The consequences of demographic and climate change for Vietnam and its migration flows

  • Authors: Ryazantsev S.V1, Luk'yanets A.S2
  • Affiliations:
    1. Center for Social Demography and Economic Sociology of the Institute of Social and Political Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow State Institute of International Relations and the Peoples' Friendship University of Russia
    2. Center for Social Demography and Economic Sociology of the Institute of Social and Political Studies, RAS
  • Issue: Vol 1, No 5 (2015)
  • Pages: 208-216
  • Section: Articles
  • URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/84357
  • ID: 84357

Cite item

Full Text

Abstract

The paper considers problems of global climate change, new challenges and threats provoked by it are shown in the case of Vietnam. It is also explained the necessity of revising the existing and well-established policy of resettlement of the population throughout the country. The necessity is determined by particular geographical location, topography of the country and its demographic potential. The authors call for the development of a new concept of migration policy of Vietnam, aimed at the resettlement of the population of potentially dangerous locations, primarily from the coastal areas. The question of the place of Russia in this policy is raised too.

Full Text

Вьетнам обладает мощным демографическим потенциалом и является одной из густонаселенных стран мира. В стране в 1990- 2010 гг. численность населения увеличилась на 20,7 млн человек и составила 87,8 млн против 67,1 млн человек в 1990 г. В 2012 г. численность населения Вьетнама превысила 90 млн человек1. Демографический фактор (значительная численность и его молодая возрастная структура) в сочетании с климатическими изменениями (глобальное потепление, затопление части территории в дельтах), которые, по прогнозам, ожидают Вьетнам, сделают его в среднесрочной перспективе крупным экспортером трудовых ресурсов на мировой рынок труда. По данным отчета Всемирного банка, Вьетнам входит в пятерку стран, наиболее уязвимых к подъёму уровня воды в Мировом океане вследствие глобального потепления климата. В зону потенциального затопления входят наиболее густонаселенные и экономически важные территории. Во Вьетнаме повышение среднегодовой температуры ведет к небывалым до настоящего времени бурям, цунами и, как следствие, к наводнениям. По прогнозам специалистов Всемирного Банка уже к 2040 г. рост подъема уровня воды может составить 30 сантиметров2. При моделировании событий в условиях реализации данного прогноза в зоне затопления окажутся такие провинции южной части страны, как Анзянг, Киензянг, Хаузянг, Донгтхап, Лон-ган, Тиензянг, Виньлонг и Кантхо. Особую опасность вызывает подтопление территорий в районе дельты реки Меконг. Дельта Меконга является одним из самых густонаселенных районов СРВ - в ней проживает более 19 млн чел. Наши предварительные расчеты показывают, что в зоне затопления здесь могут оказаться около 6 млн человек (табл. 1). Отметим, что приведенные демографические расчеты носят предварительный характер. 210 Раздел I. Современный Вьетнам Таблица 1. Провинции дельты Меконга, в наибольшей степени подверженные затоплению вследствие подъема уровня моря Провинции и города Прогноз ПО затоплению территории, %*** Население, тыс. человек, 2012 г. Территория, кв. км всего** в зоне затопления Всего** в зоне затопления Can Tho 24,7 1214,1 299,9 1409 348 Ben Tre 51 1258,5 641,8 2358 1203 Long An 49,4 1458,2 720,4 4492 2219 An Giang 2153,7 3537 Dong Thap 1676,3 3377 Vinh Long 1033,6 1505 Bac Lieu 39,9 873,4 348,5 2469 985 Soc Trang 43,7 1301,9 568,9 3312 1447 HCM City * 43 7681,7 3303,1 2096 901 Итого - 18651,4 5882,6 24555 7103 * Г. Хошимин географически относится к восточному Намбо ** Источник: The General Statistics Office of Vietnam. URL: http:// www.gso.gov.vn/ *** Источник: Can Tho University, The Climate Change Research Institute Будучи самой большой житницей страны, этот район играет жизненно важную роль в стратегии продовольственной безопасности Вьетнама и мира. Здесь рисовые поля занимают около 3,8 млн га и приносят высокие урожаи - более 20 млн тонн в год3. В целом на территорию дельты приходится более половины сбора всех сельскохозяйственных культур, причем основную часть составляет рис. Здесь также сосредоточено свыше 75 % производства аквакультур. По мнению ученых, большинство бедствий, происходящих в районе дельты реки Меконг, было вызвано воздействием изменения климата, особенно повышением уровня моря. В одном из своих научных докладов доктор Нгуен Хыу Тием, работающий на факультете Часть 3. Политические и социально-экономические процессы. 