Анализ вьетнамской стратегии развития морской экономики на период до 2030 г. и в перспективе до 2045 г.

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Морское пространство - давно открытая сфера, ныне приобретает всё большую значимость как в плане безопасности, так и развития многих стран, в том числе и Вьетнама. Об этом ярко свидетельствуют территориальные споры в Южно-Китайском море. Для Вьетнама моря и океаны имеют стратегическое значение ещё и потому, что по мере накопления знаний о них возрастают потребности в их освоении. Стратегия развития морской экономики Вьетнама на период до 2030 г. и в перспективе до 2045 г. свидетельствует о том, что страна считает морскую сферу важным компонентом всего национального стратегического пространства. В статье содержится анализ содержания, факторов, а также значения и истории данной стратегии. Главный вывод заключается в том, что Вьетнам отдаёт приоритетную роль морям и океанам, поскольку понимает необходимость идти в ногу со временем. Кроме того, разработка стратегии развития морской экономики говорит о заметном улучшении осуществляемого Ханоем стратегического планирования, что нашло отражение в избранном им междисциплинарном и комплексном подходе. Упор на экономическую составляющую является основой общей стратегии Вьетнама относительно морей и океанов и соответствует его стратегическому подходу к сфере обороны и безопасности.

Полный текст

Введение Океаны и моря привлекли к себе внимание человечества намного раньше, чем о них издали свои труды Альфред Мэхэн [1890] и Николас Спикмэн [1938]. Новейшие исследования доказали, что Homo Sapiens пытался отплыть от континентов Азии и Африки в поисках Океании по крайней мере 45 тыс. лет назад [Harari 2015]. Васко да Гама и Христофор Колумб бороздили океаны задолго до Мэхэна. Впоследствии экспансия Британской и американской империй, несомненно, совершалась с использованием научных знаний о морской сфере. Вследствие этого появились мощные суда и возникла потребность в свободе навигации. Другие страны, такие как Япония и Индия, также не забывали о жизненной роли океанов и морей, и об этом свидетельствуют сражения прошлых лет на Тихом и Индийском океанах. Что касается Вьетнама, то интерес к этой сфере у него возник в самом начале истории страны. В легенде о горной фее Ау Ко говорится, что Великая мать разделила своих детей на две группы. Одну она отправила в горы, а другую - в море. Судя по многочисленным источникам, Вьетнам утвердил своё присутствие на море ещё в глубокой древности. Так, Хоангша (Парасельские о-ва) и Ван Ли Чыонгша (архипелаг Спратли) можно увидеть на карте в атласе Хонг Дык 1490 г. [Việt Nam có bằng chứng lịch sử: 22.04.2020]. По крайней мере, за последние 15 лет по причине усилившейся напряжённости в Южно-Китайском море (ЮКМ) вьетнамская и международная научная общественность всё чаще стала обращаться к этой теме. В частности, были опубликованы работы таких учёных, как Нгуен Хонг Тхао [2007, 2009], Нгуен Тхи Лан Ань [2016, 2017], До Тхань Хай [2018], Ха Ань Туан [2014, 2016, 2018], Нгуен Тю Хой [2015], Карл Тэйер [2010, 2014], Грег Поулинг [2020, 2021], Хыонг Ле Тху [2018], и это далеко не полный перечень. Был создан веб-сайт nghiencuubiendong.vn, или eaststudies.org. Дипломатическая академия Вьетнама, Фонд исследований Южно-Китайского моря и Ассоциация юристов Вьетнама на протяжении 12 лет были организаторами известного цикла международных конференций, посвящённых ЮКМ. Содержание стратегии 22 октября 2018 г. была обнародована Резолюция ЦК КПВ «О стратегии устойчивого развития морской экономики на период до 2030 г. и в перспективе до 2045 г.», которая состоит из пяти основных разделов: 1) ситуационный анализ; 2) концепция и цели; 3) основные принципы и ключевые сферы действий; 4) основные решения; 5) внедрение [Party’s Resolution on strategy: 05.11.2020]. Документ начинается с представления данных для постановки задач и мер для их выполнения. Вслед за стратегией премьер-министр Вьетнама обнародовал четыре важных решения по внедрению и реализации ряда задач. Что касается институциональной стороны, 2 июня 2020 г. был учреждён Национальный руководящий комитет по выполнению резолюции. Были разработаны соответствующие программы и планы действий. Так, в декабре 2019 г. принят план действий по решению