Vietnam in a new geopolitical reality. The review of “Vietnam in the Indo-Pacific: Challenges and Opportunities in the New Regional Landscape”

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This is a review of “Vietnam in the Indo-Pacific: Challenges and Opportunities in a New Regional Landscape”, a collection of essays issued in Australia (2018). The authors, researchers from Australia, Vietnam and the United States, contributed to the analysis of the foreign policy of Vietnam and its relations with Australia, China and the United States. Also, the articles assess the importance of a comprehensive renewal of Vietnamese society (Doi Moi) for Vietnamese diplomacy. Quite a prominent place on the pages of the book is given to the assessment of the situation in the South China Sea. The authors emphasize a high degree of importance of this matter for regional policy. Although the factual accounts commented in the book are well known to specialists, the conclusions seem to be quite non-trivial.

Full Text

Издательство Университета Западной Австралии (г. Перт) выпустило монографию, озаглавленную «Вьетнам в Индо-Тихоокеанском регионе: вызовы и возможности в новом региональном пейзаже». Семь глав книги представляют собой самостоятельные статьи австралийских, американских и вьетнамских ученых, имена которых известны экспертному сообществу. Заголовок книги - определенная дань конъюнктуре. После того как администрация президента США Дональда Трампа осенью 2017 г. выдвинула концепцию «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», и американцы, и австралийцы, и политики многих стран Азии, в том числе Вьетнама, ввели в свой дискурс новое название «Индо-Тихоокеанский регион». В новом регионе, теоретически охватывающем страны, расположенные по берегам двух океанов - Тихого и Индийского, - началось движение общественной мысли; следовало осмыслить американскую концепцию, выработать подход к ней, найти своё место в новой геополитической реальности. Такую работу сделали недавно в АСЕАН, где на саммите в Бангкоке в июне 2019 г. был принят документ под названием «Видение АСЕАН Индо-Тихоокеанского региона» (The ASEAN outlook on the Indo-Pacific). В рецензируемой монографии эти процессы практически не отражены. Может быть, потому, что общего представления в правительственных кругах заинтересованных стран о том, что означает новая геополитическая реальность, пока нет. Даже американское видение, как считает один из авторов рецензируемой монографии Эндрю Чубб, плохо подготовлено для реализации в регионе (с. 100). Тем не менее это не снижает ценности издания в целом, так как в нём содержатся интересные наблюдения и умозаключения, основанные на самых новых фактах. Правда, большинство этих фактов известны нам, а вот мнения зарубежных экспертов бывают подчас весьма нетривиальны. Фактически книга содержит анализ внешней политики современного Вьетнама, при этом пристальное внимание уделено отношениям этой страны с Китаем, США и Австралией. Почему выделены отношения Вьетнама с Австралией и почему вообще такая работа увидела свет на Зеленом континенте, объясняет во вступительном слове бывший член правительства Австралии Стефан Смит. По его мнению, отношения с Вьетнамом - важное направление внешней политики Канберры. «Австралия заинтересована иметь тесные отношения с Вьетнамом, исходя из интересов экономического развития и безопасности». Как считает австралийский политик, Вьетнам имеет огромный потенциал стать «экономическим тигром» и оказывать стратегическое влияние на всю АСЕАН (с. 4). Другой австралийский автор, Питер Эдвардс, конкретно рассматривает отношения Австралии и СРВ после окончания войны и воссоединения Вьетнама, называя пройденный за эти годы путь эволюцией «от вражды к стратегическому партнёрству». Обращает на себя внимание тот факт, что этот исследователь связывает перемены к лучшему в австралийско-вьетнамских отношениях с явлениями глобальной политики: в 1980-е годы это была новая внешняя политика СССР, особенно в период «перестройки», с конца 1990-х годов - выход КНР на лидирующие позиции в экономике и политике в регионе (с. 16-18). В 2017 г. Канберра и Ханой установили отношения стратегического партнёрства. Вместе с тем следует отметить, что среди авторов монографии двое - Нган Коллинс и Ле Хонг Хиеп - связали эволюцию внешней политики СРВ с переменами внутри страны, имея в виду проводимую КПВ с конца 1980-х политику реформ «Дой мой». В этой связи Нган Коллинс рассматривает эволюцию в подходе вьетнамского руководства к роли государственных предприятий в народном хозяйстве Вьетнама (с. 20-29). Бывший карьерный вьетнамский дипломат, а теперь эксперт-международник, сотрудничающий со многими научными центрами АТР, Ле Хонг Хиеп в своей статье стремится доказать, что политика «Дой мой» - основной «драйвер» укрепления национального статуса Вьетнама в последние 30 лет (с. 32). С конца 1980-х годов компартия стала отказываться от идеологизации внешней политики, которая стала теперь более прагматичной (с. 36). Заметное место в работе Ле Хонг Хиепа занимает вопрос обеспечения обороноспособности Вьетнама. Особое внимание руководство СРВ стало уделять этому вопросу в 2000-е годы. Благодаря успехам в экономическом реформировании появились материальные возможности укрепления обороноспособности страны. Вьетнам вышел на восьмое место в мире как импортёр вооружения и начал собственное производство военной продукции. Автор называет основных партнёров Вьетнама в военно-технической сфере: Россия, Белоруссия, Индия, Израиль, Нидерланды, Украина, США (с. 38-39). В результате, как считают эксперты, к мнению которых прислушивается Ле Хонг Хиеп, достигнутый Вьетнамом уровень в области вооружения делает маловероятным крупномасштабный конфликт с Китаем (с. 40). В то же время Вьетнам пока не способен своими силами вести затяжную крупномасштабную войну высокой интенсивности, если такая случится (там же). Другим важным показателем эволюции внешней политики СРВ стало участие страны в международных интеграционных процессах. В этом контексте автор называет следующие вехи-события: вступление СРВ в АСЕАН (1995), заключение торгового соглашения с США (2001), присоединение к ВТО (2007) (с. 33). Современным американо-вьетнамским отношениям посвящены две статьи работающих в Австралии ученых: Ле Тху Хыонг и Карлайла Тэйера. В первой статье характеризуются отношения двух стран как партнёрство единомышленников (с. 43), во второй акцент делается на то, что в отношениях двух стран по целому ряду вопросов (например, по ситуации в Южно-Китайском море) есть совпадение (convergence), но нет тождества (congruence) (с. 67). В обеих статьях приводятся многочисленные факты поступательного развития американо-вьетнамских отношений. Оба автора также касаются вынесенного в название монографии вопроса «Вьетнам в Индо-Тихоокеанском регионе». По мнению Ле Тху Хыонг, «Вьетнам играет особую роль в американском видении свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (с. 43). Такой документ, как «Стратегия национальной безопасности США», признаёт стратегическую важность Вьетнама (с. 52), а Ханой готов поддержать принципы, которые провозгласили в июне 2017 г. на конференции Шангри-Ла премьер-министры Австралии и Японии: международный порядок, основанный на правилах, свобода навигации, уважение международного права, обеспечение морской безопасности (с. 53). Не столь однозначен подход Вьетнама к Четырехстороннему диалогу по безопасности (QUAD), в котором участвуют США, Австралия, Япония, Индия. Этот проект оборонного альянса некоторые журналисты окрестили как «восточное НАТО». К. Тэйер считает, что Вьетнам может приветствовать появление QUAD, учитывая его роль противовеса Китаю, но не захочет присоединяться к этой группировке (с. 68). Близкой точки зрения придерживается Ле Тху Хыонг: присутствие блока QUAD в Тихом океане действует на Ханой «успокаивающе». В то же время, полагает этот автор, Вьетнам надеется, что QUAD не станет группировкой, вступающей в прямую конфронтацию с Китаем (с. 53-54). Что касается перспектив американо-вьетнамских отношений, то Ле Тху Хыонг видит их следующим образом: «Отношения США - Вьетнам в новом Индо-Тихоокеанском регионе будут только прогрессировать» (с. 55). Но многое будет зависеть от президента США Д. Трампа, который хочет, чтобы его партнёры и союзники в большей степени делили с Америкой бремя обеспечения безопасности (там же). Известная непредсказуемость Д. Трампа, его уклончивые обязательства в отношении стран Юго-Восточной Азии дают Ханою больше времени и возможностей для маневрирования (с. 54). К. Тэйер полагает, что Вьетнам будет поддерживать всеобъемлющее партнёрство с США так долго, как это будет соответствовать его приоритетным интересам, но в удобной для него форме (с. 69). Вьетнамо-китайским отношениям посвящены также статьи двух авторов: сотрудницы Дипломатической академии СРВ Тхюи Т. До и Эндрю Чубба, китаиста из Принстонского университета (США). Тхюи пишет об истории, настоящем и будущем вьетнамо-китайских отношений. При этом целый ряд её утверждений выходит за рамки традиций историографии СРВ. В самом начале работы наталкиваешься на такую сентенцию: ни одна восточноазиатская страна столь не похожа на Китай культурно и идеологически, как Вьетнам, в то же время мало стран, которые столько воевали за свою независимость против Китая, как Вьетнам (с. 75). В этом сжатом признании «тирании истории и географии» во вьетнамо-китайских отношениях для российского исследователя Вьетнама нет ничего нового, но во вьетнамской литературе первую часть такого утверждения встретишь редко. Тхюи Т. До весьма высоко оценивает место Китая во внешней политике СРВ. По её мнению, успехи и неудачи дипломатии Ханоя чаще всего зависели от китайского фактора (с. 77). Сегодня отношения с Китаем рассматриваются Ханоем как приоритетные: с 2008 г. они носят характер всеобъемлющего стратегического партнёрства (это самый высокий уровень двусторонних отношений, такой же, как у Вьетнама с Россией и Индией). Подчёркивая важность экономической сферы во