Имущественная дифференциация и её влияние на вьетнамское общество

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

За 35 лет проведения политики всестороннего обновления («дой мой») Вьетнам добился значительных успехов в экономической, политической, военной, дипломатической, культурной и социальной сферах. Выдающиеся достижения подтверждают правильность партийной политики реформ. Тем не менее страна всё еще сталкивается со многими трудностями и вызовами. Разрыв между богатыми и бедными в современном Вьетнаме и последствия данного явления стали предметом особой озабоченности всей политической системы и общества в целом. Чтобы сократить пропасть и достичь социального прогресса и справедливости, страна должна разработать подходящую стратегию социально-экономического развития, а также практический конкретный план по борьбе с нищетой, решительно продолжая политику «дой мой».В рамках данной статьи автор надеется внести вклад в прояснение сущности имущественной дифференциации во Вьетнаме сегодня и влияния, которое это явление оказывает на вьетнамское общество в период обновления, ускоренной индустриализации, модернизации и международной интеграции.

Полный текст

Введение Начиная с VI съезда Коммунистической партии Вьетнама (1986), пройден 35-летний путь всестороннего обновления («дой мой»), принесший важные успехи во многих сферах, и заметное улучшение жизни людей. Несмотря на эти достижения, Вьетнам сталкивается со многими трудностями и вызовами, которые надо преодолеть на пути к намеченной цели - «Богатый народ, сильная страна, справедливое, демократическое и цивилизованное общество». Для достижения данной цели нужно добиться устойчивого развития, искоренения нищеты и снижения имущественной дифференциации, поскольку эти вопросы наиболее важны и привлекают внимание всех политических институтов и общества в целом. Поэтому появился большой выбор книг и широкий круг проектов, посвящённых вопросу бедности и результатам искоренения нищеты во Вьетнаме. Нгуен Тхи Ханг в своём исследовании «Текущий вопрос сокращения бедности в сельских районах Вьетнама» [1997] не только констатировала объективную необходимость сокращения бедности, достаточно полно оценивая ситуацию с бедностью в стране, особенно после перехода к рыночной экономике, но и предложила меры по сокращению бедности в сельских районах Вьетнама. В 1999 г. Всемирный банк выпустил Отчет о развитии Вьетнама: борьба с бедностью, в котором оценил влияние политики сокращения бедности в национальном масштабе, а также указал на положительные эффекты и ограничения в каждой программе сокращения бедности [World Bank 1999]. Ле Сюань Ба в исследовании «Бедность и искоренение нищеты во Вьетнаме» [2001] выступил с обзором бедности в мире, методов оценки бедности во Вьетнаме и тематическим исследованием случаев нищеты в пров. Куангбинь, предлагая некоторые общие соображения и решения для искоренения нищеты во Вьетнаме. Дэвид Сэттетуэйт в монографии «Нищета в городе и в деревне: выявление различий» [2002] утверждает, что экономические реформы во Вьетнаме осуществлялись стремительно, особенно в 1990-е годы. Однако позже вьетнамская экономика замедлила свой рост, и разрыв между богатыми и бедными увеличился. Приток иностранных инвестиций во Вьетнам переживал спад, и темпы роста ВВП были намного ниже, чем в Китае. Ключом к быстрому и устойчивому развитию на ближайшие десятилетия стала последовательная модернизация институтов и политика реформ, таких как судебная, управленческая и финансовая. Чтобы догнать другие страны региона, Вьетнам нуждается в реформах. Родольф Де Конинк, Жюль Ламарр и Бруно Жандрон в книге «Бедность во Вьетнаме и на Филиппинах: понятия и контекст» [2003] идентифицировали бедность как социальное явление и провели сравнительный анализ (гендерный и политический) бедности в этих двух странах. Авторы пришли к выводу, что обе они приложили огромные усилия для искоренения голода и сокращения масштабов нищеты, но гендерный вопрос по-прежнему не решен. Проводимая политика часто была односторонней, традиционно сводилась к выделению субсидий, в то же время всеобъемлющих социальных оценок и обследований проводилось очень мало. Буй Минь Дао [2003] в работе «Несколько вопросов об искоренении нищеты среди этнических меньшинств во Вьетнаме» обращается к некоторым теоретическим аспектам бедности и искоренения нищеты среди этнических меньшинств во Вьетнаме. Пьер Жаке и Оливье Шарно в статье «Инфраструктура, рост и искоренение нищеты» [2004] полагают, что, проводя с 1986 г. политику «дой мой», правительство Вьетнама считает инфраструктуру жизненным фактором в национальной стратегии развития. Однако взаимосвязь между созданием инфраструктуры, экономическим ростом и сокращением бедности требует более тщательного анализа. Ле Бать Зыонг, Данг