проблемы загрязнения моря [MONRE: 06.11.2020]. Данная стратегия подтверждает, что море - составная часть страны, обеспечивающая её национальный суверенитет, что это жизненное пространство и путь к международному сотрудничеству. Стратегия также выражает уверенность в том, что «благодаря морю Вьетнам должен стать сильной и богатой страной; обеспечить устойчивое развитие морской экономики наряду с национальной обороной и безопасностью, сохранение независимости, суверенитета и территориальной целостности; укрепить отношения с зарубежными странами на море и вести международное сотрудничество для создания мирного и стабильного окружения, способствующего развитию страны» [Party’s Resolution on strategy: 05.11.2020]. Стратегия ставит перед страной задачу стать «к 2030 г. сильной морской державой» и добиться, чтобы этот сектор вносил важный вклад в экономику страны, решение международных и региональных вопросов на море. Согласно данной стратегии, к этому времени «зелёные» технологии станут основой устойчивого развития морской экономики (см. ниже в разделе Конкретные задачи) [Party’s Resolution on strategy: 05.11.2020]. Подход, выбранный авторами данной стратегии, предусматривает баланс между окружающей средой, природными ресурсами и культурой. Основной задачей Вьетнама к 2045 г. станет превращение в сильную морскую державу с устойчивым, благоприятным и безопасным развитием, чтобы морская экономика внесла значительный вклад в национальную экономику, способствуя превращению страны в современную индустриальную державу социалистической ориентации, активно и ответственно участвующую в решении международных и региональных проблем на морях и океанах. Конкретные задачи • Общие показатели: управление морями и океанами, прибрежной зоной должно достичь международных стандартов, уровня стран c доходами выше среднего. Практически вся деятельность, связанная с социально-экономическим развитием на море и островах, будет строиться на принципе комплексного управления, соответствующего морской экосистеме. • Экономические показатели: предполагается, что морская отрасль должна создавать около 10% национального ВВП, а экономика 28 прибрежных провинций и городов - давать 65-70% ВВП. Предприятия морского хозяйства будут развиваться устойчиво, в соответствии с международными стандартами; использование морских ресурсов будет контролироваться на уровне жизнедеятельности морских экосистем. • Социальное развитие: показатель развития человеческого потенциала прибрежных провинций и городов будет выше среднего национального уровня; доход на душу населения в этих местностях должен по крайней мере в 1,2 раза превысить средний по стране. Обитаемые острова будут полностью обеспечены основной социально-экономической инфраструктурой, особенно электричеством, питьевой водой, услугами связи, здравоохранения, образования и т. д. • Развитие морских исследований, технологий и человеческих ресурсов: Вьетнам должен достичь максимального использования прогрессивных научных и технологических решений и стать одной из ведущих стран в составе АСЕАН. В ряде отраслей морской науки и технологий он приблизится к уровню развитых стран. Страна будет продвигать подготовку и развитие связанных с морем человеческих ресурсов, образующих контингент высококвалифицированного, научно и технологически подготовленного персонала. • Окружающая среда, борьба с изменением климата и повышением уровня моря: предстоит оценить потенциал и стоимость важных морских ресурсов. Не менее, чем на половине морской территории Вьетнама должно быть проведено изучение морских ресурсов и окружающей среды, а также картографирование в масштабе 1: 500 000 некоторые ключевые сферы нужно изучить более подробно. Стоит задача создать базу оцифрованных данных - комплексную, общедоступную и современную. • Стоит задача наладить предупреждение, контроль и значительное снижение загрязнения морской окружающей среды; завоевать региональное первенство в сокращении количества пластиковых отходов. В прибрежных провинциях и городах все опасные отходы и твёрдые бытовые отходы будут собирать и перерабатывать в соответствии со стандартами охраны окружающей среды; все прибрежные экономические зоны, промышленные парки и городские районы будут планироваться и сооружаться устойчиво, экологично и разумно, что поможет приспособить их к климатическим изменениям и повышению уровня моря, обеспечить центральными системами водоотвода согласно требованиям и стандартам окружающей среды. • Организовать правильное управление и защиту морских, океанических и островных экосистем. Область морских и прибрежных природоохранных зон предстоит увеличить до не менее 6% морского пространства страны; площадь прибрежных мангровых лесов должна быть восстановлена по крайней мере до занимаемой ими в 2000 г. • Наладить прогнозирование и предупреждение природных катастроф, землетрясений и цунами. Морской биомониторинг и наблюдения за климатическими изменениями и повышением уровня моря, в том числе посредством применения космических аппаратов нового поколения и искусственного интеллекта, должны достичь уровня развитых стран региона. Будут приняты меры по предотвращению и ограничению воздействия приливов, засоления и эрозии прибрежных почв. Поскольку морская акватория во многих местах пересекается границами других стран, международное сотрудничество составляет центральный пункт данной повестки. Поэтому в ней выделяется задача «всесторонне поощрять международное сотрудничество в устойчивом развитии морской экономики с целью мобилизации и эффективного использования ресурсов, знаний и опыта, привлечь максимальную поддержку стран, международных организаций и партнёров» [Vien Nhu, Ngoc Van: 20.05.2020]. Были учреждены шесть международных групп по сотрудничеству, в том числе в области управления морской и океанической зонами и комплексного управления прибрежной зоной; развития морского и прибрежного хозяйства; улучшения жизни людей и создания морской культуры и общества, связанного с морем и не наносящего ему вреда; базовых обследований, научных и технологических исследований и развития морских ресурсов; охраны морской окружающей среды; предотвращения природных катастроф, борьбы с изменением климата и повышением уровня моря с целью обеспечения национальной обороны и безопасности. Причины выработки стратегии Первая часть документа объясняет, почему её приняли: новая стратегия должна обеспечить до 2020 г. преемственность с предшествующей стратегией. Ещё одной причиной, более глубокой чем преемственность, является признание быстрых изменений как внутри страны, так и за её пределами. Что касается внутренних предпосылок, то Вьетнам прошёл долгий путь с начала комплексных реформ «дой мой» в 1986 г. Будучи вначале крайне бедной страной, он достиг уровня нижней группы государств со средними душевыми доходами. Некогда испытавший изоляцию, ныне Вьетнам установил дипломатические связи со 189 из 193 членов ООН, с 30 из которых оформлено стратегическое или всеобъемлющее партнёрство. Международная роль страны стала более заметной, как явствует из членства и активного участия в региональных и международных организациях. Так, работа АСЕАН в 2020 г. под председательством СРВ получила оценку «продуктивная» со стороны международной общественности, несмотря на многие вызовы, в том числе и пандемию Covid-19 [Huong Le Thu: 30.11.2020]. Директива №25 Секретариата Центрального комитета КПВ, обнародованная в 2018 г., поставила перед дипломатической службой задачу установить, когда и как Вьетнам сможет принять участие в международном нормотворчестве и выдвижении инициатив по некоторым важным для страны вопросам и взаимным интересам с другими партнёрами. Это смелый шаг по сравнению с былыми временами, когда пределом мечтаний дипломатов было лишь выполнение международных правил [Hoa Nguyen: 30.11.2019; Le Hoai Trung 2019]. Вьетнам всегда придавал огромное значение потенциалу и возможностям моря и добился многочисленных успехов во всех связанных с ним областях. Вклад прибрежных территорий в экономику страны составляет до 47-48 % в ВВП, из них до 10 % может давать морское хозяйство как таковое, согласно целям стратегии. С годами большого роста достигла добыча и использование нефти и газа. За 10 лет застройка морской полосы от о-ва Фукуок до г. Вунгтау, от Дананга до провинции Куангнинь стала более плотной. Имея восемь логистических центров и 21 внутренний контейнерный терминал, а также флот судов, занимающий четвертое место в АСЕАН, Вьетнам в состоянии активизировать развитие морской экономики [Vietnam’s maritime transport: 24.12.2019] (Figure 1). Эксперты полагают, что вклад морской