211 окружающей среды и природных ресурсов университета г. Кантхо, утверждал: «Район дельты реки Меконг переживает тяжелые последствия глобального изменения климата»4. С каждым днем все больше увеличивается площадь засоленных, засушливых, загрязненных солями тяжелых металлов почв. На всей территории дельты реки Меконг насчитывается 2,1 млн га засоленных почв и 1,6 млн га засушливых и загрязненных солями тяжелых металлов почв. Резкий подъем уровня реки привел к тому, что около 70 тыс. га фруктовых садов и сотни километров сельских дорог были сильно затоплены5. Серьезную тревогу вызывает то, что наводнения происходят не только в дождливый сезон, но и в сухой. Жители дельты Меконга до сих пор не могут забыть сильные морские приливы, сопровождавшиеся большим количеством осадков в декабре 2009 г., в результате которых было затоплено 100 тыс. га земель под фруктовыми деревьями и сельскохозяйственными культурами. Затопление плодородных земель дельты Меконга приведет к повышенной засоленности почв, что сделает их непригодными для выращивания риса. Эта тенденция тем более тревожна и опасна ввиду возрастающей роли Вьетнама как ведущего в мире экспортёра риса. Еще одной проблемой в плане продовольственной безопасности Вьетнама и этого региона в целом станет затопление больших прибрежных территорий, связанных с рыболовством. Вследствие повышения уровня моря, изменения щелочных и кислотных балансов могут исчезнуть коралловые рифы и, как следствие, многие виды рыб и моллюсков. На воды Вьетнама приходится до 16 % всего улова стран Юго-Восточной Азии6. Рис и морепродукты составляют основу рациона питания жителей стран ЮВА. Помимо указанных выше угроз среди последствий потепления климата можно выделить также усиление тайфунов и штормов, а также и сокращение самой территории Вьетнама. В результате увеличения количества наводнений Вьетнам может потерять до 6 % территории. Согласно прогнозу, если повышение уровня моря в среднем составит 78-95 см, а в некоторых приморских районах страны до 105 см, то под угрозой затопления окажутся семь прибрежных провинций Вьетнама. Будет затоплено около 40 % площа- 212 Раздел I. Современный Вьетнам ди дельты реки Меконг, более 10 % площади дельты Красной реки и провинции Куангнинь7. Последствия изменения климата проявляются не только в провинциях Дельты реки Меконг. Отдельную озабоченность и, соответственно, угрозу вызывают участившиеся и усилившиеся тайфуны, обрушивающиеся на провинции Центрального Вьетнама. Данная природная стихия оказывает разрушающее воздействие на хозяйство, быт, социально-экономические процессы, протекающие в деревнях и городах данных провинций, а также уносит жизни людей. Таблица 2. Провинции Центрального Вьетнама, подвергающиеся тайфунам и штормам Провинции и города Показатели Население, тыс. человек, 2012 г. Территория, кв. км. Binh Dinh 1501,8 6050 Da Nang 973,8 1285 Phu Yen 877,2 5061 Quang Binh 857,2 8065 Quang Nam 1450,1 10438 Quang Ngai 1227,9 5153 Quang Tri 608,1 4740 Итого 7496,1 40792 Источник: The General Statistics Office ofVietnam - http://www.gso.gov.vn. Складывается несоответствие между численностью населения и площадью Вьетнама, пригодной для проживания людей. На протяжении последних пяти лет в отдельным местах из-за разлива рек стираются целые улицы в деревнях. Так в 2010 г. в уезде Намкан провинции Камау ночью произошел обвал 20 метров берега реки, унесший несколько домой и жизней людей. По словам местных жителей, такие случаи стали происходить лишь в последние 10 лет. В одной деревне, расположенной на берегу реки, произошел разлом земли. Единственный способ, которым пользуется правительство Вьетнама и сами люди - это постройка новых дамб и плотин, а так Часть 3. Политические и социально-экономические процессы. 213 же укрепление уже существующих. Но с каждым годом все больше людей осознает, что этот механизм теряет эффективность. Всего один тропический шторм, которые стали теперь намного сильнее, способен нанести значительный урон дамбам - их приходится опять возводить и укреплять. Для решения этой проблемы власти Вьетнама еще в 2008 г. утвердили государственную целевую программу по реагированию на изменения климата. Министерству охраны природных ресурсов и окружающей среды было поручено создать сценарий изменения климата и повышения уровня моря во Вьетнаме. Но очевидно, что в сложившихся условиях вьетнамскому правительству и населению самим не справиться с нависшей угрозой. Проблема требует немедленного реагирования на международном уровне, поскольку угрозу невозможно будет локализовать в пределах границ СРВ. Очевидно, что в условиях затопления возникнет необходимость переселения части населения внутри страны и за ее пределы. Прежде всего, если постепенно не переселять людей, то уменьшение территории Вьетнама - при высокой плотности населения, специфике расселения и тенденциях воспроизводства - может вызвать значительный поток вынужденных мигрантов, так наз. экологических беженцев. Территории Вьетнама может не хватить, чтобы принять весь поток переселенцев и, как следствие, он будет направляться за пределы страны. Вместе с тем, если программы переселения начать сейчас в форме организованной трудовой миграции, то есть шансы смягчить негативный сценарий развития событий. Организованная трудовая эмиграция даже принесет Вьетнаму социально-экономическую выгоду. Собственно и сейчас он отчасти уже получает социально-экономические дивиденды от экспорта рабочей силы. Но с развитием программ организованной трудовой миграции из подверженных рискам затопления территорий он может «убить и второго зайца» - предотвратить вынужденную экологическую миграцию. Вьетнам является активным участником международной миграции в качестве страны-донора. По итогам 2010 г. из Вьетнама выехало более 2,2 млн чел., что составило 2,5 % населения страны. В 2010 г. по абсолютному количеству эмигрантов СРВ заняла два 214 Раздел I. Современный Вьетнам дцать третье место в мире. По объему получаемых денежных переводов из-за рубежа (более 7,2 млрд долл. США) Вьетнам занял в том же году шестнадцатое место в мире8. Основными странами назначения для вьетнамских трудовых мигрантов служат США, Япония, Австралия, Канада, Камбоджа, Германия, Франция, Южная Корея, Япония, Великобритания и Таиланд. К сожалению, Россия пока не входит в число приоритетных направлений трудовой эмиграции вьетнамцев. В 2012 г. ФМС России выдала только 12 тыс. разрешений на работу для вьетнамцев9, хотя российская экономика могла бы более активно использовать их труд. Тем более что опыт такой имеется еще с советских времен. По данным переписи населения 2010 г. численность вьетнамцев в России составляла до 14 тыс. человек (это почти в 2 раза меньше, чем по переписи 2002 г.). Учитывая «недокументированных» мигрантов можно предполагать, что численность вьетнамцев на порядок выше официальных цифр. В начале 2000-х годов эксперты оценивали эту численность на уровне не ниже 100 тыс. человек10. В основном вьетнамцы учатся, работают в торговле, сельском хозяйстве, ресторанном бизнесе, растёт занятость в производственной сфере. Однако, скорее всего, последние меры по ужесточению миграционной политики России, в результате которых невольно пострадали вьетнамские мигранты (например, после событий в Бирюлево), ведут к постепенному сокращению их численности. Приходится констатировать, что органы миграционного контроля и полиция крайне негативно и негуманно относятся к вьетнамским мигрантам в России. Проведенное нами исследование позволяет дать оценку миграционной политики России и дать рекомендации в той ее части, что касается привлечения рабочей силы из Вьетнама. Очевидно, что в отношении вьетнамской миграции эта политика крайне неэффективна и недальновидна. И нам видятся четыре проявления этой неэффективности. Во-первых, она противоречит геополитическим интересам России - ведь неоднократно на самом высшем уровне, включая президента РФ, заявлялось, что Вьетнам наш стратегический партнер в Юго-Восточной Азии. Мало того, что мы имеем ассиметричные ви- Часть 3. Политические и социально-экономические процессы. 215 зовые отношения: россияне могут пребывать во Вьетнаме 15 дней без визы, а для вьетнамцев необходимы визы в Россию. В российских миграционных практиках Вьетнам именуется не иначе как «страна с миграционным риском»! Более того, миграционная политика России становится в отношении вьетнамцев все более и более жесткой, подрывая авторитет России как государства в глазах вьетнамцев. Во-вторых, миграционная политика не отвечает миссии России как мировой державы и самодостаточной страны. Известно, что Российская Федерация декларировала, что из страны-получателя помощи становится страной-донором международного развития. Кстати говоря, именно по этой причине прекратили свою деятельность в России ЮНИСЕФ, ЮНФПА и другие международные организации системы ООН, ориентированные на работу в развивающихся странах (хотя проблемы детей и демографические вопросы пока не решены в самой России). Почему бы теперь России от деклараций не перейти к конкретным шагам и не инвестировать хотя бы в один проект развития организованной трудовой миграции из районов Вьетнама, подверженных затоплению? До сих пор в СССР и России работали выходцы из северных провинций Вьетнама, почему бы не расширить географию и не использовать предыдущий опыт? Конечно, это потребует затрат на обучение вьетнамцев русскому языку, открытие центров подготовки кадров в СРВ. Но ведь именно такую миграцию, организованную трудовую, российские власти хотят иметь, а не нелегальную и криминальную. Тем более что такой подход к организации трудовой миграции будет приносить обоюдный экономический эффект и укрепит отношения между странами. И, что немаловажно, такой подход повысит авторитет России как страны, способствующей международному развитию. В-третьих, миграционная политика противоречит прагматическим интересам России - вьетнамская миграция для России гораздо более эффективна, чем миграция из многих сопредельных стран в силу наличия вьетнамских инвестиций и предпринимателей уже находящихся в России, позитивных практик, исторического опыта, организованности вьетнамских трудовых мигрантов, готовности 216 Раздел I. Современный Вьетнам Вьетнама регулировать миграционные потоки на организованной основе. В-четвертых, миграционная политика РФ противоречит гуманитарным принципам. Впрочем, соблюдение прав человека в России пока далеко от идеала, в особенности в части обеспечения этих прав для мигрантов из Вьетнама.
×

About the authors

Sergei V Ryazantsev

Center for Social Demography and Economic Sociology of the Institute of Social and Political Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow State Institute of International Relations and the Peoples' Friendship University of Russia

Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, D.Sc. (Econ.), Professor, Head of the Center for Social Demography and Economic Sociology of the Institute of Social and Political Studies, Russian Academy of Sciences, and Professor at the Moscow State Institute of International Relations and the Peoples' Friendship University of Russia

A. S Luk'yanets

Center for Social Demography and Economic Sociology of the Institute of Social and Political Studies, RAS

Ph.D. (Econ.), senior research fellow

References

  1. General Statistics Office of Vietnam. URL: www.gso.gov.vn
  2. World Bank, Vietnam - Economics of adaptation to climate change. Washington, 2010. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/2010/01/16441103
  3. Нгуен By Тхань Дат. Дельте реки Меконга угрожают изменения климата // журнал «Вьетнам». 01.12.2011. URL: http://vietnam.vnanet.vn/vnp/ra-ru/13/27228
  4. Рязанцев С.В., Лукьянец A.C., Нгуен Кань Тоан. Демографические процессы во Вьетнаме в контексте глобального потепления // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право, 2013, № 5. С. 67
  5. Лукьянец A.C., Нгуен Кань Тоан. Миграция из Вьетнама в контексте глобального изменения климата // Миграционное право. 2014. № 1. С. 38
  6. Migration and Remittances Fact book 2011. The World Bank. 2011. P.3, 13, 257
  7. Труд и занятость в России - 2013. Статистический сборник. М.: Росстат, 2014. С. 333
  8. Мазырин В.М. Вьетнамские мигранты в современной России: пути проникновения, образ жизни, отличительные черты и особенности // Проблемы незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования). Международная организация по миграции. М., 2004. С. 368

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Ryazantsev S.V., Luk'yanets A.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies