Вьетнам - Quad: неизбежное сближение?
- Авторы: Терских М.А1
-
Учреждения:
- ИМЭМО РАН
- Выпуск: Том 5, № 2 (2021)
- Страницы: 6-24
- Раздел: Статьи
- URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/87074
- DOI: https://doi.org/10.24412/2618-9453-2021-2-6-24
- ID: 87074
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Последствия обострившейся в последние годы конкуренции великих держав особенно чётко видны в регионе Юго-Восточной Азии. Запуск Вашингтоном, Токио, Канберрой и Нью-Дели Четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности (Quad) в рамках реализации своих национальных индо-тихоокеанских стратегий породил вопрос о дальнейшем расширении данного формата и его взаимодействии с государствами региона. С учётом явной антикитайской направленности объединения в качестве перспективного партнёра стал рассматриваться Вьетнам, поступательно развивающий двусторонние связи с «четвёркой». Автор приходит к выводу, что близость интересов СРВ и Quad по сдерживанию роста влияния КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе не ведёт к неминуемому присоединению Вьетнама к «квартету». Нежелание Ханоя осложнять и без того непростые отношения с Пекином (а вступление в антикитайский блок на пользу двусторонним связям явно не пойдёт) обуславливает «гибкие» форматы взаимодействия с Quad по тем или иным актуальным региональным вопросам. При этом делается прогноз, что курс СРВ на последовательное укрепление двусторонних отношений с четырьмя упомянутыми государствами, в том числе сотрудничества в области обороны и безопасности, будет продолжен.
Полный текст
Введение Произошедшее в последние десятилетия смещение центра мировой экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) не могло не отразиться на взаимодействии государств этой части света в области политики и безопасности. Американо-китайская конкуренция, переросшая (даже в официальной риторике должностных лиц США) при администрации Д. Трампа в соперничество и сдерживание, привела к переносу в азиатско-тихоокеанскую подсистему международных отношений характерные для других подсистем черты. В частности, к ним можно отнести попытки формирования устойчивых блоков в интересах достижения тех или иных геополитических целей. Ярким примером является воскрешение так называемого четырёхстороннего диалога по безопасности, или Quad, в составе США, Японии, Австралии и Индии, обозначившего своей целью обсуждение вопросов безопасности в провозглашённом данными странами Индо-Тихоокеанском регионе(ИТР). Неудивительно, что сразу же после первых встреч в таком формате во внешнеполитических ведомствах и научно-экспертном сообществе заинтересованных государств стали рассуждать о возможном дальнейшем расширении Quad и схемах его взаимодействия с уже существующими в регионе механизмами. С учётом явного, пусть и не заявляемого открыто, антикитайского характера диалога и акцента на тематику морской безопасности наиболее вероятным кандидатом на приоритетное взаимодействие с «четвёркой» стал Ханой, чьи традиционно непростые отношения с Пекином осложнены взаимными территориальными претензиями в Южно-Китайском море (ЮКМ). В этой связи основной исследовательский вопрос настоящей статьи можно сформулировать следующим образом: является ли сближение Вьетнама с Quad неизбежным вариантом развития событий в среднесрочной перспективе? Для ответа на него, как представляется, необходимо рассмотреть интересы как самого Вьетнама, так и четырёхстороннего объединения, а также проанализировать вероятные издержки от возможного присоединения СРВ к Quad. Для этого целесообразным выглядит применение методологии системного подхода, в частности системно-исторического метода. Он позволяет комплексно изучить проблематику взаимоотношений Ханоя и «четвёрки», в динамике проследить эволюцию подходов сторон. В качестве второй теоретико-методологической основы используются ключевые принципы современной школы политического неореализма, позволяющие выявить подлинные интересы вовлечённых государств, соотнести их с процессом реализации конкретных идей на практике. Кроме того, для изучения взаимовлияния акторов в АТР задействуются теоретико-практические концепции регионализации. К сожалению, вопросы отношений Вьетнама и Quad, как и в целом тематика «квартета», в силу своей новизны пока не успели получить широкого освещения в отечественной научной литературе. Частично эта тема затрагивается в статье А. Киреевой, посвящённой индо-тихоокеанским стратегиям США и Японии [Kireeva 2020]. В общих чертах отношение Ханоя к формируемому под эгидой США антикитайскому блоку описано в статье Г.