экономики мог бы значительно возрасти в случае более эффективной реализации всего ее потенциала [Thanh Hai: 12.05.2020]. Так, по мнению Нгуен Шы Хоя, «нестабильная эксплуатация морских ресурсов с использованием устаревших технологий» тормозит развитие морской отрасли [10 years on: 15.10.2018]. Реакции требуют и внешние изменения: морское хозяйство всё больше превращается в конкурирующую сферу интересов и влияния. Формирование «синей экономики» стало одной из основных тенденций в регионе и в мире. Очевидно, что территориальные споры в ЮКМ обусловлены, среди прочего, возрастающей ролью моря для безопасности и развития заинтересованных сторон. Каждый год по его акватории перевозят товары общей стоимостью 3 трлн долл. США [World Bank: 06.06.2017]. Figure 1. Administrative map of the Socialist Republic of Vietnam Усиление военного присутствия в регионе таких великих держав, как Китай и США, также связано с жизненным значением этого водного пространства. Помимо Китая и США, о своём интересе к ЮКМ заявили несколько европейских стран [Pejsova 2019]. Этот список пополнили Япония, Индия, Южная Корея и другие страны. Поэтому, используя возможности для сотрудничества, Вьетнам в то же время сталкивается с новыми вызовами в сфере морской экономики со стороны внешних сил. Кроме того, как явствует из предложенной стратегии, трансграничное загрязнение окружающей среды, климатические изменения и повышение уровня моря превращаются в насущные глобальные проблемы, требующие скорейшего решения [Thanh Hai: 12.05.2020]. В этом смысле ЮКМ не является исключением и требует своевременного и координированного решения этих глобальных проблем в форме стратегии. Так, эксперты предполагают, что концентрация в ЮКМ микропластмасс может оказаться самой высокой в мире. Хорошо известно, что в основном это загрязнение создают прибрежные города с развитой туристской инфраструктурой. Значение и происхождение стратегии Предварительные оценки Основываясь на содержании и контексте стратегии, можно вынести предварительные, но значимые оценки. Во-первых, исходя из названия, данная стратегия не предполагает комплексного изучения проблемы моря во всех аспектах, но при пристальном рассмотрении оказывается, что фактически она затрагивает ряд ключевых связанных с ней вопросов: суверенитета, безопасности, развития, окружающей среды и международных отношений. Подход, заложенный в данной стратегии, равно как в других стратегических документах, недавно принятых во Вьетнаме, характеризуется акцентом на «единообразие» и «комплексность». Кроме того, легко обнаружить требование, неоднократно выдвигаемое вьетнамскими политиками: «полностью использовать силы всех участников» [Overall strategy: 07.01.2016]. В пятом разделе рассматриваемого документа содержится призыв «обеспечить национальную оборону, безопасность, улучшение отношений с зарубежными странами и международное сотрудничество», и это одно из основных направлений действий в данной стратегии [Party’s Resolution on strategy: 05.11.2020]. Во-вторых, в то же самое время особое внимание сосредоточено на задаче развития, решение которой зависит от экономического роста и требует преодолеть ловушку среднего уровня доходов, подняться выше по лестнице процветания. Из трех основных задач страны - обеспечения безопасности, развития и повышения роли в мире - развитие, несомненно, является высшим приоритетом при условии достижения относительного мира и стабильности в стратегическом окружении в ЮВА и за её пределами. Окончание холодной войны, экономические достижения «азиатских тигров» и невиданный рост благосостояния в Китае являют в этом отношении яркие примеры. За 35 лет обновления (начатого во Вьетнаме в 1986 г.) ВВП на душу населения вырос, по одной из оценок, в 10 раз, но всё же это более медленный рост, чем в других странах региона, совершивших экономическое чудо [Vanham: 11.09.2018]. В-третьих, данную стратегию следует считать новой частью национальной стратегии в Южно-Китайском море наряду с укреплением обороны и безопасности СРВ, частью общей внешнеполитической стратегии. Характерно, что эта и другие стратегии страны, выдвинутые Компартией и правительством Вьетнама, имеют вехами 2030 и 2045 гг., когда страна отметит соответственно столетие Коммунистической партии и Августовской революции. Например, политическая резолюция, принятая на XIII съезде партии, ставит целью к 2045 г. превратить СРВ в страну с уровнем дохода выше среднего [Nghị quyết Đại hội: 25.02.2020]. В-четвертых, позиция, занятая КПВ и правительством, отражает новую тенденцию признания мировым сообществом всё большего значения стабильности и жизнеспособности, необходимости преодоления серьёзной деградации морской среды, эрозии прибрежных областей и истощения рыбных запасов в ЮКМ и других местах. Показателен принятый ООН документ «Цели устойчивого развития Третьего тысячелетия». Например, цель 14 касается «жизни под водой» - сохранения и рационального использования океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития [General Assembly of the United Nations: 21.10.2015]. Инцидент на тайваньском предприятии «Формоза» в центральновьетнамской провинции Хатинь в 2016 г. свидетельствует, что от государственных чиновников в современном Вьетнаме требуется не только креативное мышление, но и настойчивые действия. Создание 16 охраняемых морских зон - это практический шаг в данном направлении [Linh Pham: 17.12.2020]. Окрепла и общественная осведомлённость о значении окружающей среды, о чём свидетельствует появление разных групп по охране окружающей среды и образовательных программ для школьников и студентов [Thao Nguyen: 26.04.2019]. Все прибрежные провинции проводят «Неделю моря и островов» Вьетнама и отмечают Всемирный день океанов с целью защиты морской и островной среды, их экосистемы. Наконец, разработка и обнародование стратегии с точки зрения принятия решений и стратегического планирования представляют собой для Вьетнама шаг вперед. Благодаря данной стратегии вьетнамские политики доказывают, что они хотят заниматься вопросом моря долгосрочно и более комплексно. Фрагментарный подход не служит интересам страны, учитывая междисциплинарную и комплексную природу вопроса моря. По замыслу любая стратегия является рядом целей и мер, выходящих за рамки традиционного мышления и повседневной деятельности [Earle 1943: 8; Bealy & Johnson 1999: 312]. Скорее, она обеспечивает руководство долгой игрой и содержит элементы, лучше защищающие и развивающие национальные интересы по сравнению с кратковременной политикой ad hoc (лат. для данной цели). Процесс выработки стратегии Что касается происхождения этой политики, то во Вьетнаме издавна считают морскую экономику решающей для своих национальных интересов. Защита суверенитета, суверенных и прочих прав, предусмотренных международным правом, в том числе Конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 г., начата нами не в 2018 г., а гораздо раньше. Более ранняя версия резолюции по морской экономике, была внесена Политбюро на рассмотрение в 1992 г. Политики в ответ прилагают усилия, обеспечивая континуум работы, обязательные критерии стратегического мышления и стратегического планирования. Например, между резолюциями 1992 г. и 2018 г. имеется резолюция 2007 г. (Resolution No. 9-NQ/TW) [MONRE: 07.11.2020]. Эти резолюции отражают непрерывный процесс вьетнамского стратегического мышления и действий. Кроме того, в рамках выработки политического курса Коммунистическая партия и правительство Вьетнама обнародовали множество решений в поддержку суверенитета страны, суверенных и смежных прав на море в соответствии с международным правом и развитием морской экономики. Так, были приняты следующие документы, подкрепляющие эти решения: Резолюция по морской экономике (1992); Договор о сотрудничестве на континентальном шельфе с Малайзией (1992); Договор о демаркации исключительной экономической зоны и континентального шельфа с Таиландом (1997); Договор о разграничении территориальных вод исключительных экономических зон и континентального шельфа в Тонкинском заливе с Китаем (2000); Национальный Закон о границах (2003); Договор о континентальном шельфе с Индонезией (2003); совместный доклад о континентальном внешнем шельфе в 200 морских миль от Вьетнама и Малайзии (2009); доклад в ООН о северной зоне (2009); договор с Китаем об основных принципах решения морских проблем, согласно которому споры в Южно-Китайском море должны разрешаться на основе международного права, в том числе UNCLOS 1982 г. (2011); Закон о море Вьетнама (2012); заявление в Постоянную палату третейского суда в Гааге с выражением своей позиции в связи с судебным разбирательством, возбуждённым Филиппинами против Китая, в том числе и его мнение о юрисдикции трибунала по данному делу (2014); заявление в Постоянную палату третейского суда в Гааге с просьбой о вынесении судом справедливого и объективного решения по ходатайству Филиппин, оспаривающих притязания Китая на спорные воды в Южно-Китайском море (2016). Продолжаются переговоры о выработке эффективного и реального Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море [Viet Nam Government Portal 2020 и др.]. Все эти документы служат разным задачам, но имеют общий знаменатель: выдвигают на первый план стратегические ценности и важность морей и океанов для Вьетнама. Версия стратегии 2018 г., разумеется, содержит элементы преемственности, учитывает документы 1992-2007 гг., и в то же время предлагает новые подходы. Примечательно, что указанная стратегия отражает текущие изменения во внешней среде, такие как появление насущной потребности в стабильном мониторинге морского пространства и экономики. Споры в Южно-Китайском море также обострились, как это явствует из китайско-вьетнамского нефтяного инцидента 2014 г. (связанного с вводом в ИЭЗ СРВ буровой платформы HYSY 981). Очевидно, что глубина и масштаб данной стратегии свидетельствуют о более комплексном и настойчивом подходе Вьетнама к развитию морской экономики и решению связанных вопросов путем улучшения стратегического мышления и планирования. Со времени принятия данной стратегии и центральное правительство, и местные органы власти обнародовали и осуществили свои планы действий. Заключение Известный вьетнамский вождь и стратег Ле Зуан как-то сказал, что Вьетнам состоит из трех частей: гор, долин и морей, причем третий компонент заслуживает более пристального стратегического внимания. Морская экономика Вьетнама стала важным компонентом общей стратегии страны, обеспечивающим ее жизненные интересы, будь то безопасность или развитие. Для того, чтобы в период до 2030 г. Вьетнам смог подняться в верхнюю группу стран со средними доходами, нужно придать морскому хоязяйству ключевую роль. Разведка месторождений нефти и газа, которую страна ведёт уже много лет, теперь будет сочетаться с деятельностью в других сферах - от устойчивого туризма до охраны окружающей среды. Получат дальнейшее развитие логистика и морская торговля. С точки зрения безопасности морское хоязяйство сможет реально развиваться только при возможности его защиты и сохранения. Поэтому следует ожидать, что на правовое обеспечение выполнения стратегии и военно-морские силы будут выделены дополнительные инвестиции. Следующий логический шаг - наращивание контроля над морскими просторами. Стратегия устойчивого развития морской экономики на период до 2030 г. и в перспективе до 2045 г. на первый взгляд не содержит особых элементов безопасности, обороны и внешней политики, поскольку основное внимание уделяется экономическому аспекту. Но в этом мире всё взаимосвязано, и, таким образом, стратегическое планирование требует междисциплинарного видения и подходов. Искусство стратегического планирования состоит в том, чтобы сначала увидеть большую картину, а уже потом вдаваться в детали. Тот факт, что Вьетнам включил в стратегию развития морской экономики широкий спектр элементов, свидетельствует о росте потенциала стратегического планирования в Ханое и о преобладающей тенденции уделять особое внимание роли морей и океанов, необходимой для безопасности и развития.
×

Об авторах

Динь Тинь Ле

Институт внешней политики и стратегических исследований Дипломатической академии Вьетнама

Email: tinhdl@dav.edu.vn
к. полит. н., генеральный директор

Список литературы

  1. 10 years on, Việt Nam’s vision of strong sea-based economy faces rows of roadblocks // Viet Nam News, 15.10.2018. URL: https://vietnamnews.vn/society/467761/10-years-on-viet-nams-vision-of-strong-sea-based-economy-faces-rows-of-roadblocks.html/
  2. Bealey Frank, Johnson A.G. The Blackwell Dictionary of Political Science: A User’s Guide to Its Terms. Blackwell Publishers, 1999.
  3. Bộ Tài nguyên Môi trường (MONRE). Sự dịch chuyển sang nền kinh tế biển xanh [Министерство природных ресурсов и окружающей среды. Переход к синей экономике]. URL: http://www.monre.gov.vn/Pages/su-dich-chuyen-sang-nen-kinh-te-bien-xanh.aspx (дата обращения: 06.11.2020).
