Преодоление иллюзии счастья путем трансформации духовного сознания человека
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка»
- Issue: Vol 1 (2024)
- Pages: 136-137
- Section: ЧАСТЬ I. Актуальные проблемы экономики
- URL: https://vietnamjournal.ru/osnk-sr2024/article/view/632579
- ID: 632579
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. На определенных исторических этапах статус духовного сознания абсолютизировали, например в средние века. В наше время значимость духовного сознания отодвигается на задний план. Его развитие и потребности противоречат принципам материального производства и целевым установкам общества бездумного потребления и к тому же требуют приложения больших усилий, что затрудняет переход к следующему этапу развития общества — экологичному, или, как принято говорить, «зеленому».
Цель — обоснование трансформации человеческого сознания через рассмотрение установок достижения счастья человеком.
Методы. Основой исследования является аналитический метод исследования, позволивший выявить новые принципы воспитания и образования человека, умеющего ставить перед собой не столько прагматические, сколько духовные ориентиры.
Результаты. Рассмотрение процесса достижения счастья человеком определяет чрезмерное потребление человеком ресурсов и вещей — сверхпотребление — как одну из основных причин возникновения экологических проблем, заложенную в человеческом сознании. Содержательное наполнение понятия «счастья» в современном обществе включает в себя удовлетворение потребностей не в духовно-нравственной, а в материально-предметной плоскости, что приводит к возникновению иллюзии счастья, которая поддерживается товаропроизводителями. В совокупности с постоянным циклом эмоционального опережения, достижение счастья человеком в имеющихся условиях становится невозможным, а последствия от перманентного потребления «суррогатов счастья» негативно отражается на экологии.
Переход от иллюзорного к истинному счастью человека, а также решение экологических проблем должны включать в себя реализацию двух последовательных подходов:
- Изменение содержания понятия счастья, предложение чего-либо более актуального и востребованного социальной и природной средой.
- Выход человека из зоны комфорта путем демонстрации важности перехода от иллюзорного счастья к подлинному, основанному не на потреблении, а на достижении гармонии с окружающим миром.
Второй из названных подходов подразумевает под собой полноценное удовлетворение от жизненного восприятия и достижение целей, осуществляемое не в предметно-материальной плоскости, а на основе духовных стремлений. За основу формирования нового, экологического сознания можно взять тезис: аксиологически правильно сформированное сознание является результатом замещения материально-потребительских наклонностей потребностями в духовном развитии. В определенной интерпретации, данный подход подразумевает заложение конкретных экологических и социальных установок, направленных на снижение антропогенного воздействия, оказываемого на окружающий мир. Неотъемлемым требованием к достижению положительного результата остается необходимость объединения человеческих ресурсов, направление всего человечества на альтернативный путь развития цивилизации.
Выводы. Оптимальным вариантом является становление человека на путь духовно-нравственного развития, превращение «человека разумного» в «человека экологического». Функция формирования сознания возлагается на образовательные и воспитательные институты ввиду того, что значительную роль в формировании духовного сознания, основанного на бережном отношении к окружающему миру, играет образование и этические принципы, постигаемые человеком с раннего детства.
Full Text
Обоснование. На определенных исторических этапах статус духовного сознания абсолютизировали, например в средние века. В наше время значимость духовного сознания отодвигается на задний план. Его развитие и потребности противоречат принципам материального производства и целевым установкам общества бездумного потребления и к тому же требуют приложения больших усилий, что затрудняет переход к следующему этапу развития общества — экологичному, или, как принято говорить, «зеленому».
Цель — обоснование трансформации человеческого сознания через рассмотрение установок достижения счастья человеком.
Методы. Основой исследования является аналитический метод исследования, позволивший выявить новые принципы воспитания и образования человека, умеющего ставить перед собой не столько прагматические, сколько духовные ориентиры.
Результаты. Рассмотрение процесса достижения счастья человеком определяет чрезмерное потребление человеком ресурсов и вещей — сверхпотребление — как одну из основных причин возникновения экологических проблем, заложенную в человеческом сознании. Содержательное наполнение понятия «счастья» в современном обществе включает в себя удовлетворение потребностей не в духовно-нравственной, а в материально-предметной плоскости, что приводит к возникновению иллюзии счастья, которая поддерживается товаропроизводителями. В совокупности с постоянным циклом эмоционального опережения, достижение счастья человеком в имеющихся условиях становится невозможным, а последствия от перманентного потребления «суррогатов счастья» негативно отражается на экологии.
Переход от иллюзорного к истинному счастью человека, а также решение экологических проблем должны включать в себя реализацию двух последовательных подходов:
- Изменение содержания понятия счастья, предложение чего-либо более актуального и востребованного социальной и природной средой.
- Выход человека из зоны комфорта путем демонстрации важности перехода от иллюзорного счастья к подлинному, основанному не на потреблении, а на достижении гармонии с окружающим миром.
Второй из названных подходов подразумевает под собой полноценное удовлетворение от жизненного восприятия и достижение целей, осуществляемое не в предметно-материальной плоскости, а на основе духовных стремлений. За основу формирования нового, экологического сознания можно взять тезис: аксиологически правильно сформированное сознание является результатом замещения материально-потребительских наклонностей потребностями в духовном развитии. В определенной интерпретации, данный подход подразумевает заложение конкретных экологических и социальных установок, направленных на снижение антропогенного воздействия, оказываемого на окружающий мир. Неотъемлемым требованием к достижению положительного результата остается необходимость объединения человеческих ресурсов, направление всего человечества на альтернативный путь развития цивилизации.
Выводы. Оптимальным вариантом является становление человека на путь духовно-нравственного развития, превращение «человека разумного» в «человека экологического». Функция формирования сознания возлагается на образовательные и воспитательные институты ввиду того, что значительную роль в формировании духовного сознания, основанного на бережном отношении к окружающему миру, играет образование и этические принципы, постигаемые человеком с раннего детства.
About the authors
Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка»
Author for correspondence.
Email: ostrollistaya@mail.ru
студентка, группа УП-31, Институт экономики и права
Russian Federation, СамараSupplementary files
