру бывают эмоциональные манипуляции, псевдологические и физические или физиологические [2].
В переговорах деловые партнеры часто используют психологические уловки:
- Социальное доказательство. Манипулятор делает акцент на социум, мнение других людей.
- Молчание. Когда говорящий резко замолкает и некоторое время не продолжает мысль, то слушатели начинают нервничать и находятся в непонимании. В этот момент может произойти смена сценария переговоров.
- Тихий голос. Как только человек переходит на тихий голос и всем необходимо вслушиваться, его влияние в группе повышается, потому что все вынуждены вслушиваться, а это создает ситуацию, в которой говорящий тихим голосом встает в более доминантную позицию.
- Тактильность. Прикосновения, похлопывания и так далее.
Проведенный в ходе работы опрос среди студентов показал, что манипуляции используют как студенты, так и преподаватели.
20 % обучающихся пытаются вызвать у преподавателя жалость, 20 % обещают исправиться в будущем, 10 % льстят педагогам, чтобы повысить свой рейтинг, 70 % респондентов придумывают «легенды», чтобы уйти с пары или пропустить ее.
Среди преподавателей самой популярной манипуляцией является «Тихий голос», ее используют 69 %; 48 % педагогов наказывают всю группу за проступок одного; 34 % стараются задеть одного студента, чтобы повлиять остальных.
Принципы противодействия манипуляциям:
- Вскрыть манипуляцию. Дать понять собеседнику, что видите его попытку манипулировать вами, в этом случае его действия нейтрализуются.
- Вскрыть цель. Заданный прямо вопрос: «Чего вы хотите этим добиться?» или «Зачем вы мне это говорите?» — может помочь перевести разговор в конструктивное русло.
- Я-сообщение. Не обвинять собеседника в применении психологических приемов, а сказать о своих чувствах. Например: «Я чувствую, что вы сейчас мной манипулируете». Тем самым мы намекаем человеку, что раскрыли его манипуляцию. Это поможет сгладить острые углы и продолжить переговоры.
Выводы. Важно быть критически настроенным и проверять факты, особенно если что-то звучит сомнительно. Поиск независимых источников информации и правильно поставленные вопросы помогут лучше понять ситуацию и не поддаться на манипуляции.
About the authors
Самарский государственный технический университет
Author for correspondence.
Email: khudysheva.nastya@yandex.ru
студентка, группа 104, Институт инженерно-экономического и гуманитарного образования
Russian Federation, СамараReferences
- Непряхин Н.Ю. Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию. Москва: Альпина Паблишер, 2018.
- Иванова Е.Н Классификация манипуляций в переговорах // Теория и практика современной науки. 2020. № 5. С. 202–208. EDN: EJFXAY
Supplementary files
