Трибологические свойства промышленных алюминиевых сплавов, армированных высокодисперсной фазой карбида титана, в комплексе с термической обработкой
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный технический университет
- Issue: Vol 1 (2024)
- Pages: 220-221
- Section: ЧАСТЬ I. Физика
- URL: https://vietnamjournal.ru/osnk-sr2024/article/view/632626
- ID: 632626
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Областью проводимых исследований является трибологическое материаловедение. По мере развития техники в современном мире растут удельные нагрузки и скорости вращения трущихся деталей. В связи с этим трибологическое материаловедение является одним из самых актуальных направлений для исследований. Вместе с тем активно во всем мире ведутся исследования по синтезу армирующей фазы в составе промышленных сплавов, а также оценка влияния термической обработки (ТО) на свойства синтезированных алюмоматричных композиционных материалов (АМКМ). Также имеется большое количество работ по возможности синтеза АМКМ, дисперсно-армированных TiC, методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС), который прост по технологическому исполнению, не требует больших временных и энергетических затрат.
Цель — исследовать влияние армирования высокодисперсной фазой карбида титана, синтезированной методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза в расплаве, и последующей термической обработки на трибологические свойства промышленных алюминиевых сплавов.
Методы. Экспериментальные образцы АМКМ составов АМг2-10%TiC, АМг6-10%TiC, АМ4,5Кд-10%TiC и АК10М2Н-10%TiC получены методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза в расплаве. Оценка твердости производилась в соответствии с ГОСТ 9012-59 по методу Бринелля на твердомере марки ЗИП ТК-2М: установленная нагрузка 100 кгс, диаметр шарика 2,5 мм, время нагружения 20 с. Оценка полученного отпечатка производилась с использованием микроскопа Motic DM-111 с приложенной программой Motic Educator. Полученные данные о диаметре отпечатка подставлялись в формулу (1):
. (1)
Испытания на одноосное сжатие осуществлялись на испытательной машине Instron 5988 по ГОСТ 25.503-97 на образцах III типа с диаметром d0 = 20 мм и высотой h = 40 мм. Напряжение течения рассчитывалось по формуле (2)
. (2)
Триботехнические испытания производились на трибометре «Универсал-1Б» при реализации трения скольжения по схеме: «кольцо (контртело) — плоскость (образец). Материал контртела — сталь 40Х (закалка, отпуск, НВ = 420). Частота вращения — 600 мин–1. Нагрузка на образец составляла 400 Н. В качестве смазочной среды использовали трансмиссионное масло с группой эксплуатационных свойств GL-5, имеющее в составе качественные антизадирные присадки. После проведения испытания при помощи микрометра оценивалась величина износа.
Результаты. Основные результаты испытаний приведены в табл. 1.
Таблица 1. Механические и трибологические свойства синтезированных образцов
Образец | Твердость, НВ | Напряжение течения, σs, МПа | Скорость износа, мкм/час | Коэффициент трения |
АМг2 нагартованный | 59,4 | 290 | 37,6 | 0,3 |
АМг2-10%TiC, без термообработки | 59,4 | 271 | 6,4 | 0,12 |
АМг2-10%TiC, с термообработкой | 67,6 | 298 | 4,0 | 0,08 |
АМг6 нагартованный | 83,0 | 449 | 15,5 | 0,15 |
АМг6-10%TiC, без термообработки | 90,9 | 403 | 3,5 | 0,09 |
АМг6-10%TiC, с термообработкой | 99,9 | 395 | 4,2 | 0,08 |
АМ4,5Кд, без термообработки | 61,3 | 324 | 11,5 | 0,12 |
АМ4,5Кд, с термообработкой | 136 | 532 | 3 | 0,08 |
АМ4,5Кд-10%TiC, без термообработки | 76,1 | 355 | 5,25 | 0,08 |
АМ4,5Кд-10%TiC, с термообработкой | 142 | 568 | 1,25 | 0,03 |
АК10М2Н, без термообработки | 110 | 464 | 22,25 | 0,57 |
АК10М2Н, с термообработкой | 136 | 558 | 4,25 | 0,12 |
АК10М2Н-10%TiC, без термообработки | 152 | 447 | 0,5 | 0,09 |
АК10М2Н-10%TiC, с термообработкой | 172 | 587 | 0,25 | 0,03 |
Выводы. Исследования влияния армирования высокодисперсной фазой карбида титана, синтезированной методом СВС в расплаве, и термической обработки на свойства промышленных алюминиевых сплавов показало увеличение твердости (до 27 %) и прочности (до 7 %), а также значительное снижение скорости износа (до 29 раз) и коэффициента трения (до 4 раз), что позволяет расширить область применения алюминиевых сплавов и рекомендовать их в качестве триботехнических материалов.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования в рамках государственного задания (тема № АААА-А12-2110800012-0).
