Углеродное регулирование бизнеса: проблемы и перспективы

Мұқаба
  • Авторлар: 1
  • Мекемелер:
    1. Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка»
  • Шығарылым: Том 1 (2024)
  • Беттер: 140-141
  • Бөлім: ЧАСТЬ I. Актуальные проблемы экономики
  • URL: https://vietnamjournal.ru/osnk-sr2024/article/view/632638
  • ID: 632638

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

Обоснование. Углеродное регулирование бизнеса становится все более важным аспектом в связи с растущим воздействием климатических изменений и стремлением мирового сообщества сократить уровень парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу. Растет необходимость внедрения эффективных механизмов трансграничного углеродного регулирования в мировую экономику в целях снижения отрицательного воздействия антропогенных выбросов парниковых газов на изменения климата.

Цель — анализ текущего состояния декарбонизации экономики, выявление существующих проблем и перспектив развития углеродного регулирования в Российской Федерации.

Методы. С использованием общенаучных методов исследования проведен анализ данных, отражающих изменения глобальной температуры и годовые уровни выбросов углеводородов начиная с 2000 года, анализ международных соглашений по климату включая Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (1992 год), Киотский протокол, Парижское соглашение по климату (2015 год), а также механизмов углеродного регулирования в ЕС и России с целью выявления ключевых особенностей и недостатков.

Результаты. Согласно статистическим данным, 2023 год стал самым теплым годом за все время наблюдения за глобальной температурой, рекордными стали и выбросы углеводородов в атмосферу [1]. Чтобы цель Парижского соглашения по климату стала реализуема, необходимо сократить мировые выбросы на 43 % к 2030 году по сравнению с 2019 годом [2]. Наиболее результативные меры на данный момент прилагает Европейский союз, где введены система торговли квотами, трансграничное углеродное регулирование, таксономия экологически устойчивых видов экономической деятельности и иные нормативно-правовые инструменты по декарбонизации. В России механизмы климатического регулирования начали формироваться относительно недавно [3]. К проблемам углеродного регулирования в Российской Федерации относятся: низкий уровень финансовой поддержки проектов компаний по снижению углеродоемкости и переходу на возобновляемые источники энергии, отсутствие системы полномасштабного налогообложения выбросов СО2. Для полноценного перехода к углеродной нейтральности к 2060 году стране необходимо разработать собственную методику оценки выбросов СО2. Первым шагом в этом вопросе стали карбоновые полигоны. Кроме того, с 2022 года на Сахалине начался эксперимент по первой в стране региональной системе торговли углеродными единицами.

Выводы. В результате проведенного исследования выявлены существующие проблемы углеродного регулирования в Российской Федерации, где за последние годы климатическая повестка приобретает все большую актуальность и начинают предприниматься первые шаги по разработке национальной системы снижения антропогенных выбросов парниковых газов. Оптимальным вектором развития углеродного регулирования в Российской Федерации является сочетание трех элементов: разработка собственной системы оценки выбросов СО2, квотирование выбросов СО2 и финансовое стимулирование реализации климатических проектов.

Толық мәтін

Обоснование. Углеродное регулирование бизнеса становится все более важным аспектом в связи с растущим воздействием климатических изменений и стремлением мирового сообщества сократить уровень парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу. Растет необходимость внедрения эффективных механизмов трансграничного углеродного регулирования в мировую экономику в целях снижения отрицательного воздействия антропогенных выбросов парниковых газов на изменения климата.

Цель — анализ текущего состояния декарбонизации экономики, выявление существующих проблем и перспектив развития углеродного регулирования в Российской Федерации.

Методы. С использованием общенаучных методов исследования проведен анализ данных, отражающих изменения глобальной температуры и годовые уровни выбросов углеводородов начиная с 2000 года, анализ международных соглашений по климату включая Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (1992 год), Киотский протокол, Парижское соглашение по климату (2015 год), а также механизмов углеродного регулирования в ЕС и России с целью выявления ключевых особенностей и недостатков.

Результаты. Согласно статистическим данным, 2023 год стал самым теплым годом за все время наблюдения за глобальной температурой, рекордными стали и выбросы углеводородов в атмосферу [1]. Чтобы цель Парижского соглашения по климату стала реализуема, необходимо сократить мировые выбросы на 43 % к 2030 году по сравнению с 2019 годом [2]. Наиболее результативные меры на данный момент прилагает Европейский союз, где введены система торговли квотами, трансграничное углеродное регулирование, таксономия экологически устойчивых видов экономической деятельности и иные нормативно-правовые инструменты по декарбонизации. В России механизмы климатического регулирования начали формироваться относительно недавно [3]. К проблемам углеродного регулирования в Российской Федерации относятся: низкий уровень финансовой поддержки проектов компаний по снижению углеродоемкости и переходу на возобновляемые источники энергии, отсутствие системы полномасштабного налогообложения выбросов СО2. Для полноценного перехода к углеродной нейтральности к 2060 году стране необходимо разработать собственную методику оценки выбросов СО2. Первым шагом в этом вопросе стали карбоновые полигоны. Кроме того, с 2022 года на Сахалине начался эксперимент по первой в стране региональной системе торговли углеродными единицами.

Выводы. В результате проведенного исследования выявлены существующие проблемы углеродного регулирования в Российской Федерации, где за последние годы климатическая повестка приобретает все большую актуальность и начинают предприниматься первые шаги по разработке национальной системы снижения антропогенных выбросов парниковых газов. Оптимальным вектором развития углеродного регулирования в Российской Федерации является сочетание трех элементов: разработка собственной системы оценки выбросов СО2, квотирование выбросов СО2 и финансовое стимулирование реализации климатических проектов.

×

Авторлар туралы

Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка»

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: sofa.parfenova@mail.ru

студентка, группа М-31, Институт экономики и права

Ресей, Самара

Әдебиет тізімі

  1. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Ветрова М.А. Глобальные климатические вызовы, структурные сдвиги в экономике и разработка бизнесом проактивных стратегий достижения углеродной нейтральности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2022. Т. 38, № 3. С. 331–364. EDN: ANIHKM doi: 10.21638/spbu05.2022.301
  2. Лысунец М.В. Углеродное ценообразование как инструмент трансграничного углеродного регулирования и «зеленой» трансформации мировой экономики // Мир новой экономики. 2023. Т. 17, № 2. С. 27–36. EDN: GDLUDT doi: 10.26794/2220-6469-2023-17-2-27-36
  3. Невская А.А., Баронина Ю.А. Трансграничное углеродное регулирование: новый контекст отношений России и ЕС // Современная Европа. 2021. № 6. С. 63–74. EDN: GZXJVX doi: 10.15211/soveurope620216374

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Парфенова С.А., 2024

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.