Нгуен Ань, Кхуат Тху Хонг и др. опубликовали монографию «Социальная защита обездоленных групп населения во Вьетнаме» [2005]., показав, как борьба с голодом и искоренение нищеты проводились в рамках формирования системы социального обеспечения В работе Нгуен Тхи Хоа «Политика искоренения нищеты во Вьетнаме до 2015 года» [2010] говорится, что эта политика сосредотачивалась на четырех моментах: льготный кредит для бедных, инвестирование в инфраструктуру, образование и здроавоохранение для бедных. Тем самым автор дал оценку влиянию политики искоренения нищеты во Вьетнаме и предложила решения, как завершить её согласно новым требованиям. Национальная академия государственного управления опубликовала монографию «Политика по сокращению бедности: текущая ситуация и решения» [2012], в которой рассматриваются стратегия и тактика партии и государства в проведении реформ и борьбе с бедностью; достижения и недостатки в процессе реализации политики сокращения бедности. Исходя из этого анализа, авторы ставят цели и предлагают решения по сокращению бедности в предстоящий период. Министерство планирования и инвестиций, Народный комитет провинции Дьенбьен и Всемирный банк в «Докладе об искоренении нищеты в провинции Дьенбьен в 2010-2015 гг.» [2015] проанализировали природные, экономические и социальные условия, оказавшие влияние на проекты по искоренению нищеты, приводя данные о масштабах, совокупном капитале и результатах проекта по искоренению голода и нищеты в провинции в указанный период. Данной статьей автор хочет внести свой вклад в прояснение процесса имущественной дифференциации во Вьетнаме в настоящее время и её воздействия на вьетнамское общество в период обновления, ускоренной индустриализации, модернизации и международной интеграции. Чтобы решить проблему, надо иметь чёткое представление о её сущности и предпринимать соответствующие шаги. Ситуация с имущественной дифференциацией во Вьетнаме Политика национального обновления и строительства общества с социалистической ориентацией, провозглашённая VI съездом партии (1986), направлена на экономический рост, развитие и решение социальных проблем, способствующее установлению социального равенства, искоренению нищеты и голода. Достижение этих целей считалось стратегически важным для социально-экономического развития страны. Следуя решениям VII, VIII, IX, X, XI и XII съездов КПВ (соответственно 1991, 1996, 2001, 2006, 2011 и 2016 гг.), КПВ и правительство Вьетнама неизменно придерживались убеждения, что искоренение голода и сокращение нищеты остаются и целью, и требованием, а также движущей силой социально-экономического развития, способствующей обеспечению социальной безопасности и социальной справедливости. Задача искоренения голода и сокращения нищеты постепенно получила правовое оформление, была включена в планы социально-экономического развития, закреплена в конкретных целях и специальных стратегиях. При этом утвердился принцип «гармоничного сочетания экономического роста и достижения социальной справедливости и прогресса», «постепенного сокращения разрыва в уровнях развития и уровнях жизни между регионами, этническими группами и всеми сферами жизни». Партия и государство проводили последовательную политику устойчивого сокрашения нищеты параллельно со стимулированием повышения благосостояния законными способами. Прилагались усилия по проведению политики сокращения многосторонней бедности и преодвращения риска возврата в нищету, особенно в бедных районах; первоочередное внимание уделялось бедным национальным меньшинствам, проживающим в этих районах, приграничных общинах, общинах «зоны безопасности», общинах и деревнях, испытывающих особые трудности, в прибрежных районах и на островах; также были приложены усилия по сокращению в этих районах разрыва в уровне жизни и социальном обеспечении по сравнению со средними показателями по стране [Ban chấp hành 2015: 109-110]. Но в действительности, несмотря на большие экономические, политические, культурные и социальные достижения, имущественная дифференциация - «центральная ось социального расслоения» [Đỗ Nguyên Phương 1994:10] - проявиляется чётче и становится всё более интенсивной, приводя к разделению на богатых и бедных. Это разделение во Вьетнаме в последние годы приобрело разнообразные формы и размеры, очень сложную структуру. Пропасть между богатыми и бедными ярко выражена в поляризации обитателей городских и сельских районов, целых регионов; разных возрастных групп; профессиональных и этнических групп. Наиболее чёткое проявление этого разделения можно найти в ряде форм, о которых будет сказано ниже. Дифференциация по размерам дохода Результаты обследования уровня жизни домохозяйств Вьетнама в 1992-2012 гг., приведённые Главным статистическим управлением Вьетнама, свидетельствуют, что