  4. Bộ Tài nguyên Môi trường (MONRE). Triển khai Nghị quyết 36-NQ/TW về phát triển bền vững kinh tế biển: Xây dựng tiền đề chính sách, pháp luật [Министерство природных ресурсов и окружающей среды. Выполнение Резолюции 36-NQ/TW об устойчивом развитии морской экономики: создание предпосылок для политики и законов]. URL: http://www.monre.gov.vn/Pages/trien-khai-nghi-quyet-36-nqtw-ve-phat-trien-ben-vung-kinh-te-bien-xay-dung-tien-de-chinh-sach,-phap-luat.aspx (дата обращения: 07.11.2020).
  5. Do Thanh Hai. Vietnam: Riding the Chinese tide // The Pacific Review. 2018. 31 (No. 2). P. 205-220.
  6. Earle E.M. Makers of Modern Strategy. Princeton: Princeton University Press, 1943.
  7. General Assembly of the United Nations. Resolution A/RES/70/1 “Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development”. https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/ 1&Lang=E, 21.10.2015.
  8. Ha Anh Tuan. China’s South China Sea Play: The End of Beijing’s “Peaceful Rise”? // The National Interest, 19.05.2014. URL: https://nationalinterest.org/blog/the-buzz/chinas-south-china-sea-play-the-end-beijings-peaceful-rise-10489/
  9. Ha Anh Tuan. Navigating through troubled waters: A Vietnamese Perspective on Sino-Vietnamese relations in the South China Sea // The Indonesian Quarterly - CSIS. 2016. 44 (No. 3). P. 212-223.
  10. Ha Anh Tuan. Vietnam’s South China Sea Strategy since 2007 // Vietnam’s Foreign Policy under Doi Moi. Singapore: ISEAS Publishing, 2018. P. 211-234.
  11. Harari Y.N. Sapiens: A brief history of humankind (First U.S. edition). New York: Harper, 2015.
  12. Hoa Nguyễn. Để nâng tầm đối ngoại đa phương Việt Nam trong bối cảnh toàn cầu hóa và hội nhập quốc tế [Хоа Нгуен. Повысить значение многовекторной вьетнамской дипломатии в контексте глобализации и международной интеграции] // Tạp chí Cộng sản, 30.11.2019. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/quoc-phong-an-ninh-oi-ngoai1/-/2018/815723/de-nang-tam-doi-ngoai-da-phuong-viet-nam-trong-boi-canh-toan-cau-hoa-va-hoi-nhap-quoc-te.aspx/
  13. Huong Le Thu. ASEAN’s Productive Year // Asialink Insights, 30.11.2020. URL: https://asialink.unimelb.edu.au/insights/aseans-productive-year/
  14. Huong Le Thu. Southeast Asian perceptions of the Quadrilateral Security Dialogue: Survey findings. ASPI Special Report, 2018.
  15. Lê Hoài Trung. Đối ngoại đa phương góp phần đẩy mạnh hội nhập quốc tế, tăng cường sức mạnh tổng hợp của đất nước [Multilateral diplomacy contributes to promoting international integration and strengthening the country’s aggregate strength] // Tạp chí Tuyên giáo. 2019. No. 2. P. 35-38.
  16. Linh Pham. Marine protection: Vietnam’s 10-year program works // Hanoi Times, 17.12.2020. URL: http://hanoitimes.vn/marine-protection-vietnams-10-year-program-works-315393.html/
  17. Mahan Alfred Thayer. The Influence of Sea Power Upon History, 1660-1783. London: Sampson Low, Marston, Searle, and Rivington, 1890.
  18. Nguyen Chu Hoi, Vu Hai Dang. Building a Regional Network and Management Regime of Marine Protected Areas in the South China Sea for Sustainable Development // Journal of International Wildlife Law & Policy. 2015. 18 (No. 2). P. 128-138.
  19. Nguyen Hong Thao, Ramses Amer. A New Legal Arrangement for the South China Sea? // Ocean Development & International Law. 2009. 40 (No. 4). P. 333-349.
  20. Nguyen Hong Thao, Ramses Amer. Managing Vietnam’s Maritime Boundary Disputes. Ocean Development & International Law. 2007. 38 (No. 3). P. 305-324.
  21. Nguyen Thi Lan Anh. The South China Sea Award: Legal Implications for Vietnam // Contemporary Southeast Asia. 2016. 38 (No. 3). P. 369-374.
  22. Nguyen Thi Lan Anh. The South China Sea Tribunal’s Award: New Prospects for Cooperation? // CSCAP Regional Security Outlook 2017. P. 43-45.
  23. Overall strategy for international integration through 2020, with a vision toward 2030 (Promulgated together with the Prime Minister’s Decision No. 40/QD-TTg of 07.01.2016). URL: http://vbpl.vn/TW/Pages/vbpqen-toanvan.aspx?ItemID=11070 (дата обращения: 20.12.2020).
  24. Party’s Resolution on strategy for sustainable development of marine economy // Online Newspaper of the Government. URL: http://news.chinhphu.vn/Home/Partys-Resolution-on-strategy-for-sustainable-development-of-marine-economy/20191/35784.vgp (дата обращения: 05.11.2020).
  25. Pejsova Eva. Between Principles and Pragmatism: The EU and the South China Sea // Global Asia. 2019. 14 (No. 2). P. 98-103.
  26. Poling Gregory, Cooper Zack. Washington Tries Pulling Economic Levers in the South China Sea // Horizon. Asia Maritime Transparency Initiative, 28.08.2020. URL: https://amti.csis.org/washington-tries-pulling-economic-levers-in-the-south-china-sea/
  27. Poling Gregory. South China Sea Code of Conduct Still a Speck on the Horizon // Asia Maritime Transparency Initiative, 06.09.2018. URL: https://amti.csis.org/south-china-sea-code-conduct-still-speck-horizon/
  28. Spykman Nicholas J. Geography and Foreign Policy, I // American Political Science Review.1938. 32 (No. 1). P. 28-50.
  29. Thanh Hải. Cần chiến lược bền vững phát triển kinh tế biển [Тхань Хай. Стратегия стабильного развития морской экономики] // Hà Nội Mới, 12.05.2020. URL: http://hanoimoi.com.vn/ban-in/Kinh-te/846292/can-chien-luoc-ben-vung-phat-trien-kinh-te-bien/
  30. Thảo Nguyên. TP.HCM tăng cường giáo dục bảo vệ môi trường cho học sinh [г. Хошимин продвигает экологическое образование школьников] // Giáo dục và Thời đại, 26.04.2019. URL: https://giaoducthoidai.vn/giao-duc/tp-hcm-tang-cuong-giao-duc-bao-ve-moi-truong-cho-hoc-sinh-3792666.html/
  31. Thayer Carl. China’s New Fishing Regulations: An Act of State Piracy? // The Diplomat, 13.01.2014. URL: https://thediplomat.com/2014/01/chinas-new-fishing-regulations-an-act-of-state-piracy/
  32. Thayer Carl. The United States and Chinese Assertiveness in the South China Sea. Security Challenges. 2010. 6 (No. 2). P. 69-84.
  33. Vanham Peter. The story behind Viet Nam’s miracle growth // World Economic Forum, 11.09.2018. URL: https://www.weforum.org/agenda/2018/09/how-vietnam-became-an-economic-miracle/
  34. Vien Nhu, Ngoc Van. VN to strengthen int’l cooperation for sustainable development of maritime economy. Online Newspaper of the Government, 20.05.2020. URL: http://news.chinhphu.vn/Utilities/PrintView.aspx?ID=40178/
  35. Việt Nam có bằng chứng lịch sử không thể chối cãi ở Hoàng Sa - Trường Sa [Вьетнам имеет неопровержимые исторические свидетельства относительно Хоангша - Чыонгша] // VOV, 22.04.2020. URL: https://vov.vn/chinh-tri/viet-nam-co-bang-chung-lich-su-khong-the-choi-cai-o-hoang-sa-truong-sa-1039758.vov/
  36. Viet Nam Government Portal. Legal Normative Documents. URL: http://vanban.chinhphu.vn/ (дата обращения: 14.01.2020).
  37. Vietnam’s maritime transport sees impressive growth in 2019 // Nhan Dan, 12.24.2019. URL: https://en.nhandan.org.vn/business/item/8255902-vietnam%E2%80%99s-maritime-transport-sees-impressive-growth-in-2019.html/
  38. World Bank. What is the Blue Economy? 06.06.2017. URL: https://www.worldbank.org/en/ news/infographic/2017/06/06/blue-economy/

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ле Д.Т., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах