Новый коллективный труд российских и вьетнамских обществоведов о Хо Ши Мине и его политическом наследии

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В публикации представлена рецензия на коллективную работу российских и вьетнамских обществоведов, посвящённую 130-летию Хо Ши Мина. В книге, состоящей из пяти основных разделов, рассмотрены вопросы, связанные с практической деятельностью и идейными взглядами первого президента Демократической Республики Вьетнам. Авторами (12 - российских и 37 - вьетнамских) проанализированы причины, приведшие к освобождению Вьетнама от власти французских колонизаторов, и роль в этом Хо Ши Мина в качестве главного идеолога и практика. Также показана его роль в создании Коммунистической партии Вьетнама, политической системы ДРВ, в формировании во Вьетнаме новой культуры, нравственности и гуманизма. Заключительный раздел характеризует роль Хо Ши Мина в формировании независимой вьетнамской внешней политики.

Полный текст

В мае 2020 г. отмечалась 130-летняя годовщина со дня рождения первого президента Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мина, который оставил заметный след не только в новейшей истории Вьетнама, но и в мировой политике. К этой знаменательной дате приурочено издание на английском языке коллективной работы обществоведов Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам, посвящённой различным аспектам практической деятельности выдающегося политика, его теоретического и политического наследия. Издание выполнено в рамках проекта научного сотрудничества между Московским и Ханойским государственными университетами. Главными координаторами выступили Институт стран Азии и Африки МГУ и Институт социальных и гуманитарных наук ХГУ. Всего в написании книги участвовали 12 специалистов-обществоведов с российской и 37 - с вьетнамской стороны. Кроме сотрудников МГУ и ХГУ, в написании книги приняли участие учёные девяти ведущих вьетнамских и четырёх российских научных и образовательных учреждений. Помимо историков и обществоведов, представлены публикации экономистов, политологов и филологов, что позволило составителям значительно расширить круг проблем, затронутых в «хошиминовском» контексте. Написанные авторами тексты представляют достаточно широкий спектр методологических подходов и имеют разную степень научной новизны, что, как правило, является характерной чертой для любого юбилейного издания, выполненного большим составом авторов. Общую редакцию книги провели известный российский вьетнамовед Е.В. Кобелев (ИДВ РАН) и зам. декана факультета политологии Университета гуманитарных и общественных наук (Ханой) Фам Куок Тхань (Pham Quoc Thanh). В предисловии, написанном представителями вьетнамского авторского коллектива, отмечается, что Хо Ши Мин являлся одним из самых влиятельных деятелей ХХ в., который ещё при своей жизни стал настоящей легендой и оставил заметный след в истории не только как освободитель своего народа, но и как оригинальный мыслитель. Идеология, выработанная на основе его взглядов на окружающий мир, является не только большим достоянием правящей во Вьетнаме коммунистической партии, но и вносит значительный вклад в обогащение человеческой культуры. Этот тезис авторы предисловия подкрепляют выдержкой из постановления Политбюро ЦК КПВ, принятого в феврале 1995 г., в котором специально подчеркнуто, что для Вьетнама не только учение марксизма-ленинизма, но и идеология Хо Ши Мина - «революционная и научная доктрина, духовное оружие рабочего класса, трудящихся и всей нации» (с. 11). На наш взгляд, данное обстоятельство придаёт дополнительную актуальность изучению различных аспектов политического наследия Хо Ши Мина, особенно тех его интерпретаций, которые приоритетны для сегодняшней вьетнамской политической науки, занимающей важное место в формировании официальной доктрины Коммунистической партии Вьетнама. Для российской общественности и политического руководства понимание связи истории с современной вьетнамской политикой важно для выработки отношения к тем неоднозначным процессам, которые происходили и ныне происходят в этой ключевой стране Юго-Восточной Азии. Тем более что руководство Российской Федерации последние два десятилетия последовательно стремится выстраивать взаимовыгодные прагматичные отношения с СРВ, и без учёта мнений авторитетных экспертов двух стран это намерение успешно осуществить довольно сложно. Как нам представляется, необходимо и русскоязычное издание данной работы, которое должно представлять несомненный интерес для читательской аудитории в РФ, не владеющей в должной мере английским языком. Первый раздел книги посвящён причинам, приведшим к освобождению Вьетнама от французских колонизаторов, и роли в этом Хо Ши Мина в качестве главного идеолога и практика. В историографии высказываются различные оценки по данной теме, но авторы в целом придерживаются традиционных подходов, сложившихся в своей основе в работах советских и вьетнамских обществоведов ещё в период существования «социалистического содружества». На наш взгляд, в статьях первого раздела превалирует историческая политика, а не собственно подходы, характерные для исторической науки. Исключение составляет первая глава, написанная петербургским историком В.Н. Колотовым (с. 15-25), регулярно выступающим с обоснованием понятия «идеология Хо Ши Мина» в своих русскоязычных публикациях. Остальные главы выполнены вьетнамскими специалистами и отражают их сегодняшнее видение значения учения Хо Ши Мина внутри Вьетнама, затрагивают вопрос об распространении его идей за пределами страны, интерпретируют концепцию политика об «освобождении человека» и её ценность для дела обновления во Вьетнаме. Отдельно интерпретируется роль Хо Ши Мина и его сторонников в победах Августовской революции 1945 г. и в войне Сопротивления (Первой индокитайской войне) против французских колонизаторов. Завершает этот раздел книги глава, посвящённая особенностям взглядов Хо Ши Мина на существо «демократического государства». Несомненно, высказанные здесь положения позволяют англоязычному читателю более точно определить сегодняшнее состояние обществоведческой мысли Вьетнама, формирующееся на основе интерпретации теоретического наследия «отца-основателя» современного вьетнамского государства, до сих пор остающегося непререкаемым авторитетом для жителей страны. Вторая часть рецензируемого издания, полностью написанная вьетнамскими авторами, озаглавлена «Хо Ши Мин и Коммунистическая партия Вьетнама». В ней с позиций сегодняшних внутриполитических реалий СРВ рассмотрены вопросы о роли Хо Ши Мина в процессе создания Коммунистической партии Вьетнама, его идеи по обучению и воспитанию молодёжи и практике их применения правящей партией на современном этапе, о роли демократии в деятельности правящей коммунистической партии, о применении и развитии Хо Ши Мином идей марксизма-ленинизма о проверке, надзоре и партийной дисциплине, а также его политическая эволюция от патриота до коммуниста - основателя КПВ. Многое из того, что высказано вьетнамскими коллегами в данном разделе, входит в противоречие с существующими за пределами Вьетнама историографическими концепциями, но заслуживает внимания сам факт появившейся возможности таким образом определить некоторые характерные веяния и тенденции в современном вьетнамском обществоведении. Третья часть рецензируемой работы посвящена построению во Вьетнаме «политической системы нового типа». В ней вьетнамскими авторами и российским историком-вьетнамистом О.В. Новаковой (с. 150-162) охарактеризованы взгляды Хо Ши Мина на правовое государство и показано их применение в практическом строительстве государства такого типа, раскрыта роль вьетнамского лидера как основателя и строителя государственности на территории ДРВ, определено основное содержание и значение концепции Хо Ши Мина о «великом национальном единстве», показана его роль в формировании и развитии единого национального фронта, а также охарактеризованы некоторые подходы к религии и её роли во вьетнамском обществе. Четвертая часть книги посвящена роли Хо Ши Мина в процессе формирования во Вьетнаме новой культуры, нравственности, гуманизма и экономики. В ней российскими авторами рассмотрены вопросы, освещающие роль Хо Ши Мина как «конструктора культуры новой эры» (В.