разрыв между 20%-ными группами с самыми высокими и с самыми низкими доходами продолжает увеличиваться: с 4,9 раза в 1992 г. до 9,4 раза в 2012 г. [Tổng cục Thống kê 2014a: 201]. В 2002-2012 гг. доходы самой бедной группы составили всего 3,8-5,3 % (в среднем 4,7 %) совокупного дохода общества. Между тем доходы самой богатой группы достигали приблизительно 50,8-65,4 % (в среднем 54,4 %), хотя каждая квинтиль благосостояния охватывает лишь 20 % населения. Это доказывает, что во Вьетнаме богатые становились богаче благодаря более благоприятным условиям, в то время как бедные, хотя, возможно, и не становились беднее, но сталкивались с трудностями в увеличении своих доходов из-за нехватки финансовых ресурсов, образования или профессиональных навыков. В 2019 г. месячный доход на душу населения в регионах по стране вырос по сравнению с 2018 г. Самый высокий показатель роста доходов (10,5 %) был зафиксирован на севере Центрального Вьетнама и на центральном побережье; в дельте Красной реки он вырос на 8,7 %, на юго-востоке и в райне р. Меконг поднялся на 8,4 %, в северных предгорях и горах вырос на 7,7 %, а на плато Тэйнгуен - на 6,9 % [Tổng cục Thống kê 2019: 17]. Среднемесячный доход на душу населения в верхней 20%-ной группе достиг 10,1 млн донгов - в 10,2 раза больше, чем в нижней 20%-ной группе (988 тыс. донгов). В 2019 г. коэффициент Джини в целом по стране составил 0,423, причем в сельской местности - 0,415, обнаружив разрыв с городами, где этот показатель не превысил 0,373 [Tổng cục Thống kê 2019: 17]. Данные Главного статистического управления за 20 лет «дой мой» и особенно отчёт за 2012 г. свидетельствуют, что неравенство во Вьетнаме растёт: в целом по стране коэффициент Джини вырос с 0,33 в 1992 г. до 0,424 в 2012 г. Дифференциация по активам За последние годы неравенство по активам во Вьетнаме росло даже быстрее, чем неравенство по доходам. В 2014 г. в стране было 116 сверхбогатых людей, что на 40 человек больше по сравнению с 11 годами ранее (2003). Согласно прогнозу консалтинговой компании Knight Frank (2015), через 10 лет Вьетнам станет страной с самым высоким в мире показателем роста количества сверхбогатых людей, численность которых достигнет около 300 человек [Xuân Thân 2015], из них 100 человек будут владеть на фондовом рынке активами более чем на 70 трлн донгов, что приблизительно равно 3 млрд долл. и эквивалентно 1,7 % ВВП СРВ в 2013 г. Но по данным той же компании, уже в 2019 г. во Вьетнаме насчитывалось 458 сверхбогатых людей с чистым доходом более 30 млн долларов у каждого, что на 7 % больше, чем в 2018 г. К концу 2019 г. во Вьетнаме было пять миллиардеров по размеру фондовых активов, а в 2020 г. их стало четверо (в долларовом исчислении). В действительности сверхбогатых людей во Вьетнаме может быть значительно больше, так как цифры в основном приводятся на основании отчётности по активам в раскрываемой информации об акционерах в зарегистрированных компаниях и не учитывают счетов, открытых ими на имя родственников или дочерних компаний. Рост количества и стоимости активов сверхбогатых людей во Вьетнаме служит позитивным признаком роста экономики. Однако одновременно сохраняются и обратные примеры. В регионах, пострадавших от наводнений и засух и населённых этническими группами, почти 2 млн бедных семей в течение 1-2 месяцев сталкиваются с нехваткой продовольствия. Согласно вновь скорректированному уровню бедности, в этих регионах с нехваткой продовольствия каждый год сталкивается более 1 млн человек (что эквивалентно 20 тыс., или 5 % домохозяйств) и 1,2 % домохозяйств по всей стране. Дифференциация по доступу к основным социальным услугам и их использованию Если в 2002 г. доля населения с высшим образованием в верхней 20%-ной группе превосходила этот показатель в низшей 20%-ной группе в 3,45 раза, то в 2012 г. разница между ними выросла до 50,25 (1,3 % против 20,1 %) [Tổng cục Thống kê 2014b: 73]. Почти все семьи с более низким уровнем образования (неграмотные, никогда не посещавшие школу, не имеющие аттестатов) принадлежали к группе малоимущих (11,77 % в 2002 г.; 15,7 % в 2012 г.), и лишь очень небольшой была их доля в группе самых состоятельных граждан (5 % в 2002 г., 1,2 % в 2012 г.). Многие дети из бедных крестьянских семей, особенно живущих в бедных общинах в горах и в областях, населённых этническими меньшинствами, не имели доступа к начальному образованию и профессиональной подготовке, а также были лишены возможности получить высококачественное образование. Поэтому они едва ли могли развить свои умственные способности и увеличить социальный капитал или получить высокооплачиваемую профессию. Напротив, богатые, как правило, выбирают для своих детей хорошие международные школы или школы, соответствующие государственным стандартам, начиная с детского сада, или даже отправляют своих детей учиться за границу. Поэтому их отпрыски получают хорошие шансы для будущей карьеры. В 2014 г. расходы семей на медицинское обслуживание оставались высокими, составляя почти 48 % семейного бюджета по сравнению с 62,9 % в 1995 г. (согласно ВОЗ равенство в медицинском обслуживании может быть достигнуто только при цифре ниже 30 %) [Bộ Y tế 2015: 23]. В такой ситуации семьи со средним доходом могут обеднеть в случае болезни кого-то из членов семьи. В 2018 г. общая сумма расходов на душу населения составила 2546 тыс. донгов в месяц в целом по стране, причём в городах этот показатель был 3496 тыс., а в сельской местности 2069 тыс.; в дельте Красной реки - 3018 тыс., в предгорьях и горах Северного Вьетнама - 2000 тыс., на севере Центрального Вьетнама и центральном побережье - 2182 тыс., на плато Тэйнгуен - 2234 тыс., на юго-востоке - 3349 тыс., в дельте Меконга - 2237 тыс. донгов [Tổng cục Thống kê 2019: 863]. В стране имеется широкая сеть медицинских учреждений, но размещены они неравномерно: крупные больницы в основном сосредоточены на центральном уровне, как правило в крупных городах и городских агломерациях; в них работают высококвалифицированные врачи и средний медицинский персонал; на них выделяются крупные бюджетные ассигнования. Между тем большая часть бедных людей живёт в сельской местности и в отдалённых горных районах. Бедным людям в этих регионах нелегко получить квалифицированную медицинскую помощь. Такая ситуация приводит к неравенству в части доступности услуг, особенно это относится к малоимущим семьям, проживающим в отдалённых районах. В то же время имеет место «неоправданное субсидрование», когда богатые чаще пользуются государственным бюджетом, чем бедные. В частности, неравенство в области здравоохранения сильнее проявляется по мере спуска по социальной лестнице. Малоимущие, люди с низким уровнем образования, малочисленные народы, их дети чаще других оказываются в неравном положении. Согласно результатам международного обследования «Молодые жизни», проводившегося во Вьетнаме и опубликованного 19 января 2015 г., дети с задержкой роста всё чаще встречаются именно в беднейших семьях (31 %), и лишь 9 % - это дети из более богатых семей. Среди детей, принадлежащих к титульной национальности кинь (вьеты), лишь 14 % имеют задержку в росте, в то время как в семьях этнических меньшинств этот показатель достигает 52 %. Это демонстрирует всё более увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными во Вьетнаме. Ясно, что большая часть населения окажется изолированной от лучших тенденций развития, если не удастся предпринять действенные меры для исправления подобной ситуации. Среди самых бедных групп населения различные формы социального страхования использовали только 11,2 %, тогда как в самой богатый квинтили - 58,1 %; в городах эта цифра равнялась 56,2 %; в сельских районах - только 22,0 %; у народностей кинь и хоа (вьетнамцы китайского происхождения) - 35,2 %, в то время как среди этнических меньшинств - всего 14 %. Страховые взносы беднейших групп составили 7,5 % общих страховых поступлений, и, наоборот, квинтили богатейших - 50 %. На беднейшие группы приходится всего 29,6 % медицинских пособий, тогда как на группы самых богатых - 33,7 % [Ngân hàng Thế giới 2012: 85]. К концу 2019 г. восемь из 64 административных единиц вышли из нищеты благодаря Резолюции 30а. В 2020 г. средний доход бедных семей увеличился в 2,3 раза по сравнению с 2015 г. К концу 2019 г. в стране в медицинском страховании участвовали 85,39 млн человек - на 44,81 % больше, чем в 2012 г., что составило 90 % населения. К концу 2018 г. 98,4 % общин имели медицинские центры, в 90 % деревень появились медицинские работники, в 90 % общин - врачи, в 95 % общин - акушеры. Похожая картина наблюдалась в части обеспечения электроэнергией и чистой водой для бытового использования: 21 % населения страдал от нехватки электричества, а 18,2 % использовали нефильтрованную воду из рек, ручьёв, озёр и прудов, не удовлетворяющую гигиеническим нормам. Большая часть бедного населения до сих пор сталкивалась с нехваткой земли для возделывания. Около 8 % крестьянских семей не имели обрабатываемой земли. Это особенно относится к дельте Меконга (39 %), юго-востоку (31 %), плато Тэйнгуен (3 %) и к центральному побережью (9 %). Инфраструктура для производства по-прежнему была слабо развита: людям не хватало рынков сбыта и производственных знаний из-за низкого уровня образования, отсутствия технического опыта или из-за неграмотности. Положение осложняли устаревшие обычаи и дискриминация, из-за которых дети бросали школу, а больные - не получали медицинскую помощь, что приводило к расточительству, большим расходам и невозможности погашения долгов. Социальное неравенство и различия