Цифровая трансформация и институционализация региональной экономики
- Autores: 1, 1
-
Afiliações:
- Самарский государственный экономический университет
- Edição: Volume 1 (2024)
- Páginas: 33-34
- Seção: ЧАСТЬ I. Региональная экономика, политика и управление
- URL: https://vietnamjournal.ru/osnk-sr2024/article/view/631660
- ID: 631660
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. Согласно Всемирному банку цифровизация, или цифровая трансформация, представляет собой качественные, революционные изменения, которые меняют структуру экономики [1]. Изменения вызываются развитием цифровых технологий. В результате цифровой трансформации изменяются центры создания добавленной стоимости и перемещаются в цифровые технологии. Институты как наборы правил влияют на социально-экономическое развитие регионов и играют существенную роль в цифровой трансформации региональной экономики. Институциональная инфраструктура строящейся цифровой экономики представляет собой совокупность различных институтов, которые взаимосвязаны между собой с целью эффективного регулирования процесса создания цифровых благ и повышения результативности воспроизводства цифрового капитала [2]. Президент России утвердил цифровую трансформацию как национальную цель развития с временным интервалом до 2030 года, с последующим достижением различных показателей. Например, повсеместный перевод социальных и социально-значимых услуг в электронный вид, обеспечение практически 100-процентного покрытия высокоскоростным интернетом домохозяйства страны, кратное увеличение инвестиций в отечественные цифровые разработки и технологии для достижения цифрового и технологического суверенитета.
Цель — определить влияние цифровизации и институционализации на региональную экономику.
Методы. В качестве методов были использованы анализ, сравнение и сопоставление данных, характеризующих цирофровую трансформацию и институционализацию в Приволжском федеральном округе (ПФО).
Результаты. В результате исследования были проанализированы показатели, характеризующие цифровую трансформацию в ПФО в сфере информации и коммуникации, торговли. С 2010 по 2022 год количество пользователей интернета увеличилось в 1,93 раза и составляет 85 %. При этом число активных пользователей равно 88,5 %. В 2022 году 86 % организаций имели доступ в интернет в ПФО. В 2022 году только 45 % организаций в ПФО имели собственный сайт. Только треть организаций в 2022 году в ПФО получали заказы в интернете. С 2014 года по 2022 год доля населения в ПФО, использующая интернет для заказов товаров и услуг, выросла в 3,6 раза и составила 51 %. За 8 лет доля населения, использующая интернет в ПФО для получения государственных услуг, возросла в 5,9 раза и составляет 78,6 % [3]. В 2023 году около 60 % покупателей на маркетплейсах совершали заказы в регионах. Самарская и Нижегородская область входят в топ-10 регионов по количеству заказов на маркетплейсах [4]. Выявлены проблемы, препятствующие цифровой трансформации в регионах, и предложены пути их решения. К проблемам относятся: разобщенность институтов развития и институтов роста; недостаточная эффективность ИИЦЭ; не учитывается специфика отечественной экономики; низкая цифровая грамотность; недоверие населения к цифровизации; уязвимости кибербезопасности; интернет-мошенничество; разобщенность данных и бюрократизм.
Выводы. Цифровая трансформация и институционализация способствует развитию регионов за счет создания новых рабочих мест в регионе, повышению конкурентособности, возможности реализации товаров и услуг через цифровые платформы, повышению качества услуг и доступности государственных услуг. В качестве инструмента, который способствовал бы ускоренной цифровой институционализации и трансформации регионов России, имеет место быть применение так называемых институтов роста и развития [2]. Это позволило бы ускорить интеграционные процессы, происходящие в хозяйственной деятельности всех участников цифровой региональной трансформации, а также повысить эффективность формирующейся цифровой среды благодаря снижению негативного эффекта от существующих проблем. Для решения проблем, препятствующих цифровой трансформации в регионах, следует: создать целевое инвестирование регионов в области цифровизации; обучать специалистов в области цифровых технологий; создать благоприятную инвестиционную среду; повысить доверие и цифровую грамотность населения; централизовать данные и уменьшить бюрократизацию процессов.
Texto integral
Обоснование. Согласно Всемирному банку цифровизация, или цифровая трансформация, представляет собой качественные, революционные изменения, которые меняют структуру экономики [1]. Изменения вызываются развитием цифровых технологий. В результате цифровой трансформации изменяются центры создания добавленной стоимости и перемещаются в цифровые технологии. Институты как наборы правил влияют на социально-экономическое развитие регионов и играют существенную роль в цифровой трансформации региональной экономики. Институциональная инфраструктура строящейся цифровой экономики представляет собой совокупность различных институтов, которые взаимосвязаны между собой с целью эффективного регулирования процесса создания цифровых благ и повышения результативности воспроизводства цифрового капитала [2]. Президент России утвердил цифровую трансформацию как национальную цель развития с временным интервалом до 2030 года, с последующим достижением различных показателей. Например, повсеместный перевод социальных и социально-значимых услуг в электронный вид, обеспечение практически 100-процентного покрытия высокоскоростным интернетом домохозяйства страны, кратное увеличение инвестиций в отечественные цифровые разработки и технологии для достижения цифрового и технологического суверенитета.
Цель — определить влияние цифровизации и институционализации на региональную экономику.
Методы. В качестве методов были использованы анализ, сравнение и сопоставление данных, характеризующих цирофровую трансформацию и институционализацию в Приволжском федеральном округе (ПФО).
Результаты. В результате исследования были проанализированы показатели, характеризующие цифровую трансформацию в ПФО в сфере информации и коммуникации, торговли. С 2010 по 2022 год количество пользователей интернета увеличилось в 1,93 раза и составляет 85 %. При этом число активных пользователей равно 88,5 %. В 2022 году 86 % организаций имели доступ в интернет в ПФО. В 2022 году только 45 % организаций в ПФО имели собственный сайт. Только треть организаций в 2022 году в ПФО получали заказы в интернете. С 2014 года по 2022 год доля населения в ПФО, использующая интернет для заказов товаров и услуг, выросла в 3,6 раза и составила 51 %. За 8 лет доля населения, использующая интернет в ПФО для получения государственных услуг, возросла в 5,9 раза и составляет 78,6 % [3]. В 2023 году около 60 % покупателей на маркетплейсах совершали заказы в регионах. Самарская и Нижегородская область входят в топ-10 регионов по количеству заказов на маркетплейсах [4]. Выявлены проблемы, препятствующие цифровой трансформации в регионах, и предложены пути их решения. К проблемам относятся: разобщенность институтов развития и институтов роста; недостаточная эффективность ИИЦЭ; не учитывается специфика отечественной экономики; низкая цифровая грамотность; недоверие населения к цифровизации; уязвимости кибербезопасности; интернет-мошенничество; разобщенность данных и бюрократизм.
Выводы. Цифровая трансформация и институционализация способствует развитию регионов за счет создания новых рабочих мест в регионе, повышению конкурентособности, возможности реализации товаров и услуг через цифровые платформы, повышению качества услуг и доступности государственных услуг. В качестве инструмента, который способствовал бы ускоренной цифровой институционализации и трансформации регионов России, имеет место быть применение так называемых институтов роста и развития [2]. Это позволило бы ускорить интеграционные процессы, происходящие в хозяйственной деятельности всех участников цифровой региональной трансформации, а также повысить эффективность формирующейся цифровой среды благодаря снижению негативного эффекта от существующих проблем. Для решения проблем, препятствующих цифровой трансформации в регионах, следует: создать целевое инвестирование регионов в области цифровизации; обучать специалистов в области цифровых технологий; создать благоприятную инвестиционную среду; повысить доверие и цифровую грамотность населения; централизовать данные и уменьшить бюрократизацию процессов.
Sobre autores
Самарский государственный экономический университет
Autor responsável pela correspondência
Email: Markov.a.d@yandex.ru
аспирант, группа АСП22-РОЭ-2, кафедра региональной экономики и управления
Rússia, СамараСамарский государственный экономический университет
Email: 7egor12@gmail.com
аспирант, группа АСП22-РОЭ-2, кафедра региональной экономики и управления
Rússia, СамараBibliografia
- iq.hse.ru [Электронный ресурс]. Цифровая трансформация. Изменения экономики и социальной сферы под влиянием технологий [дата обращения: 05.04.2024]. Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/465484100.html
- Юдина Т.Н., Купчишина Е.В. Формирование институциональной инфраструктуры «цифровой экономики» в Российской Федерации // π-Economy. 2019. Т. 12, № 4. С. 9–19. EDN: CEDOLF doi: 10.18721/JE.12401
- rosstat.gov.ru [Электронный ресурс]. Информационное общество [дата обращения: 05.04.2024]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity
- rg.ru [Электронный ресурс]. Популярность маркетплейсов в регионах резко выросла [дата обращения: 05.04.2024]. Режим доступа: https://rg.ru/2023/12/04/reg-urfo/zigzagi-vydachi.html
Arquivos suplementares