П. Ларин), а также его значение как культурного деятеля международного масштаба (И.В. Бритов). Несомненный интерес для англоязычного читателя могут также представить сюжеты вьетнамских авторов о гуманитарных ценностях в тексте Завещания Хо Ши Мина, идеях образования в его философии, а также глава, написанная российским исследователем М.А. Сюнненбергом о роли Хо Ши Мина в эмансипации вьетнамских женщин в ХХ в. (с. 251-262). Последние две главы данного раздела посвящены рассмотрению образа жизни Хо Ши Мина и его мыслям по поводу развития рыночной экономики во Вьетнаме в условиях социалистических реалий. Изложенный здесь фактический материал может представить несомненный интерес и для студентов, изучающих интеллектуальную историю и историю политических учений ХХ в. Заключительная часть рецензируемого нами труда озаглавлена «Хо Ши Мин и мир». В ней рассмотрены вопросы, связанные с международной революционной деятельностью Хо Ши Мина, его идеями «революционного интернационализма», а также работой политика в 1920-1930-е годы в Коминтерне. Весьма интересен и содержателен раздел, написанный Г.М. Локшиным, о роли идей Хо Ши Мина при выработке внешней политики независимого Вьетнама (с. 320-332). Две заключительные главы относятся к пребыванию Хо Ши Мина во Владивостоке в 1920-1930-х годах и к его поездкам в Китай (1924-1941) с целью «найти путь к национальному спасению, освобождению и развитию» (с. 340-354). В Заключении предпринята попытка обобщить изложенный в основной части материал и сделан вывод о том, что и сегодня во Вьетнаме и России Хо Ши Мина продолжают считать основоположником дружбы между двумя народами, особо подчёркивается, что он завещал её укреплять и развивать. Именно благодаря этому обстоятельству, по мнению авторов, сегодня Россия и Вьетнам в целом успешно развивают отношения стратегического партнёрства (с. 359). Наряду с несомненными достоинствами работа, на наш взгляд, в своей содержательной части не лишена некоторых недостатков. Как нам представляется, здесь дело не в стремлении авторов намеренно проигнорировать некоторые «трудные» и неоднозначно трактуемые вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Хо Ши Мина, а их желание не создавать каких-либо дополнительных поводов к выдвижению взаимных упреков, давая дополнительные аргументы своим потенциальным геополитическим оппонентам в современных весьма непростых реалиях международной жизни. Хо Ши Мин был сыном своего времени со всеми присущими тому историческому периоду неоднозначными поступками. Он прошёл непростой путь становления как революционер, в первую очередь стремившийся добиться счастья и процветания (естественно, в своём субъективном понимании) для своего многострадального народа. При этом национальные интересы Вьетнама он всегда старался держать в приоритете, проявляя гибкость как в отношениях с Советским Союзом, так и Китаем. Стоит отметить, что ряд авторов сборника (Г.М. Локшин, А.А. Соколов, Е.В. Кобелев и др.) ранее затрагивали в своих исследованиях такого рода проблемы. Имеющаяся документальная база, прежде всего находящаяся в фондах российских архивов, при всей её частичной доступности позволяет это сделать. Несомненно, эти и многие другие темы, на сегодняшний день достаточно хорошо обеспеченные документальными источниками («Хо Ши Мин и сталинские репрессии в годы “большого террора”», период 1938-1945 гг., когда он не вступал ни в какие контакты с представителями Коминтерна и ВКП (б), «Хо Ши Мин и “сталинская модель социализма”», «Хо Ши Мин и решения ХХ съезда КПСС», «Хо Ши Мин и “культурная революция” в КНР» и др.) могли бы вызвать дополнительный интерес к подобного рода изданиям.
×

Об авторах

И. Н Селиванов

Курский государственный университет

Email: ivan13117@yandex.ru
д. и. н., профессор, зав. кафедрой всеобщей истории

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Селиванов И.Н., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.