Full Text
Обоснование. Областью проводимых исследований является трибологическое материаловедение. По мере развития техники в современном мире растут удельные нагрузки и скорости вращения трущихся деталей. В связи с этим трибологическое материаловедение является одним из самых актуальных направлений для исследований. Вместе с тем активно во всем мире ведутся исследования по синтезу армирующей фазы в составе промышленных сплавов, а также оценка влияния термической обработки (ТО) на свойства синтезированных алюмоматричных композиционных материалов (АМКМ). Также имеется большое количество работ по возможности синтеза АМКМ, дисперсно-армированных TiC, методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС), который прост по технологическому исполнению, не требует больших временных и энергетических затрат.
Цель — исследовать влияние армирования высокодисперсной фазой карбида титана, синтезированной методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза в расплаве, и последующей термической обработки на трибологические свойства промышленных алюминиевых сплавов.
Методы. Экспериментальные образцы АМКМ составов АМг2-10%TiC, АМг6-10%TiC, АМ4,5Кд-10%TiC и АК10М2Н-10%TiC получены методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза в расплаве. Оценка твердости производилась в соответствии с ГОСТ 9012-59 по методу Бринелля на твердомере марки ЗИП ТК-2М: установленная нагрузка 100 кгс, диаметр шарика 2,5 мм, время нагружения 20 с. Оценка полученного отпечатка производилась с использованием микроскопа Motic DM-111 с приложенной программой Motic Educator. Полученные данные о диаметре отпечатка подставлялись в формулу (1):
. (1)
Испытания на одноосное сжатие осуществлялись на испытательной машине Instron 5988 по ГОСТ 25.503-97 на образцах III типа с диаметром d0 = 20 мм и высотой h = 40 мм. Напряжение течения рассчитывалось по формуле (2)
. (2)
Триботехнические испытания производились на трибометре «Универсал-1Б» при реализации трения скольжения по схеме: «кольцо (контртело) — плоскость (образец). Материал контртела — сталь 40Х (закалка, отпуск, НВ = 420). Частота вращения — 600 мин–1. Нагрузка на образец составляла 400 Н. В качестве смазочной среды использовали трансмиссионное масло с группой эксплуатационных свойств GL-5, имеющее в составе качественные антизадирные присадки. После проведения испытания при помощи микрометра оценивалась величина износа.
Результаты. Основные результаты испытаний приведены в табл. 1.
Таблица 1. Механические и трибологические свойства синтезированных образцов
Образец | Твердость, НВ | Напряжение течения, σs, МПа | Скорость износа, мкм/час | Коэффициент трения |
АМг2 нагартованный | 59,4 | 290 | 37,6 | 0,3 |
АМг2-10%TiC, без термообработки | 59,4 | 271 | 6,4 | 0,12 |
АМг2-10%TiC, с термообработкой | 67,6 | 298 | 4,0 | 0,08 |
АМг6 нагартованный | 83,0 | 449 | 15,5 | 0,15 |
АМг6-10%TiC, без термообработки | 90,9 | 403 | 3,5 | 0,09 |
АМг6-10%TiC, с термообработкой | 99,9 | 395 | 4,2 | 0,08 |
АМ4,5Кд, без термообработки | 61,3 | 324 | 11,5 | 0,12 |
АМ4,5Кд, с термообработкой | 136 | 532 | 3 | 0,08 |
АМ4,5Кд-10%TiC, без термообработки | 76,1 | 355 | 5,25 | 0,08 |
АМ4,5Кд-10%TiC, с термообработкой | 142 | 568 | 1,25 | 0,03 |
АК10М2Н, без термообработки | 110 | 464 | 22,25 | 0,57 |
АК10М2Н, с термообработкой | 136 | 558 | 4,25 | 0,12 |
АК10М2Н-10%TiC, без термообработки | 152 | 447 | 0,5 | 0,09 |
АК10М2Н-10%TiC, с термообработкой | 172 | 587 | 0,25 | 0,03 |
Выводы. Исследования влияния армирования высокодисперсной фазой карбида титана, синтезированной методом СВС в расплаве, и термической обработки на свойства промышленных алюминиевых сплавов показало увеличение твердости (до 27 %) и прочности (до 7 %), а также значительное снижение скорости износа (до 29 раз) и коэффициента трения (до 4 раз), что позволяет расширить область применения алюминиевых сплавов и рекомендовать их в качестве триботехнических материалов.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования в рамках государственного задания (тема № АААА-А12-2110800012-0).
About the authors
Самарский государственный технический университет
Author for correspondence.
Email: yulya.makhonina.97@inbox.ru
аспирантка кафедры «Металловедение, порошковая металлургия, наноматериалы»
Russian Federation, СамараSupplementary files