вьетнамо-китайских отношениях, исследователь обращает особое внимание на проблему Южно-Китайского моря. При этом автор считает, что конфронтационная стратегия на море «неразумна» (с. 80), она может не только нанести урон безопасности страны, но вызвать большие трудности в экономике СРВ. Тхюи Т. До напоминает, что КНР является для Вьетнама ключевым рынком и поставщиком сырья. Сегодня Ханой не может также игнорировать такие китайские проекты, как «Один пояс, один путь» и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (с. 85). Общая озабоченность закреплением Пекина на островах в Южно-Китайском море сблизила Ханой с такими столпами Индо-Тихоокеанской стратегии, как Вашингтон, Токио, Канберра, Дели. Вьетнамские эксперты считают, что укрепление отношений их страны с третьими странами позволит интернационализировать конфликт в Южно-Китайском море (с. 85), в свою очередь Вьетнам может вносить свой вклад в стабильность стратегических торговых путей, проходящих через Южно-Китайское море (с. 88). Тхюи Т. До останавливается и на месте США в отношениях Вьетнама с Китаем. Она отмечает, что было время (после инцидента с китайской нефтяной платформой в мае 2014 г.), когда по Ханою шли разговоры о необходимости заключения союза с США (с. 83). Но сегодня во Вьетнаме мало кто рассчитывает на то, что США будут защищать их страну в случае вьетнамо-китайского вооруженного конфликта (с. 87). Эндрю Чубб посвятил своё исследование самому современному периоду вьетнамо-китайских отношений, когда во главе Компартии Китая и КНР встал Си Цзиньпин. По сравнению с Тхюи Т. До, Э. Чубб представляет современные китайско-вьетнамские отношения в более позитивном ключе. Он приводит такие положительные примеры: при Синь Цзиньпине стороны не вспоминают о своих конфликтах, не критикуют друг друга, а торговый оборот между двумя странами превысил 100 млрд долл. (с. 96-98). Среднесрочный прогноз, который делает этот исследователь, тоже положительный: отношения между двумя странами будут развиваться позитивно. Залогом этому являются две причины: личный вклад в эти отношения Си Цзиньпина, который заинтересован в хороших отношениях с Вьетнамом, в том числе и потому, что оба государства сделали одинаковый выбор в пользу социализма. А еще, считает Э. Чубб, Си Цзиньпин не заинтересован в военной конфронтации с кем-либо, ибо у него в приоритетах - экономическое развитие Китая (с. 99). Вторая причина, на которую указывает американский автор, - политика Д. Трампа «Америка прежде всего» (America First), которая в Индо-Тихоокеанском регионе понимается как уменьшение там возможностей США (с. 103). Нынешняя администрация Белого дома мало интересуется продвижением фундаментальных ценностей в регион, да и возможностей у неё стало меньше, эксперт указывает на уменьшение бюджета госдепа и многочисленные вакансии в посольствах и центральном аппарате дипломатического ведомства США (с. 100). Реальность данного прогноза не может не вызвать сомнений в силу событий, происходящих в Южно-Китайском море после выхода книги в свет. Достаточно упомянуть новое противостояние пограничных катеров и исследовательских судов вокруг банки Вангард в июле 2019 г. и последовавшее за этим словесное выяснение отношений официальными представителями министерств иностранных дел двух стран[24]. Однако с чем можно полностью согласиться в рассуждениях автора, так это с его оценкой роли националистических чувств простых граждан и СРВ, и КНР, которые Э. Чубб называет внутренним «фактором риска» (с. 102). Бескомпромиссная позиция большинства рядовых вьетнамцев и китайцев по поводу принадлежности Парасельских островов и островов Спратли (соответственно Вьетнаму и Китаю) в определенной ситуации может представлять угрозу политике правящей коммунистической партии, полагает автор (там же). Российской читатель рецензируемой книги может задаться вопросом, как в ней отражено место России в процессах, происходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе (в нашей стране дипломаты и учёные в большинстве своем отказываются от использования термина «Индо-Тихоокеанский регион») в целом и во внешней политике Вьетнама в частности. Ведь о повороте на Восток и приоритетности сотрудничества нашей страны со странами Восточной и Юго-Восточной Азии мы слышим чуть ли не каждый день. Однако о России авторы книги практически не вспоминают, если не считать пары абзацев о военно-техническом сотрудничестве СРВ с нашей страной. Возможно, в Австралии не нашлось специалиста, который смог бы написать профессионально на эту тему. Но скорее, это связано с реальным весом сегодняшней России в региональных процессах и сокращением в постбиполярный период масштабов российского присутствия во вьетнамских делах, особенно в сравнении с КНР и США.
×

About the authors

Petr Yu. Tsvetov

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs (MID) of Russia

Email: proviet99@mail.ru
PhD, Assosiate professor

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Tsvetov P.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies