Тактики влияния, манипуляции и противодействия в переговорах

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный технический университет
  • Issue: Vol 1 (2024)
  • Pages: 92-93
  • Section: ЧАСТЬ I. Менеджмент, маркетинг и логистика
  • URL: https://vietnamjournal.ru/osnk-sr2024/article/view/632660
  • ID: 632660

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В современном конкурентном мире умение эффективно влиять на партнеров по переговорам и защищать свои интересы становится ключевым навыком. Обладая данными знаниями, участники могут предотвращать негативные последствия и защищать свои интересы в сложных переговорных ситуациях. Изучение тактик влияния, манипуляций и противодействия в переговорах является неотъемлемой задачей, так как благодаря данным приемам переговоры будут более успешными и уберегут вас от психологического давления.

Цель — проанализировать тактики влияния, манипуляции и противодействия в переговорах.

Методы. Сравнение, анализ и сбор информации, графический метод, комплексный подход.

Результаты. Исследование, проведенное бизнес-тренером Непряхиным Н.Ю. [1] показало, что 89 % респондентов ощущают на себе психологическое давление со стороны коллег, 56 % сами используют манипуляции. Привести пример конкретных манипуляций смогли только 13 % опрошенных, а дать формулировку определения «манипуляция» получилось лишь у 4 % участников исследования. По результатам опроса можно сделать вывод, что большинство людей не могут распознать манипуляцию и не знают, какие тактики использует манипулятор.

По характеру бывают эмоциональные манипуляции, псевдологические и физические или физиологические [2].

В переговорах деловые партнеры часто используют психологические уловки:

  • Социальное доказательство. Манипулятор делает акцент на социум, мнение других людей.
  • Молчание. Когда говорящий резко замолкает и некоторое время не продолжает мысль, то слушатели начинают нервничать и находятся в непонимании. В этот момент может произойти смена сценария переговоров.
  • Тихий голос. Как только человек переходит на тихий голос и всем необходимо вслушиваться, его влияние в группе повышается, потому что все вынуждены вслушиваться, а это создает ситуацию, в которой говорящий тихим голосом встает в более доминантную позицию.
  • Тактильность. Прикосновения, похлопывания и так далее.

Проведенный в ходе работы опрос среди студентов показал, что манипуляции используют как студенты, так и преподаватели.

20 % обучающихся пытаются вызвать у преподавателя жалость, 20 % обещают исправиться в будущем, 10 % льстят педагогам, чтобы повысить свой рейтинг, 70 % респондентов придумывают «легенды», чтобы уйти с пары или пропустить ее.

Среди преподавателей самой популярной манипуляцией является «Тихий голос», ее используют 69 %; 48 % педагогов наказывают всю группу за проступок одного; 34 % стараются задеть одного студента, чтобы повлиять остальных.

Принципы противодействия манипуляциям:

  • Вскрыть манипуляцию. Дать понять собеседнику, что видите его попытку манипулировать вами, в этом случае его действия нейтрализуются.
  • Вскрыть цель. Заданный прямо вопрос: «Чего вы хотите этим добиться?» или «Зачем вы мне это говорите?» — может помочь перевести разговор в конструктивное русло.
  • Я-сообщение. Не обвинять собеседника в применении психологических приемов, а сказать о своих чувствах. Например: «Я чувствую, что вы сейчас мной манипулируете». Тем самым мы намекаем человеку, что раскрыли его манипуляцию. Это поможет сгладить острые углы и продолжить переговоры.

Выводы. Важно быть критически настроенным и проверять факты, особенно если что-то звучит сомнительно. Поиск независимых источников информации и правильно поставленные вопросы помогут лучше понять ситуацию и не поддаться на манипуляции.

Full Text

Обоснование. В современном конкурентном мире умение эффективно влиять на партнеров по переговорам и защищать свои интересы становится ключевым навыком. Обладая данными знаниями, участники могут предотвращать негативные последствия и защищать свои интересы в сложных переговорных ситуациях. Изучение тактик влияния, манипуляций и противодействия в переговорах является неотъемлемой задачей, так как благодаря данным приемам переговоры будут более успешными и уберегут вас от психологического давления.

Цель — проанализировать тактики влияния, манипуляции и противодействия в переговорах.

Методы. Сравнение, анализ и сбор информации, графический метод, комплексный подход.

Результаты. Исследование, проведенное бизнес-тренером Непряхиным Н.Ю. [1] показало, что 89 % респондентов ощущают на себе психологическое давление со стороны коллег, 56 % сами используют манипуляции. Привести пример конкретных манипуляций смогли только 13 % опрошенных, а дать формулировку определения «манипуляция» получилось лишь у 4 % участников исследования. По результатам опроса можно сделать вывод, что большинство людей не могут распознать манипуляцию и не знают, какие тактики использует манипулятор.

По характеру бывают эмоциональные манипуляции, псевдологические и физические или физиологические [2].

В переговорах деловые партнеры часто используют психологические уловки:

  • Социальное доказательство. Манипулятор делает акцент на социум, мнение других людей.
  • Молчание. Когда говорящий резко замолкает и некоторое время не продолжает мысль, то слушатели начинают нервничать и находятся в непонимании. В этот момент может произойти смена сценария переговоров.
  • Тихий голос. Как только человек переходит на тихий голос и всем необходимо вслушиваться, его влияние в группе повышается, потому что все вынуждены вслушиваться, а это создает ситуацию, в которой говорящий тихим голосом встает в более доминантную позицию.
  • Тактильность. Прикосновения, похлопывания и так далее.

Проведенный в ходе работы опрос среди студентов показал, что манипуляции используют как студенты, так и преподаватели.

20 % обучающихся пытаются вызвать у преподавателя жалость, 20 % обещают исправиться в будущем, 10 % льстят педагогам, чтобы повысить свой рейтинг, 70 % респондентов придумывают «легенды», чтобы уйти с пары или пропустить ее.

Среди преподавателей самой популярной манипуляцией является «Тихий голос», ее используют 69 %; 48 % педагогов наказывают всю группу за проступок одного; 34 % стараются задеть одного студента, чтобы повлиять остальных.

Принципы противодействия манипуляциям:

  • Вскрыть манипуляцию. Дать понять собеседнику, что видите его попытку манипулировать вами, в этом случае его действия нейтрализуются.
  • Вскрыть цель. Заданный прямо вопрос: «Чего вы хотите этим добиться?» или «Зачем вы мне это говорите?» — может помочь перевести разговор в конструктивное русло.
  • Я-сообщение. Не обвинять собеседника в применении психологических приемов, а сказать о своих чувствах. Например: «Я чувствую, что вы сейчас мной манипулируете». Тем самым мы намекаем человеку, что раскрыли его манипуляцию. Это поможет сгладить острые углы и продолжить переговоры.

Выводы. Важно быть критически настроенным и проверять факты, особенно если что-то звучит сомнительно. Поиск независимых источников информации и правильно поставленные вопросы помогут лучше понять ситуацию и не поддаться на манипуляции.

×

About the authors

Самарский государственный технический университет

Author for correspondence.
Email: khudysheva.nastya@yandex.ru

студентка, группа 104, Институт инженерно-экономического и гуманитарного образования

Russian Federation, Самара

References

  1. Непряхин Н.Ю. Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию. Москва: Альпина Паблишер, 2018.
  2. Иванова Е.Н Классификация манипуляций в переговорах // Теория и практика современной науки. 2020. № 5. С. 202–208. EDN: EJFXAY

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Худышева А.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.