между жителями разных регионов, полами и группами населения усиливалось. В то время как городские районы извлекли наибольшую выгоду из политики экономических реформ и роста, во многих сельских районах бедность всё ещё сохранялась, а в районах проживания этнических меньшинств она оставалась на очень высоком уровне. Имущественная дифференциация возрастала, так как разрыв в доходах самых богатых и самых бедных в 2014 г. составлял 9,7 раза, а в 2018 г. - 10 раз. К концу 2019 г. во многих местах бедные семьи составляли более 50 %; а доля бедных семей среди этнических меньшинств достигла 58,53 % всех малообеспеченных семей по стране в целом. Несмотря на многие ограничения и недостатки в работе по сокращению бедности, в целом, по мнению всего мира, Вьетнам добился в этой сфере впечатляющих успехов. Уровень бедности в стране снижался в среднем на 1,5-2 % в год; районы и общины с особыми трудностями снижали уровень бедности на 4 % в год. В 1993 г. доля бедных семей по стране составляла 58,1 %, в 2011 г. - 9,5 %, в 2013 г. - 7,8 %, а в 2014 г. - 5,8-6 %. Этот показатель (рассчитанный методом измерения многосторонней бедности) в 2019 г. составил 5,7 %, причём в городах он равнялся 1,2 %, а в сельской местности - 8,0 %; дельте Красной реки - 1,6 %, северных предгорьях и горах - 16,4%, севере Центрального Вьетнама и центральном побережье - 7,4 %, на плато Тэйнгуен - 12,4 %, юго-востоке - 0,5 %, в дельте Меконга - 4,8 % [Tổng cục Thống kê 2019: 863]. Широкомасштабный экономический рост внёс значительные улучшения в качество жизни большинства людей. Также значительно улучшилось и качество жизни семей, которые до сих пор входят в прослойку бедных. Постоянно снижался дефицит потребления, с которым сталкивались бедные - он считался находящимся на среднем уровне по сравнению с чертой бедности, измеряемой коэффициентом имущественной дифференциации. Характеристики бедных групп также значительно изменились за этот период. Численность домохозяйства типичной бедной семьи сократилась с 5,2 до 4,8 человек. Современное вьетнамское общество стало разнообразнее, чем двадцать лет назад, до начала процесса обновления. И количественные, и качественные исследования доказывают, что разрыв между богатыми и бедными во Вьетнаме ширится, и это ведёт к поляризации общества. Поэтому партия и государство приняли своевременные и эффективные меры, чтобы избежать обострения имущественной дифференциации, которое может привести к социальному расслоению в будущем. Реальная ситуация также требует, чтобы партия и государство активнее проводили программы и политику социально-экономического развития, способствуя тем самым сокращению дифференциации. Влияние имущественной дифференциации на современное общество Вьетнама Чтобы способствовать сокращению имущественной дифференциации до минимально возможного уровня, обеспечивая таким образом социальную справедливость и прогресс, в последние годы государство разрабатывает и осуществляет раличные стратегии социально-экономического развития. Однако в действительности в процессе осуществления возникает много препятствий на пути ограничения поляризации. В 2015 г. правительство Вьетнама обнародовало стандарт многомерной бедности для периода 2016-2020 гг., что стало важным вкладом в переход от измерения бедности по доходам к её измерению по многомерным параметрам. Соответственно, был определен новый стандарт бедности, чтобы заменить старый стандарт более высокими критериями выхода из бедности. Вьетнам стал одной из ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона в измерении многомерной бедности с целью её сокращения. Национальный уровень бедности быстро снижался: с 14,2 % в 2010 г. до 7 % в 2015 г. (согласно стандарту определения бедности в 2011-2015 гг.) и с 9,2 % в 2016 г. до неполных 3 % в 2020 г. (согласно стандарту определения многомерной бедности). Базовая инфраструктура в бедных районах, бедных общинах и местах проживания этнических меньшинств укрепляется. Жизнь людей постоянно улучшается: создаются средства к существованию, более доступными становятся основные социальные услуги. Доход на душу населения вырос в 2,7 раза: с 16,6 млн донгов в 2010 г. до 45,1 млн донгов в 2018 г. Благодаря применению метода измерения многомерной бедности, в 2018 г. темп сокращения бедности стал контролироваться, жизнь людей стала стабильной, а инфраструктура в отдалённых и горных районах улучшилась. В 2019 г. доля бедных хозяйств снизилась до 3,75 % в целом по стране, при этом в бедных районах - до 27,85 %. За пять лет (2015-2019) 1 353 805 из 2 338 569 бедных домохозяйств (58 %) вышли из бедности, при этом темпы сокращения бедности достигли 1,53 % в год. За эти годы было реализовано много решений по созданию рабочих мест и повышению доходов работающих. Уровень безработицы в городах постепенно снижается, с 4,3 % в 2010 г. до неполных 3 % в 2020 г.; создаются гармоничные и прогрессивные трудовые отношения. Имущественная дифференциация оказала влияние на современное общество Вьетнама в нескольких аспектах. К положительным последствиям отнесем тот факт, что она ускорила динамику социальных процессов, стимулируя людей к поиску и использованию возможностей развиваться и двигаться вперед. Это раскрывает их творческий потенциал, помогая созданию сильной конкурентной среды, тем самым отбирая выдающихся членов общества, формируя движущие силы для развития каждого сектора, каждой области или каждого населенного пункта. В частности, многие люди и социальные группы разбогатели за счет ведения бизнеса законными способами. Богатые домохозяйства служили ориентиром бедным в том, как надо зарабатывать на жизнь, заниматься бизнесом и получать доход, таким образом, помогая экономике развиваться, повышать производительность труда, улучшать социальное обеспечение (здравоохранение, образование) с помощью подоходного налога, взимаемого с богатых. Если имущественная дифференциация не будет своевременно сокращена, то станет препятствием для экономического роста и развития, уменьшая объем ресурсов, а также тормозом государственной политики по росту социального благосостояния и социального обеспечения. Глубокий разрыв между богатыми и бедными также является одной из причин моральной деградации и увеличения количества социальных пороков и преступлений. Более того, в долгосрочной перспективе это расслоение может привести к социальной поляризации, ослабляя социальную сплочённость и вызывая потенциальные социальные конфликты, уменьшая доверие людей к власти. Имущественная дифференциация может привести к социальной поляризации. Помимо тех, кто разбогател с помощью своих настоящих талантов и усилий, есть также значительное число коррумпированных чиновников, «бизнес-баронов» или «нуворишей», которые быстро разбогатели незаконным и нелегальным образом, используя в своих интересах лазейки в законах для эксплуатации природных ресурсов и труда, а также хищения общественных активов. Эти доходы, полученные незаконным способом, усиливают имущественную дифференциацию, делая бедных ещё беднее. Поскольку деньги нуворишей являются нетрудовыми доходами, не заработаны слезами и потом, они выбрасывают их на ветер и ведут поистине снобистский образ жизни [Lý Thị Huệ 2014]. В конечном итоге имущественная дифференциация вызовет недовольство и разочарование у людей, уменьшая социальную сплочённость, увеличивая число судебных дел и дестабилизируя общество. Расслоение также приводит к таким негативным последствиям, как моральное разложение публичных должностных лиц и членов партии, серьёзно влияющее на внутриполитическую безопасность; неэффективное функционирование государственного аппарата; ограниченность и искажение руководящих принципов и политики партии и государства; ослабление партийного руководства. Всё это облегчает проведение враждебными силами «мирной эволюции», ослабляя веру народа в партию и угрожая существованию социалистического режима, который Вьетнам строит шаг за шагом. Имущественная дифференциация содержит не только скрытые противоречия и конфликты, но и угрозу срыва процесса обновления и реализации целей развития страны. Глубокий разрыв между богатыми и бедными может стать фактором, сдерживающим экономический рост и развитие (если это незаконное создание материальных благ), потому как существенный рост неравенства в доходах приведёт к нестабильности роста экономического. Это автоматически повлечёт миграцию из сельских районов в города, из неблагополучных районов в более благоприятные, оказывая давление на перегруженную городскую инфраструктуру и вызывая социальные конфликты. Следовательно, правильное решение проблемы будет оказывать устойчивое положительное влияние на достижение целей экономического развития. С социальной точки зрения имущественная дифференциация отрицательно влияет на безопасность государства, вызывая рост в обществе пороков и преступлений. Постоянно сталкиваясь с экономическими трудностями, многие бедные семьи чувствуют угрозу своей жизни. Нищета и голод часто идут рука об руку с неграмотностью, которая легко ставит жизнь бедных в тупиковую ситуацию. Считая, что им «нечего терять», некоторые бедняки могут от отчаяния совершать поступки, нарушающие закон и этические нормы: начинают воровать, грабить, мошенничать, заниматься контрабандой, проституцией и т.д. С точки зрения этики имущественная дифференциация заставляет некоторых людей вставать на неверный путь с искажёнными этическими ценностями, нормами и образом жизни. По мере развития рыночной экономики возникает философия «сильный побеждает, а слабый проигрывает, умный выживает, а глупый погибает» и горячее желание погони за деньгами вопреки всем чувствам и благодарности. Нравственная деградация является фактором, разрушающим подлинные ценности и традиции во многих семьях. Растёт количество случаев домашнего насилия, торговли детьми и женщинами, а также детей, подвергшихся насилию, бездомных детей, вынужденных зарабатывать на жизнь, и детей, нарушающих закон. Имущественная дифференциация также способна вызвать социальное расслоение, что может привести к неудовлетворенности определенной группы людей. Если неравенство слишком велико, то оно вызовет у бедных чувство враждебности к богатым. Оно проявляется в психологии недовольства богатством, в зависти к предпринимателям и в антипатии к успешным людям, не соответствующим былым традициям и понятиям. Таким образом, бедность и голод порождают социальное неравенство. Неверно полагать, что имущественная дифференциация исчезнет сама собой по мере развития рыночной экономики. Напротив, чем свободнее рыночная экономика, тем больше этот разрыв. Вопрос заключается в том, как предотвратить и ограничить те явления, которые вызваны незаконным созданием материальных благ, а также коррупцией, мошеннической торговлей и нелегальной предпринимательской деятельностью, рэкетом в бизнесе в этот «сумеречный» период рыночных отношений, созданный неразумными действиями человека. В то же время необходимо рекомендовать и приводить примеры законного обогащения - в какой-то мере это яркие примеры для бедняков, показывающие, чему следует подражать. Необходимо ободрять крестьян и помогать им достичь благосостояния, не нарушая закон. С другой стороны, необходимо поднимать жизненный уровень бедняков, развивать их самосознание и решимость вырваться из нищеты. Поэтому удовлетворение жажды знаний и повышение осведомленности были бы самой радикальной мерой для искоренения голода и борьбы с нищетой во имя устойчивого роста и социальной стабильности. Снабдить бедняка «удочкой» и научить «удить рыбу» - это гораздо более эффективный способ борьбы с голодом, чем просто накормить его рыбой. Поэтому сокращение имущественной дифференциации означает уменьшение до минимально возможного уровня конраста и противостояния двух крайностей - богатства и бедности с точки зрения экономических условий и качества жизни. Это важная цель, требующая от государства, политиков и общества в целом спокойствия и мудрости, чтобы принимать продуманные и компетентные решения. Заключение В период обновления КПВ и вьетнамское государство приложили неимоверные усилия для выработки комплексной стратегии социально-экономического развития, непосредственно осуществляя и создавая консенсус всего общества в целях минимизации имущественной дифференциации. Новые действенные решения можно постепенно найти только при участии масс, творящих под верным руководством партии. Именно в этом духе народ Вьетнама избрал для себя самый перспективный путь. Партия полна решимости «разрабатывать и осуществлять политику, подходящую для различных социальных слоёв; эффективно решать неотложные социальные проблемы; постепенно преодолевать диспропорции в развитии между секторами и регионами; обеспечивать гармонию интересов и социальных отношений, уделять должное внимание уязвимым и маргинализированным социальным группам и национальным меньшинствам в отдаленных горных районах, чтобы обратить вспять тенденцию к усилению имущественной дифференциации».
×

Об авторах

Куанг Хай Динь

Вьетнамская академия общественных наук

Email: dinhquanghai08@gmail.com
к.и.н., доцент, директор Института истории

Список литературы

  1. Ban chấp hành Trung ương Đảng Cộng sản Việt Nam. Báo cáo tổng kết một số vấn đề lý luận - thực tiễn qua 30 năm đổi mới (1986-2016) [ЦК КПВ. Отчётный доклад по некоторым теоретическим и практическим вопросам 30-летия политики обновления (1986-2016)]. Hà Nội: Nxb Chính trị Quốc gia, 2015.
  2. Bộ Kế hoạch và đầu tư, Uỷ ban nhân dân tỉnh Điện Biên, Ngân hàng thế giới. Báo cáo Dự án giảm nghèo tỉnh Điện Biên giai đoạn 2010-2015 [Министерство планирования и инвестиций, Народный комитет провинции Дьенбьен, Всемирный банк. Отчет по проекту сокращения бедности в провинции Дьенбьен за период 2010-2015 гг.], 2015.
  3. Bộ Y tế. Báo cáo tổng kết công tác y tế năm 2014, một số nhiệm vụ và giải pháp trọng tâm năm 2015, giai đoạn 2016-2020 [Министерство здравоохранения. Отчётный доклад о работе в области здравоохранения за 2014 г., некоторые ключевые задачи и решения на 2015 г. и на период 2016-2020 гг.]. URL: http://baochinhphu.vn/Bo-nganh-tong-ket-nam-2014/Bo-Y-te-tong-ket-nam-2014-va-trien-khai-ke-hoach-2015/218545.vgp, 19.01.2015.
  4. Bùi Minh Đạo. Một số vấn đề giảm nghèo ở các dân tộc thiểu số Việt Nam [Буй Минь Дао. Некоторые проблемы сокращения бедности среди этнических меньшинств Вьетнама]. Hà Nội: Nxb Khoa học xã hội, 2003.
  5. De Koninck Rodolphe, Lamarre Jules, Gendron Bruno (eds.). Understanding Poverty in Vietnam and the Philippines. Concepts and Context. Canada Chair of Asian Research, Université de Montréal, Canada; Département de geographie, Université Laval, Canada, 2003.
  6. Đỗ Nguyên Phương. Phân tầng xã hội, phân hóa giàu - nghèo ở nước ta hiện nay [До Нгуен Фыонг. Социальное расслоение, имущественная дифференциация в нашей стране сегодня] // Tạp chí Nghiên cứu lý luận. 1994. Số 5.
  7. Jacquet Pierre, Charnoz Olivier. Cơ sở hạ tầng, tăng trưởng và xóa đói giảm nghèo [Жаке Пьер, Шарно Оливье. Инфраструктура, рост и сокращение бедности] // Tạp chí Xã hội học. 2004. Số 4.
  8. Lê Bạch Dương, Đặng Nguyên Anh, Khuất Thu Hồng et al. Bảo trợ xã hội cho những nhóm thiệt thòi ở Việt Nam [Ле Бать Зыонг, Данг Нгуен Ань, Кхуат Тху Хонг и др. Социальная защита уязвимых групп во Вьетнаме]. Hà Nội: Nxb Thế giới, 2006.
  9. Lê Xuân Bá. Nghèo đói và xoá đói giảm nghèo ở Việt Nam [Ле Суан Ба. Бедность и борьба с бедностью во Вьетнаме]. Hà Nội: Nxb Nông nghiệp, 2001.
  10. Lý Thị Huệ. Phân hóa giàu nghèo ở Việt Nam hiện nay, thực trạng và hệ lụy [Ли Тхи Хюэ. Имущественная дифференциация во Вьетнаме сегодня, текущая ситуация и ее последствия] // Tạp chí Khoa học xã hội Việt Nam. 2014. Số 5.
  11. Ngân hàng Thế giới. Báo cáo đánh giá nghèo tại Việt Nam. Khởi đầu tốt, nhưng chưa phải đã hoàn thành: Thành tựu ấn tượng của Việt Nam trong giảm nghèo và những thách thức mới. [Всемирный банк. Оценка бедности во Вьетнаме. Начали хорошо, но далеко ещё не завершили: впечатляющие достижения Вьетнама в сокращении бедности и новые вызовы]. URL: http://documents1.worldbank.org/curated/fr/318311468127160128/pdf/749100REVISED00nal000VN000160802013.pdf (дата посещения: 10.03.2020).
  12. Nguyễn Thị Hằng. Vấn đề xóa đói giảm nghèo ở nông thôn nước ta hiện nay [Нгуен Тхи Ханг. Проблема борьбы с бедностью в сельских районах Вьетнама сегодня]. Hà Nội: Nxb Chính trị quốc gia, 1997.
  13. Nguyễn Thị Hoa. Chính sách giảm nghèo ở Việt Nam đến năm 2015 [Нгуен Тхи Хоа. Политика сокращения бедности во Вьетнаме до 2015 г.]. Hà Nội: Nxb Thông tin và truyền thông, 2010.
  14. Sattethwaite David. Nghèo đói ở nông thôn và thành thị: Tìm hiểu sự khác biệt [Сэттетуэйт Дэвид. Бедность в городе и в деревне: в поисках отличия] // Tạp chí Xã hội học. 2002. Số 2.
  15. Tổng cục Thống kê. Kết quả khảo sát mức sống dân cư Việt Nam năm 2012 [Главное статистическое управление. Результаты обследования уровня жизни во Вьетнаме в 2012 г.]. Hà Nội: Nxb Thống kê, 2014a.
  16. Tổng cục Thống kê. Niên giám thống kê (Tóm tắt) [Главное статистическое управление. Статистический ежегодник (краткий]. Hà Nội: Nxb Thống kê, 2014b.
  17. Tổng Cục thống kê. Niên giám thống kê năm 2019 [Главное статистическое управление. Статистический ежегодник за 2019 г.]. Hà Nội: Nxb Thống kê, 2020.
  18. Viện Hành chính Quốc gia. Chương trình giảm nghèo ở Việt Nam: Thực trạng và giải pháp [Национальная академия государственного управления. Политика борьбы с бедностью - текущая ситуация и решения], 2012.
  19. World Bank. Viet Nam - Development report 2000: attacking poverty - country economic memorandum. URL: https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/documentdetail/ 929551468780565502/viet-nam-development-report-2000-attacking-poverty-country-economic-memorandum, 15.11.1999.
  20. Xuân Thân. Số người Việt siêu giàu tăng nhanh nhất thế giới [Суан Тхан. Число супер богатых людей растёт во Вьетнаме быстрее всех в мире]. URL: http://vov.vn (дата обращения: 14.03.2015).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Динь К.Х., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах