Итоги конференции «Международное сотрудничество в меняющемся мире» (г. Хошимин)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Полный текст

25-26 февраля 2019 г. в г. Хошимине Дипломатическая академия Вьетнама (ДАВ) и Международный дискуссионный клуб «Валдай» (Россия) совместно провели конференцию на тему «Международное сотрудничество в меняющемся мире»1. В конференции приняли участие более сорока ученых Вьетнама и России, а также министр иностранных дел России Сергей Лавров, постоянный заместитель министра иностранных дел СРВ Буй Тхань Шон, посол России во Вьетнаме Константин Внуков, генеральный консул России в Хошимине Алексей Попов, заместитель заведующего отделом Европы Министерства иностранных дел СРВ Нгуен Хунг. В конференции также участвовали и выступили представители министерств и ведомств обеих стран, ученые из авторитетных научных учреждений Вьетнама и России и представители некоторых российских компаний во Вьетнаме. Были обсуждены три основные блока вопросов и по ним высказаны следующие оценки. 1. О международной и региональной ситуации Участники конференции сделали вывод, что мир вступил в постбиполярный период и что миропорядок все больше развивается в направлении многополярности, появления многих центров, что сопровождается сложными переменами. Во-первых, в отличие от холодной войны в XX в., которая зиждилась на борьбе идеологий, современный мир является свидетелем крупных изменений. США и Запад сосредоточили усилия на решении внутренних проблем. Запад использует протекционистскую политику, противоречащую прежней модели экономической глобализации, которую он же и поощрял. Возникли новые центры экономического и финансового роста, которые с каждым годом приобретают всё большее влияние в мире. Сотрудничество растущих экономик в таких структурах, как РИК, БРИКС, ШОС, продолжает развиваться во многих областях, что способствует большей широте и демократичности международных отношений. Во-вторых, конкурентная борьба между крупными странами развертывается в более острых формах и распространяется на большее количество регионов мира. Корректировка стратегии крупных стран, причиной которой является изменение соотношения сил между ними, в сочетании с экстремистскими националистическими и популистскими тенденциями во многих странах создают большую нестабильность в сравнении с предыдущим периодом. Влияние США в мире падает. Растёт экономическая мощь и политическое влияние Китая. Это вызывает нарастающее противостояние между США и КНР. Инициативы, выдвигаемые двумя странами, носят все более конкурентный характер: последние конкретные примеры - китайская идея «Одного пояса, одного пути» (BRI) и американская стратегия Индо-Тихо- оканского региона. В-третьих, растет конкуренция в области технологий. Технологические системы, развиваемые крупными странами, все более подвержены тенденции взаимоисключения и не- [8] взаимодействия. США выстраивают так называемый технологический забор: во имя собственных интересов устанавливают монопольные права на технологии американских предприятий и стремятся держать под контролем технологии других стран. В-четвертых, в условиях крупных изменений мировой геостратегии и геоэкономики малые страны корректируют свою внешнеполитическую стратегию, чтобы соответствовать новой обстановке. Получили широкое признание механизмы сотрудничества, стержнем которых является АСЕАН. Все большую притягательную силу приобретают новые механизмы сотрудничества, такие как Всеобъемлющее и прогрессивное Транстихоокеанское партнерство (ВПТТП), Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) играет в мире все более важную роль. Этот регион продолжает оставаться двигателем глобального развития с небывалым уровнем глубины и широты региональной интеграции. Быстрый подъем экономической мощи Азии привел к значительному росту политической силы и военных возможностей стран АТР. Вместе с тем нынешнее состояние региональной безопасности характеризуется многими новыми вызовами. Помимо активизирующейся американо-китайской конкуренции, растут такие вызовы, как терроризм, организованная преступность, киберпреступность, нарушение авторских прав, незаконная миграция. Особое место занимают территориальные споры (Южно-Китайское море, Восточно-Китайское море, Курилы) и ядерная проблема Корейского полуострова. Хотя и есть какие-то проявления позитивного развития, однако в основном эти проблемы все еще не могут быть решены до конца. В связи с этим регион нуждается в общих усилиях для построения эффективной структуры безопасности, учитывающей интересы всех государств региона и опирающейся на основополагающие принципы Устава ООН и другие принципы международного права, особенно принцип неприменения силы или угрозы силой в решении спорных вопросов между сторонами. Механизмы сотрудничества, такие как АСЕАН, ШОС, ЕАЭС, за прошедший период продемонстрировали позитивную роль в обеспечении безопасности и развитии в Азии и на Евро-Азиатском континенте, подтвердили роль многосторонних механизмов сотрудничества. Крупные страны все больше вмешиваются в региональную обстановку в АТР. АСЕАН играет важную роль в сохранении безопасности, региональной стабильности, создавая надежный фундамент для строительства структуры региональной безопасности с участием многих механизмов, возглавляемых АСЕАН. США вместе с Японией, Австралией и Индией формируют «квартет» в стратегическом Индо-Тихоокеанском регоне, чтобы сильнее вмешиваться в его дела. Китай также упрочивает свое присутствие и усиливает свое влияние в регионе через инициативу «Один пояс, один путь». Индия усиливает участие в процессах военного, экономического и политического сотрудничества в регионе посредством политики «Взгляда на Восток». Россия со своей стороны предлагает стратегию Великой Евразии и выступает за экономический союз Азия - Европа, все более заметно ориентируясь на Восток и активно интегрируясь в АТР. В 2012 г. президент Путин подписал указ «О мерах по реализации внешней политики Российской Федерации», где четко прописано: «Продвигать инициативы по формированию в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на коллективных внеблоковых началах, нормах международного права и принципе равной и неделимой безопасности; укреплять и углублять равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие с Китайской Народной Республикой, стратегическое партнерство с Республикой Индией, Социалистической Республикой Вьетнам». На саммите АТЭС в 2017 г. президент Путин заявил: «Россия - неотъемлемая часть Азиатско-Тихоокеанского региона» и подтвердил, что «усиление региональной экономической интеграции - это стратегический выбор России». РФ поддерживает роль ЕАЭС, РИК, ШОС и АСЕАН в деле сохранения мира и усиления сотрудничества в обширном Евро-Азиатском регионе. Однако влияние России в регионе пока ограничено по следующим причинам: во-первых, торгово-экономические отношения с главными партнерами России в АТР все еще не соответствуют ее потенциалу. Экономическому сотрудничеству России со странами региона мешает географическая отдаленность, ограниченная конкурентоспособность ее экспортных товаров и др. Экономическое присутствие России в АТР весьма скромно: на нее приходится всего 1 % общего объема региональной торговли и всего 2 % международного товарооборота Китая; во-вторых, растет напряженность отношений между Россией и США, в особенности вследствие нынешней политики санкций Запада против России; в третьих, проблемы региональной безопасности, такие как, например, в Северной Корее, Южно-Китайском море и т. п., влияют на стабильность в регионе, что в разных формах воздействует на отношения России как со странами внутри региона, так и вне его. 2. Состояние двустороннего сотрудничествтва между Россией и Вьетнамом Отношения между Вьетнамом и Россией - традиционно особые отношения, основанные на длительном сотрудничестве. В 2019 г. Вьетнам и Россия отмечают 25-летие подписания Договора об основах дружественных отношений, а в январе 2020 г. - 70-летие установления дипломатических отношений. Благодаря важному геостратегическому положению - на месте соединения стран ЮВА, контролю за оживленными морскими и воздушными путями, проходящими через регион Южно-Китайского моря, сочетанию политической стабильности с потенциалом экономического развития, Вьетнам считается одной из приоритетных стран в проводимой Россией политике поворота на Восток. Подписав 1 марта 2001 г. Совместную декларацию об отношениях стратегического партнерства между Вьетнамом и Россией, обе страны тем самым вновь подтвердили обоюдные потребности в сотрудничестве и политическую решимость наращивать развитие двусторонних отношений в направлении тесного стабильного сотрудничества в качестве долгосрочной стратегии. В 2012 г. две страны повысили уровень своих отношений до отношений всеобъемлющего стратегического партнерства. За прошедшее время важные позиции Вьетнама во внешней политике Российской Федерации были много раз подтверждены в российских документах и в заявлениях руководителей двух стран по итогам их встреч и визитов. Президент Путин заявил: «Всестороннее развитие отношений с Вьетнамом - одно из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации в Азии...». Эти отношения складывались в течение длительного времени и сформировали фундамент, опирающийся на: 1) всестороннее развитие сотрудничества во многих областях: в промышленности, образовании и подготовке кадров, в сфере инфраструктуры, безопасности и обороны - как продолжение советских традиций; 2) особенностью этих отношений является то, что они основываются на широком общении между собой разных групп населения двух стран в предыдущие периоды. Симпатия и доверие народа и интеллектуальной элиты Вьетнама (особенно тех, кто учился в Советском Союзе) в отношении России все еще сильны; 3) экономики двух стран имеют много взаимодополняющих моментов. Кроме этого, и Вьетнам, и Россия участвуют во многих многосторонних механизмах сотрудничества, в региональных и межрегиональных договорах о свободной торговле, благодаря чему сотрудничество между странами является не только двусторонним, но и может становиться многосторонним, например в форме участия в ЕАЭС и ВПТТП; 4) Россия и Вьетнам имеют общую заинтересованность в продвижении основных принципов международных отношений. Обе страны не стремятся к гегемонизму, обе уделяют внимание сохранению эффективной системы безопасности и поддерживают роль многосторонних региональных механизмов, в том числе ВАС, СМОА плюс и АРФ, активно выступают за центральную роль АСЕАН, за то, чтобы эта организация играла все более важную роль в развитии диалога между державами... На этом фундаменте вьетнамско-российские отношения приносят все более реальные результаты. Усиление сотрудничества между Россией и Вьетнамом рассматривается как одна из важных предпосылок, помогающих России усиливать свое присутствие и упрочивать свое влияние как в ЮВА, так и в Азии в целом, одновременно влиять на соблюдение баланса сил в этом регионе. Отношения с Россией помогают Вьетнаму развивать экономику, повышать обороноспособность и укреплять свои международные позиции. В силу этих причин отношения сотрудничества между Вьетнамом и Россией продолжают развиваться во многих областях: в политике, экономике, культурно-социальной сфере, в безопасности и обороне - как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. Основными областями сотрудничества двух стран являются: - Политика и дипломатия Дипломатические и политические отношения между двумя странами развивались на основе отношений бывшего СССР и Вьетнама. Особенно это касается помощи в укреплении обороноспособности Вьетнама, в развитии экономики, подготовке рабочей силы, создании основ промышленности, что явилось немалым вкладом в победное объединение Вьетнама и мирное строительство вьетнамского народа. В период после распада Советского Союза отношения между Вьетнамом и Россией наследовали былую традицию и строились на основе государственных интересов и внешнеполитических приоритетов. Две страны активно создавали юридические рамки, отвечающие новой обстановке, подписали в июне 1994 г. Договор об основах дружественных отношений, который заменил Договор о дружбе и сотрудничестве между Советским Союзом и Вьетнамом, подписанный в 1978 г. В марте 2001 г. две стороны выступили с Совместной декларацией о стратегических отношениях между Вьетнамом и Российской Федерацией, подтвердив обоюдные потребности в сотрудничестве и политическую решимость развивать двусторонние отношения в направлении тесного, стабильного сотрудничества, носящего стратегический долговременный характер. В июле 2012 г. стороны выступили с Совместным заявлением об укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства. Начиная с 2008 г. две страны создали механизм постоянного Стратегического диалога по вопросам внешней политики, безопасности и обороны на уровне заместителей министров иностранных дел. В 2013 г. был создан механизм Стратегического диалога на уровне заместителей министров обороны. Кроме того, две стороны проводят регулярные политические консультации на уровне заместителей министров иностранных дел, департаментов и отделов в рамках сотрудничества министерств иностранных дел обеих стран. Стороны также начали координировать свои действия и сотрудничать на многосторонних площадках и в международных организациях благодаря корректировке внешней политики РФ (переходу от «Азиатско-Тихоокеанского направления» к «Азиатско-Европейскому направлению») и активным переменам в отношениях Вьетнам-АСЕАН, Вьетнам- США, Вьетнам-Китай. У обеих сторон много общего в позициях по международным и региональным проблемам, они тесно координируют свои действия и поддерживают друг друга на международных площадках, таких как ООН, АТЭС, АСЕМ, АРФ, СВМДА, поддерживают друг друга на выборах в Экономический и социальный совет ООН (сроки членства Вьетнама: 2016-2018 гг., России: 2017-2019 гг.), в Комиссию международного права; наращивают сотрудничество в рамках АСЕАН. Вьетнам активно помогал России официально вступить в АСЕМ в октябре 2010 г. и участвовать с 2011 г. в Восточноазиатских саммитах (ВАС). - Сотрудничество в торгово-экономической области Россия - третий по объему рынок вьетнамских инвестиций из 68 государств и территорий, куда вьетнамские предприятия вкладывают средства. На Россию приходится более 30 % зарубежных инвестиций Вьетнама, это традиционный экономический партнер со времен СССР. Большая часть инвестиций сосредоточена в нефтегазовой отрасли. В 2017 г. Вьетнам имел более 20 инвестиционных проектов в России с общим объемом 5,63 млрд долл. Россия же занимает 23-е место среди стран и территорий, инвестирующих во Вьетнам, имея 116 проектов с зарегистрированным объемом инвестиций 990 млн долл. Российские инвестиции в основном концентрируются в нефтегазовой отрасли, обрабатывающей промышленности, добыче полезных ископаемых, транспорте, телекоммуникациях, в выращивании и добыче морепродуктов. В последние годы товарооборот между Вьетнамом и Россией быстро растет: в 2018 г. он составил 4,8 млрд долл., что на 35 % больше, чем в 2017 г. (по российским данным - 6,1 млрд долл.). К 2020 г. объем торговли между двумя странами может достичь 10 млрд долл. Многие российские товары - сельхозпродукты, топливо, каменный уголь и т. д. - экспортируются во Вьетнам. В свою очередь, вьетнамские товары, такие как продукция сельского хозяйства, морепродукты, одежда, обувь и др., все больше присутствуют на российском рынке. Наряду с такими традиционными сферами сотрудничества, как энергетика и сельское хозяйство, две страны начинают активизировать сотрудничество в новых отраслях. Российские технологии начинают использоваться на строительстве линии метро 2 (Тантао - аэропорт Лонгтхань) в г. Хошимине. Стороны также активно готовятся к строительству во Вьетнаме Центра ядерной науки и технологий при помощи России и с использованием предоставленного правительством России льготного кредита (около 500 млн долл.), проект включает два объекта - в Далате и Ханое. Помимо этого, на очереди еще несколько проектов ветряных электростанций, где будут использоваться турбины российского производства. Сотрудничество в энергетике, особенно в нефтегазовой отрасли, продолжит оставаться стержнем экономических отношений двух стран. - Сотрудничество в военно-оборонной области Это область многолетнего традиционного сотрудничества между двумя странами. Практика показывает, что российско-вьетнамское военно-техническое сотрудничество продолжается, оставаясь почти на том же уровне и после распада Советского Союза, главным образом в силу потребностей обороны, защиты безопасности СРВ. Вьетнамские ВВС располагают самым крупным в ЮВА соединением самолетов СУ-30, по численности уступающим только Индии, России и Китаю. В конце 2000-х годов стали расширяться закупки вооружения и оборудования для военно-морских сил. ВМС Вьетнама получили шесть дизельных подводных лодок проекта 06361. Вместе с тем Вьетнам диверсифицировал закупку вооружений и сейчас имеет много оборонительных систем производства Израиля и европейских стран. Сотрудничество между двумя странами в области обороны и безопасности постоянно стимулируется самым важным механизмом - Межправительственной комиссией по военнотехническому сотрудничеству, возглавляемой заместителями министров обороны. Визиты руководителей высокого уровня обеих стран и деятельность механизма Стратегического диалога по вопросам обороны способствуют усилению взаимопонимания и доверия. В 2018- 2019 гг. Министерство обороны России выделило 106 льготных стипендий для Министерства обороны Вьетнама, в том числе помогло в подготовке офицеров для миротворческих сил ООН, поделилось опытом проведения операций по поддержанию мира, а также предоставило Вьетнаму оборудование для деятельности сил ООН по поддержанию мира. Стороны также усилили сотрудничество в сфере региональной безопасности. Двустороннее военно-техническое сотрудничество сделало качественный скачок, перейдя от просто продаж и закупок к сотрудничеству в области передачи технологий ремонта, модернизации и производства некоторых важных видов вооружений и военного снаряжения. Россия осуществляет программу помощи либо продает Вьетнаму по льготной цене вооружение и военное снаряжение, выведенные из боевого состава, но в хорошем состоянии. Две страны открыли в Вунгтау международный центр сервисного обслуживания и ремонта вертолётных двигателей для стран региона (сегодня уже более 10 стран подписали контракты об участии в нем, в том числе Вьетнам, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Австралия, Индия, Китай и др.). - Сотрудничество в области культуры и образования Ежегодно Россия предоставляет вьетнамским студентам более 1000 стипендий для получения образования в российских высших учебных заведениях (в это число не входят курсанты в рамках двустороннего военного сотрудничества). В то же время сотрудничество по науке и технологиям все еще развивается слабо. По итогам опроса, среди более 300 научнотехнологических организаций Вьетнама только 30 % из них сотрудничают с Россией в течение последних пяти лет. В особенности в области филологии обе страны испытывают дефицит специалистов с хорошим знанием языка другой страны, что необходимо для форсирования процессов общения и налаживания взаимопонимания между двумя странами. Российская сторона планирует увеличить до 100 число выпускников - преподавателей русского языка во Вьетнаме, чтобы уменьшить языковой барьер. - Туризм продолжает оставаться важным фактором в отношениях двух стран. Россия постоянно находится в первой десятке растущих рынков туризма во Вьетнаме. В 2012 г. Вьетнам принял 176 тыс. российских туристов, в 2013 г. их число возросло до 300 тыс., а в 2017-2018 гг. - соответственно до 570 и 670 тыс. Темпы роста числа российских туристов составляют в среднем 25-30 % в год. - О миграции рабочей силы В настоящее время численность вьетнамских граждан в России и странах ЕАЭС насчитывает примерно 80 тыс. человек, и они являются важным мостом для торговой и инвестиционной деятельности Вьетнама в этом регионе. В свою очередь численность рабочей силы из России и некоторых стран ЕАЭС во Вьетнаме также имеет тенденцию к росту благодаря развитию туристической деятельности и улучшению экономических отношений СРВ с этим регионом. Тем не менее вьетнамско-российские отношения пока не отвечают духу «стратегического партнерства». Двусторонние отношения, особенно экономические, пока еще не соответствуют потенциалу двух стран и испытывают конкуренцию внешних сил. Кроме того, отношения двух стран подвергаются воздействию таких факторов, как торговые конфликты и стратегическое противостояние США-Китай. Отношения других крупных стран, в том числе США, Китая и России, также многообразно воздействуют на двусторонние вьетнамско-российские отношения. 3. Предложения об усилении российско-вьетнамского сотрудничества в предстоящий период В нынешнем меняющемся мире вьетнамско-российские отношения должны быть приоритетными в силу своей длительности и стабильности, и в этом плане широта сотрудничества, добрая воля и чувство доверия продолжают играть важную роль. Благодаря этому Вьетнам и Россия продолжают создавать условия, чтобы сделать свои отношения более весомыми, более отвечающими интересам обеих стран в процессе их развития. Выступая на открытии коференции, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркнул: «Мы выстраиваем отношения с СРВ, укрепляя наше стратегическое партнёрство, эффективно работая на всех направлениях - от политики и экономики до военно-технического сотрудничества, военного взаимодействия, образования и туризма». Заместитель министра иностранных дел СРВ Буй Тхань Шон отметил: «Сегодня политические отношения между Вьетнамом и Российской Федерацией отличаются высокой степенью доверия, торгово-экономические связи все более укрепляются, сотрудничество в области обороны и безопасности отличается традиционной активностью, взаимодействие в социально-культурной области и подготовке кадров с каждым днем расширяется». Для реализации высказанных соображений о двусторонних отношениях ниже излагаются основные предложения участвовавших в конференции ученых России и Вьетнама о мерах по активизации сотрудничества двух стран в предстоящий период: во-первых, усилить обмен делегациями всех уровней, особенно высокого уровня и уровня специалистов, сохранить механизмы реального, эффективного, качественного обмена мнениями, такие как Стратегический диалог по вопросам обороны, деятельность Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и др.; во-вторых, продолжать делать главный упор в сотрудничестве на энергетику, особенно нефтегазовую, как это было в течение прошлых десятилетий, так как она высокоэффективна и приносит реальную пользу обеим сторонам. Наряду с традиционными видами энергетики необходимо шаг за шагом переносить центр тяжести на «зеленую», чистую энергетику, что отвечало бы направлениям и обязательствам устойчивого развития двух стран; в-третъих, наука и технологии - это область, обладающая большим потенциалом для сотрудничества двух стран. Являясь одним из государств, занимающих передовые позиции в мире по уровню развития науки и технологий, Россия может помочь Вьетнаму в повышении уровня исследований и разработок, в передаче технологий, особенно высоких, цифровых технологий. Россия может предоставить Вьетнаму системы модернизации сфер производства и услуг, системы противостояния терроризму и преступности, соблюдения законности и кибербезопасности, что будет способствовать расширению двустороннего сотрудничества. Две стороны могут совместно работать для развития общих принципов электронной торговли и сетевой безопасности, а также выработки решений в области искусственного интеллекта и биотехнологий. Вьетнам может изучать опыт России в создании электронного правительства, поставив во главу угла обеспечение информационной безопасности. Канцелярии Правительства Вьетнама и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации необходимо подписать меморандум о развитии сотрудничества двух стран в области информации и ее передачи в целом и о создании электронного правительства в частности; в-четвертых, Россия и Вьетнам должны приложить усилия для расширения торгового обмена, результаты которого очень далеки от возможностей обеих стран. Значительную часть двусторонних проектов, реализуемых главным образом через государственные корпорации, следовало бы передать частным предприятиям для развития длительных всесторонних отношений; в финансово-банковской сфере необходимо определить меры, направленные на развитие двусторонних расчетов в национальных валютах; усилить финансово-банковское взаимодействие (как по линии центральных банков, так и коммерческих) в целях создания благоприятных условий для других областей сотрудничества; создавать и развивать наиболее приемлемые механизмы расчетов в торговых контрактах в целом и в военно-торговых договорах в частности; в-пятых, наращивать сотрудничество в области образования. Сейчас большая часть вьетнамских студентов, получающих образование за рубежом, обучается в Австралии и США, что объясняется качеством образования и особенно английским языком обучения, что создает выпускникам этих вузов благоприятные условия для применения своих способностей и знаний в международной среде. Активизация взаимодействия двух стран, особенно усиление стратегического доверия и развитие практического сотрудничества, в большой мере зависит от взаимопонимания. А это, в свою очередь, вызывает необходимость подготовки достаточного числа людей, понимающих русский язык, русскую культуру и психологию, чтобы они могли распространять объективную информацию о современной России, помогали избегать взаимного непонимания, ошибочных суждений друг о друге. Российские вузы могли бы активизировать привлечение вьетнамских студентов путем предоставления стипендий, причем студентам всех трех регионов Вьетнама (Северный, Центральный, Южный); готовить их по специальностям, отвечающим тенденциям Четвертой промышленной революции, уделяя особое внимание высоким технологиям и автоматизации. Вьетнам также должен повысить число российских студентов, обучающихся во Вьетнаме; в-шестых, в области обороны необходимо усилить сотрудничество в традиционных сферах, а именно в закупке оружия и подготовке кадров для повышения возможностей производства и ремонта вооружения для Вьетнама. Новые возможные сферы сотрудничества могут касаться мер по преодолению последствий войны во Вьетнаме, военной медицины, военной топографии, безопасности, кибербезопасности; улучшения качества некоторых видов военного снаряжения и послепродажного обслуживания; исполнения контрактов, механизмов расчетов и т. п.; усиления сотрудничества в подготовке кадров в областях, представляющих взаимный интерес, как то: сохранение мира, особенно в условиях, когда Вьетнам готовится направить дополнительные силы для участия в миротворческих опреациях по линии ООН; расширения подготовки специалистов по проектированию и производству вооружений и техники, а также других специализированных отраслей и родов войск Вьетнамской народной армии; в-седьмых, наращивать сотрудничество в создании транспортной инфраструктуры, особенно железных дорог и метро, в чем Россия имеет большой опыт, можно было бы развернуть эти работы в крупных городах Вьетнама, имеющих в этом потребности (таких, как Хошимин и Ханой); в-восьмых, сотрудничать в развитии экологически чистого, высокотехнологичного сельского хозяйства. Потребности Вьетнама в экологически чистом сельском хозяйстве в настоящее время очень велики; стороны могли бы обмениваться техникой, налаживать сотрудничество между предприятиями, чтобы использовать разработки на практике; в-девятых, стороны должны укреплять политический диалог на высоком уровне, обмениваться информацией о планах и стратегиях социально-экономического развития и направлениях развития обеих стран в средне- и долгосрочной перспективе для создания соответствующих программ сотрудничества, одновременно практических и имеющих стратегический характер. Наращивать сотрудничество между организациями, изучающими стратегии двух сторон; устранять препятствия для беспошлинного экспорта и импорта товаров, особенно сельскохозяйственной продукции и морепродуктов, в целях повышения взаимного товарооборота до 10 млрд долл. к 2020 г. в соответствии с задачей, поставленной руководителями двух стран; в-десятых, интенсифицировать взаимодействие в региональных механизмах многостороннего сотрудничества. В обстановке, когда в Евро-Азиатском и Азиатско-Тихоокеанском регионах идет бурный процесс образования двусторонних и многосторонних, перекрестных и многоуровневых союзов и объединений, Вьетнам и Россия должны усиливать сотрудничество и играть более значимую роль в создании благоприятных условий для развития процессов диверсификации в регионе. России необходимо активнее участвовать в механизмах региональной безопасности, где АСЕАН играет ключевую роль. Однако чтобы повысить свою роль и престиж в многосторонних региональных и межрегиональных связях, Вьетнаму и России необходимо поднять двусторонние отношения на новый качественный уровень, сделав всестороннее экономическое сотрудничество фундаментом для активизации других отношений и обеспечив устойчивое развитие всеобъемлющего стратегического партнерства, установленного в 2012 г.
×

Об авторах

- -

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© - -., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.