М.Локшина. Автор приходит к выводу, что стратегическая автономия - единственный разумный выбор для СРВ [Локшин 2018]. Среди иностранных работ можно отметить коллективную монографию Университета Западной Австралии «Вьетнам в Индо-Тихоокеанском регионе: вызовы и возможности в новом региональном пейзаже» [Vietnam in the Indo-Pacific 2018]. В ней рассмотрены отношения СРВ с ведущими региональными партнёрами, в том числе в контексте провозглашённых рядом государств индо-тихоокеанских стратегий. Подробнее подходы Ханоя к стратегиям и новому географическому конструкту изучены в статьях Ле Хонг Хиепа [Le Hong Hiep 2018], Фам Минь Тху [Phạm Minh Thu 2018, 2020]. Проблематика дальнейшего расширения Quad затрагивается в статьях Д. Гроссмана [Grossman 2018, 2020], Т. Корбена [Corben 2018], Г. Синха Рой [Roy 2020], К. Мияке [Miyake 2020]. Вместе с тем указанные труды не содержат комплексного анализа интересов Ханоя и «четвёрки», а также прогнозов развития их взаимодействия, что и обуславливает наличие пробела в данной области научного знания. Настоящая статья - попытка его восполнить. Появление Quad и реакция Ханоя Сотрудничество Австралии, Индии, США и Японии в области обороны и безопасности в четырёхстороннем формате вряд ли можно назвать новшеством последних лет. Еще в 2004 г. ВМС этих государств сотрудничали в оказании помощи пострадавшим от цунами странам АТР, что некоторыми исследователями называется прообразом Quad [Lee: 19.05.2020]. В 2007-2008 гг. была предпринята попытка формирования группировки, однако устойчивого взаимодействия тогда не получилось, при этом каждая из стран занялась разработкой собственной индо-тихоокеанской стратегии. Своеобразным катализатором работ над национальными концепциями ИТР и воссоздания «квартета» стало выдвижение Китаем инициативы «Пояс и путь» (ИПП). Она, хотя и не ограничивалась бассейнами Индийского и Тихого океанов, была расценена «четвёркой» в качестве инструмента экспансии Пекина в данной части света, требующей адекватного ответа. Уже в 2017 г. на полях Восточноазиатского саммита формат был собран вновь в качестве Четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности (Quadrenial Security Dialog - Quad), целью которого было провозглашено обсуждение вопросов безопасности в Индо-Тихоокеанским регионе [Quad Leaders’: 12.03.2021] (рис. 1). Несмотря на то что некоторые параметры этой географической конфигурации неизвестны до сих пор (к примеру, границы), все четыре страны оперативно представили свои индо-тихоокеанские стратегии, в большей или меньшей степени ориентированные на сдерживание китайских амбиций в регионе. Неслучайно центральное место в них отводится поддержке свободы судоходства (вызовы ей инкриминируются Пекину - в Южно- и Восточно-Китайском морях) и «порядку, основанному на правилах», развитию взаимодействия флотов. Совпадение этих тем с основными темами встреч представителей «четвёрки» позволяет рассматривать Quad в качестве инструмента реализации индо-тихоокеанских стратегий указанных государств. Рис. 1. Quad на карте мира. Источник: URL: https://www.drishtiias.com/current-affairs-news-analysis-editorials/news-analysis/13-03-2021/print Реакция Вьетнама первоначально была довольно осторожной [Терских 2019]. В феврале 2018 г. в еженедельнике МИД СРВ вышла статья под названием «ИТР: новый подход к старой стратегии», где прямо говорилось, что задача стратегии - сдерживание Китая [Phạm Minh Thu: 03.02.2018]. В целом ассоциироваться с новым географическим конструктом и, соответственно, «квартетом» Ханой не спешил, несмотря на привлекательную идею ограничения влияния «северного соседа». При этом в АСЕАН, опасающейся утраты своей центральной роли в регионе в связи с возникновением нового, претендующего на универсальность, формата, была запущена разработка собственной индо-тихоокеанской стратегии. В июне 2019 г. на 34-м саммите было принято «Индо-Тихоокеанское видение АСЕАН». Акцент был сделан на инклюзивность и «позабытое» в других стратегиях экономическое измерение сотрудничества, подчёркивалась центральная роль «десятки» и необходимость опираться при решении конфликтных вопросов на существующие механизмы - ВАС, АРФ и СМОА-плюс [ASEAN Outlook: 23.06.2019]. С подобным подходом, ставшим компромиссным ответом Ассоциации на активность «четвёрки», ожидаемо солидаризировался Ханой. Но навязанная асеановцам индо-тихоокеанская конструкция прижилась, тем самым был сделан и небольшой шаг в сторону Quad. Серьезный импульс закреплению «четвёрки» в региональных делах был дан в период председательства Вьетнама в АСЕАН в 2020 г. В марте в формате видеоконференции состоялась встреча официальных лиц, входящих в Quad, а также представителей СРВ, Новой Зеландии и Республики Корея, сразу же окрещенная в СМИ Quad Plus. И хотя посвящена она была, как и последующие беседы в таком формате, борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции, а участие Ханоя можно списать на роль председателя «десятки» стран ЮВА, состав говорит сам за себя. Кроме того, в 2020 г. была усилена и военно-морская составляющая сотрудничества Quad: впервые корабли всех четырёх стран приняли участие в военно-морских учениях «Малабар» [Колдунова: 19.01.2021]. Предпосылки к сближению Идея расширения Quad появилась практически одновременно с воссозданием формата. Примечательно, что Д. Гроссман в статье в Foreign Policy [Grossman: 19.10.2018] рассуждал, что присоединение новых стран к «четвёрке» жизненно важно, иначе-де формат повторит свой же путь десятилетней давности и погаснет, провалив задачу по сдерживанию Пекина. По его мнению, необходимо вовлечение «нейтральных» государств региона - без них получится лишь коалиция единомышленников США, что заведомо проигрышно в пропагандистской кампании. Аналитик предположил, что идеальным вариантом было бы подключение к формату АСЕАН или, что более реально, одного из ее членов. Развивая мысль, он пришёл к выводу о необходимости сконцентрироваться на работе с Вьетнамом - страной, укрепляющей связи со всеми государствами «квартета» и при этом вовлечённой в территориальные споры с Китаем. Реализовывать эту затею Д. Гроссман предложил через приглашение на встречи Quad представителей Ханоя, начав с экспертной «полуторной» дорожки. Помимо членства в АСЕАН Вьетнам представляет интерес для «четвёрки» и по другим причинам. СРВ является желанным партнёром в сфере обороны и безопасности, в том числе благодаря своему выгодному географическому положению (протяжённая береговая линия, естественные глубоководные бухты, общая граница с КНР). Вьетнамская народная армия представляет собой сильнейшие вооруженные силы стран ЮВА, оснащённые современными средствами контроля морской акватории. Кроме того, Ханой, заинтересованный в диверсификации военно-технического сотрудничества и обладающий солидным (по меркам региона) военным бюджетом, может рассматриваться в качестве перспективного рынка сбыта продукции военного назначения. Одновременно Вьетнам является привлекательным партнёром и в торгово-экономической сфере, особенно в контексте проводимого членами «квартета» курса на снижение торговой зависимости от Китая. По многим позициям альтернативой китайским могут стать вьетнамские товары, в том числе с учётом проводимого переноса производственных мощностей в СРВ. Неслучайно свой первый зарубежный визит премьер-министр Японии Ё. Суга нанёс именно во Вьетнам, где отметил, что Ханой «играет ключевую роль в реализации стратегии свободного и открытого ИТР» [Thủ tướng Nhật Bản: 19.10.2020]. В схожем ключе высказывались и американские официальные лица: посол США в СРВ назвал Вьетнам «центральной и жизненно важной частью индо-тихоокеанской стратегии», отметив, что недаром о ней было заявлено в Дананге, а не где-либо ещё [Vietnam “vitally important”: 10.12.2018]. Вполне понятными являются и интересы Вьетнама, для которого сам антикитайский характер формата уже представляется привлекательным. Во вьетнамском обществе традиционно сильна антипатия к «северному соседу», объяснимая как историческими причинами, так и участием обеих стран в спорах вокруг принадлежности островов и акватории ЮКМ. Не будет преувеличением сказать, что обострение этих споров в последние годы стало катализатором сближения Ханоя с участниками Quad, в первую очередь с Вашингтоном. Не выглядит случайностью и то, что среди стран АСЕАН больше всего приветствуют создание нового объединения Вьетнам и Филиппины [Southeast Asian 2018]. Со всеми четырьмя государствами СРВ установила отношения привилегированного партнёрства (от всеобъемлющего до всеобъемлющего стратегического), подразумевающего в том числе и взаимодействие по вопросам обороны и безопасности. На регулярной основе организуются заходы военных кораблей в порты Вьетнама, проводятся учения на море. Ханою предоставляются льготные кредиты на покупку продукции военного назначения или же в качестве «первых шагов» сотрудничества в профильной сфере организуется передача выведенной из состава вооруженных сил техники [U.S. to provide: 20.11.2019]. Примечательно, что одна из ключевых тем этих отношений - повышение возможностей Вьетнама по контролю за морским пространством, недвусмысленно перекликающаяся с обозначенными «квартетом» задачами и позиционированием Ханоя себя в мире. В «Белой книге» СРВ по вопросам обороны отдельно обозначено, что Вьетнам - «морская держава, уделяющая особое внимание безопасности и защите морских территорий, свободе судоходства и воздушной навигации» [Quốc phòng Việt Nam: 10.12.2019]. При этом есть и явные отсылки к Китаю (без его прямого упоминания): отмечены «односторонние действий в акватории», «нарушения международного права», «милитаризация», «попытки изменить статус-кво» и т.д. Кроме того, контакты с «четверкой» также гармонично вписываются в курс Ханоя на активизацию своей внешнеполитической деятельности. Так, в последние десятилетия СРВ превратила участие в максимальном количестве многосторонних форматов и различных инициатив в «визитную карточку» своей политики. Количественные показатели в этом контексте порой превалируют над качественными. Сдерживающие факторы Вместе с тем сближение с Quad влечет за собой и очевидные проблемы. Самая явная - опять же подчёркнуто антикитайский характер объединения. Две из четырёх национальных индо-тихоокеанских стратегий - американская и японская - выстроены вокруг идеи сдерживания КНР [Kireeva 2020]. Для Ханоя, успешно изображающего «равноудалённую» политику в отношениях с ведущими державами, включение в орбиту интересов одной из сторон будет автоматически означать повышение напряжённости с другой и в целом существенно осложнит традиционное балансирование. Неслучайно СРВ не спешила официально высказываться в поддержку индо-тихоокеанских идей до принятия соответствующего асеановского документа. Кроме того, лидеры Вьетнамf по-прежнему утверждают, что придерживаются так называемой политики трёх «нет». Имеется в виду запрет на размещение иностранных военных баз на территории СРВ, отказ от вступления в военные альянсы и от военного сотрудничества с кем-либо против интересов третьей страны. Вместе с тем трактовка тех или иных действий остаётся в конечном итоге за Ханоем [Grossman: 19.10.2019], а в упомянутую обновлённую «Белую книгу» включён пассаж о возможности отказаться от трёх «нет» в случае внешней угрозы безопасности государства. Стоящую перед «южным соседом» дилемму понимают и в Пекине. Китай продолжает укрепляться в качестве ведущего торгово-экономического партнёра Вьетнама, двусторонний товарооборот по итогам 2020 г. составил рекордные (несмотря на пандемию) 133 млрд долл. [Thống kê hải quan 2020]. Поддерживаются весьма тесные политико-идеологические и культурные связи. Характерна публикация в китайской газете Global Times в разгар дискуссии об ИТР статьи, в которой прямо говорилось, что «если страны сотрудничают с США в построении азиатской НАТО и сдерживании КНР, то их связи с Китаем в области экономики, политики и безопасности будут серьезно пересмотрены» [Not easy for: 03.10.2020]. Вероятность построения упомянутой «азиатской НАТО» является ещё одной причиной для беспокойства. Вне зависимости от официальной риторики четырёх стран, поддерживающих центральную роль АСЕАН в региональных делах, само создание военно-политического объединения на пространстве АТР с привнесением в регион блокового мышления размывает асеаноцентричность. Данное утверждение тем более справедливо по отношению к какому-либо расширенному формату Quad, который неизбежно будет претендовать на роль альтернативной площадки принятия решений. До сих пор единство Ассоциации по ключевым вопросам региональной повестки было серьёзным фактором обеспечения стабильности Юго-Восточной Азии. Появление новых разделительных линий чревато подрывом единства и центральной роли «десятки», способно привести к потере субъектности данной региональной организацией с последующим присоединением её членов к антагонистическим по отношению друг к другу группировкам. С точки зрения Вьетнама вопросы также вызывает и недостаточная проработанность экономического измерения сотрудничества - как Quad, так и индо-тихоокеанских стратегий входящих в Quad стран в целом. Выступающая в качестве своеобразного конкурента китайская инициатива «Пояс и путь», наоборот, концентрируется на сулящих её участникам материальных (прежде всего, инфраструктурных) благах. Наспех запущенная «Сеть голубых точек» , хотя и пытается компенсировать данный недостаток, в принципе не предусматривает сопоставимых объемов финансирования. Продвигаемый США Индо-Тихоокеанский деловой форум пусть и может похвастаться солидными показателями двустороннего сотрудничества, однако не предполагает запуска новых проектов под своей эгидой: по сути, речь идёт о продолжении уже запущенных успешных инициатив бизнес-структур [2020 Indo-Pacific: 29.10.2020]. С точки зрения самих государств Quad присоединение Вьетнама к «четвёрке» сопряжено с меньшими издержками - как в количественном плане, так и в качественном. Основная из них - несоответствие СРВ декларируемым группой идеалам. Так, «квартет» позиционирует себя в качестве объединения свободных демократических государств, тем самым противопоставляя себя «несводобному» и «авторитарному» Китаю. При этом политическая система Вьетнама максимально похожа именно на китайскую и регулярно подвергается критике западных стран (которые, тем не менее, относятся к нему крайне терпимо). Это особенно актуально в связи с приходом в США администрации Дж. Байдена, которая, как ожидается, нарастит усилия по продвижению демократических ценностей за рубежом. Возможное присоединение Ханоя к «квартету», таким образом, может привести к потере Quad идеологической составляющей и превращению его в исключительно геополитическую конструкцию в глазах других государств региона. Примечательны в этом контексте изменения в риторике официальных лиц США, несколько лет назад начавших называть Вьетнам «страной-единомышленником» [Mattis Calls: 25.01.2018]: данный термин ранее использовался преимущественно в отношении «демократических» партнёров. Заключение Как представляется, курс Quad на привлечение государств ЮВА к сотрудничеству в обозримой перспективе продолжится, а Вьетнам в данном контексте будет рассматриваться в качестве наиболее перспективного партнёра. Несмотря на общую озабоченность ростом влияния Китая в регионе, в подключении СРВ к формату больше заинтересованы четыре страны, чем сам Ханой. Вьетнам осознает возможные последствия обострения отношений с Китаем и не стремится к открытой конфронтации с ним, при этом и антикитайские элементы внешнеполитического курса СРВ неизбежны. В то же время у КНР, с учётом тесных двусторонних торгово-экономических и других связей, есть рычаги воздействия на своего «южного соседа» для сдерживания трансформации этих элементов в откровенно недружественную стратегию. В этой связи присоединение Вьетнама к Quad и создание некоего «Quad+1» представляется возможным только в случае резкого усиления напряжённости во вьетнамо-китайских отношениях, например, ввиду территориальных споров в ЮКМ. Причём речь идёт даже не о повторении ситуации 2014 г. с входом китайской буровой платформы в исключительную экономическую зону СРВ. Для такого решительного шага Ханою необходима более серьёзная угроза со стороны Пекина, что в целом выглядит маловероятным. Оптимальным с точки зрения Вьетнама вариантом является развитие «гибких» и ситуативных (преимущественно многосторонних) форм взаимодействия с Quad без прямого включения в формат «Quad+1» при параллельном углублении двустороннего сотрудничества со странами «четвёрки» в сфере обороны и безопасности (в первую очередь - морской). В целом этот вариант также приемлем и для «квартета», поэтому может рассматриваться в качестве наиболее вероятного. В данном контексте представляется важным в текущем году следить за следующими сюжетами. Во-первых, за ситуацией в ЮКМ как наиболее взрывоопасным конфликтным узлом: произойдет ли обострение споров? Во-вторых, за самим запущенным в 2020 г. форматом «Quad + Республика Корея + Новая Зеландия + СРВ»: сохранится ли он или место Вьетнама займет Бруней как действующий председатель АСЕАН в 2021 г.? Таким образом, будет ясно, обусловлено ли подключение Ханоя его ролью в Ассоциации или же этот фактор использовался в качестве формального повода. Третьим объектом наблюдения является политика США по продвижению демократических ценностей: будет ли готов Вашингтон в интересах сдерживания Пекина не раздражать Ханой критикой его политической системы и угрозами экономических санкций? Ответы на эти вопросы могут стать своеобразными координатами развития отношений между Вьетнамом и «четвёркой».×
Об авторах
М. А Терских
ИМЭМО РАН
Email: mikhail.terskikh@gmail.com
к. полит. н., научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований. ORCID 0000-0001-8321-3666
Список литературы
- Колдунова Е. АСЕАН на распутье: чем запомнился 2020 год? МГИМО Университет. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/asean-na-raspute-chem-zapomnilsya-2020-god/, 19.01.2021.
- Локшин Г.М. Саммит АТЭС 2017 и новые внешние вызовы для Вьетнама // Вьетнамские исследования. Серия 2. 2018. № 2. С. 11-34.
- Терских М. Подходы Вьетнама к «Индо-Тихоокеанским стратегиям» // Проблемы Дальнего Востока. 2019. № 4. С. 32-36.
- Bộ Quốc phòng Việt Nam. Quốc phòng Việt Nam 2019 (Sách trắng Quốc phòng Việt Nam 2019) [Министерство обороны Вьетнама. Оборона Вьетнама 2019 (Белая книга по вопросам обороны Вьетнама 2019)]. URL: http://mod.gov.vn/wps/portal/!ut/p/b1/,10.12.2019.
- Corben T. The Quad, Vietnam, and the Role of Democratic Values // The Diplomat. May 25, 2018. URL: https://thediplomat.com/2018/05/the-quad-vietnam-and-the-role-of-democratic-values/
- Grossman D. Don’t Get Too Excited, ‘Quad Plus’ Meetings Won’t Cover China // The Diplomat. April 09, 2020. URL: https://thediplomat.com/2020/04/dont-get-too-excited-quad-plus-meetings-wont-cover-china/
- Grossman D. The Quad in not enough // Foreign Policy. October 19, 2018. URL: https://foreignpolicy.com/2018/10/19/to-balance-china-call-vietnam-malaysia-philippines/
- Grossman D. Vietnam’s Defense Policy of ‘No’ Quietly Saves Room for ‘Yes’ // The Diplomat. January 19, 2019. URL: https://thediplomat.com/2019/01/vietnams-defense-policy-of-no-quietly-saves-room-for-yes/
- Kireeva A. The Indo-Pacific in the Strategies of the U.S. and Japan // Russia in Global Affairs. 2020. №3. URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/indo-pacific-japan/
- Le Hong Hiep. America’s Free and Open Indo-Pacific Strategy: A Vietnamese Perspective // ISEAS Perspective. 2018. № 43. URL: https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ISEAS_Perspective_2018_43@50.pdf
- Lee L. Assessing the Quad: Prospects and Limitations of Quadrilateral Cooperation for Advancing Australia’s Interests. Lowy Institute. May 19, 2020. URL: https://www.lowyinstitute.org/publications/assessing-quad-prospects-and-limitations-quadrilateral-cooperation-advancing-australia
- Miyake K. The Quad Security Dialogue in Tokyo: Who will join next? // Japan Times. October 7, 2020. URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2020/10/07/commentary/japan-commentary/quad-security-dialogue-tokyo-who-will-join-next/
- Not easy for Pompeo to sway China's neighbors in building military alliance // Global Times. October 3, 2020. URL: https://www.globaltimes.cn/content/1202661.shtml
- Phạm Minh Thu. “Ấn Độ - Thái Bình Dương”: Cách tiếp cận mới cho chiến lược cũ [«Индо-Тихоокеанский регион»: новый подход к старой стратегии] // Thế giới và Việt Nam, 03.02.2018. URL: https://baoquocte.vn/an-do-thai-binh-duong-cach-tiep-can-moi-cho-chien-luoc-cu-65468.html
- Phạm Minh Thu. Chiến lược "Ấn Độ Dương - Thái Bình Dương tự do và rộng mở" nhìn từ góc độ điều chỉnh liên minh khu vực của Mỹ [Стратегия «cвободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» с точки зрения корректировки альянсов США в регионе] // Tạp chí Cộng sản, 29.10.2020. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/tin-binh-luan/-/asset_publisher/DLIYi5AJyFzY/content/chien-luoc-an-do-duong-thai-binh-duong-tu-do-va-rong-mo-nhin-tu-goc-do-dieu-chinh-lien-minh-khu-vuc-cua-my
- Roy G. Sinha. A New Dynamics of U.S.-Viet Nam Relations: U.S.-led ‘Quad and Viet Nam Axis’ in the Indo-Pacific // Modern Diplomacy, April 26, 2020, URL: https://moderndiplomacy.eu/2020/04/26/a-new-dynamics-of-u-s-viet-nam-relations-u-s-led-quad-and-viet-nam-axis-in-the-indo-pacific/
- Southeast Asian perceptions of the Quadrilateral Security Dialogue. Australian Strategic Policy Institute. October 2018. URL: https://s3-ap-southeast-2.amazonaws.com/ad-aspi/2018-10/SR%20130%20Quadrilateral%20security%20dialogue.pdf
- The ASEAN Secretariat. ASEAN Outlook on the Indo-Pacific. URL: https://asean.org/asean-outlook-indo-pacific, 23.06.2019.
- The White House. Quad Leaders’ Joint Statement: “The Spirit of the Quad” . URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/03/12/quad-leaders-joint-statement-the-spirit-of-the-quad/, 12.03.2021.
- Thống kê hải quan 2020. Tổng cục Hải quan, Bộ Tài chính Việt Nam. [Таможенная статистика 2020. Главное таможенное управление, Министерство финансов СРВ.]. URL: https://www.customs.gov.vn/Lists/ThongKeHaiQuan/Default.aspx, 31.12.2020.
- Thủ tướng Nhật Bản: Việt Nam đóng vai trò trọng yếu và là địa điểm thích hợp nhất [Премьер-министр Японии: Вьетнам играет ключевую роль и является наиболее подходящим местом] // Báo điện tử Chính phủ, 19.10.2020. URL: http://baochinhphu.vn/Hoat-dong-cua-lanh-dao-Dang-Nha-nuoc/Thu-tuong-Nhat-Ban-Viet-Nam-dong-vai-tro-trong-yeu-va-la-dia-diem-thich-hop-nhat/411149.vgp
- U.S. Department of Defense. Mattis Calls U.S., Vietnam ‘Like-Minded Partners’. URL: https://www.defense.gov/Explore/News/Article/Article/1424401/mattis-calls-us-vietnam-like-minded-partners, 25.01.2018.
- U.S. to provide ship to Vietnam to boost South China Sea patrols // Reuters. November 20, 2019. URL: https://www.reuters.com/article/us-vietnam-usa-military-idUSKBN1XU0UP
- US Department of State. 2020 Indo-Pacific Business Forum Promotes Free and Open Indo-Pacific. URL: https://2017-2021.state.gov/2020-indo-pacific-business-forum-promotes-free-and-open-indo-pacific/index.html, 29.10.2020.
- Vietnam ‘vitally important’ in Indo-Pacific strategy: US ambassador // Tuoi Tre News. December 10, 2018. URL: https://tuoitrenews.vn/news/politics/20181210/vietnam-vitally-important-in-indopacific-strategy-us-ambassador/48070.html
- Vietnam in the Indo-Pacific: Challenges and Opportunities in New Regional Landscape / Jeffrey Wilson (ed.). Perth USAsia Center, 2018. 120 p.
Дополнительные файлы
