Vietnam’s independence from China dates back to what year?

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the national historical tradition of Vietnam, the process of gaining independence by the country from the dominance of the Chinese empires has always been associated with the lasting armed struggle and repulsing of external aggression. The author makes an attempt to analyze in detail the events which really took place on the territory of modern Vietnam in the 10th century against the background of the most important fundamental changes in the whole Chinese empire, to prove the peaceful transfer of power and to substantiate the conclusion that historical development of independent Vietnam dates back to 905.

Full Text

Введение Как известно, в течение довольно продолжительного времени территория современного северного Вьетнама входила в состав различных китайских империй, являясь либо отдельной провинцией с менявшимся статусом, либо частью более крупных административных образований, включавших, как правило, и земли, примыкающие к его северным границам, на которых проживало население, этнически близкое к будущим вьетнамцам (современные китайские провинции Гуанси, Гуандун и, частично, Фуцзянь). В исторической науке, как вьетнамской, так и зарубежной, до сих пор нет единой точки зрения по многим основополагающим вопросам, касающимся этого периода, вплоть до его временных рамок. Мнения на этот счёт существуют самые разные. Кто-то, прежде всего ученые западной (французской) исторической школы, считал, что эти земли стали китайскими уже после прихода к власти представителя династии царства Шу Аяьяя-вана Шу Паня (Аязыояг-выонга Тхук Фана) (257 г. до н. э.), и их зависимость от северных империй, пусть во многом и формальная, продолжалась вплоть до XIX в., когда Вьетнам вошёл в состав французской колониальной империи и его сюзерен не смог этому воспрепятствовать (хотя и пытался). Кто-то, включая большинство вьетнамских и советских/российских историков, напротив, полагал, что годы «Северной зависимости» (^ЬЩ, Вас Плюс) следует отсчитывать лишь с момента поражения восстания во Вьетнаме сестёр Чынг (43 г. н. э.), а закончились они уже в 880 г., когда с территории севера страны в полном составе ушёл гарнизон танских войск. Более того, с учётом правления здесь так называемых скрытых династий реальное время пребывания собственно китайской администрации длилось лишь немногим более 300 лет. Впрочем, судя по многочисленным хронологическим таблицам, преобладающей является более взвешенная оценка происходивших событий, которая сформировалась еще в средние века. Отсчёт времени этого этапа исторического развития страны принято начинать с 111 г. до н. э., когда династия Западная Хань захватила земли царства Наньюэ (Намвьет), считающегося предшественником современного Вьетнама, и заканчивать либо 938 г. (историограф Нго Ши Лиен), когда национальному правителю Нго Куену удалось отбить нападение войск царства Южных Хань, либо 968 г. с приходом к власти династии Динь (историограф Ву Куинь). Окончание «Северной зависимости»: история изучения вопроса Первым вьетнамским историографом, косвенно затронувшим эту проблему, по-видимому, был Нго Ши Лиен, для которого в 1479 г. «водоразделом» в истории Вьетнама стал 938 г., год победы Нго Куена над армией государства Южная Хань. Именно этот год стал рубежным между Внешними и Основными анналами его «Полного собрания исторических записок Дайвьета» (Тоан тхы) [Федорин 2008: 103]. Но уже в 1511 г. в ходе переработки и дополнения текста этого источника Ву Куинем граница между Внешними и Основными анналами была перенесена на 968 г., год, когда основатель следующей после Нго династии Динь Бо Линь провозгласил себя императором [Федорин 2008: 104]. Впрочем, очевидно, что для обоих этих историографов более важным, чем вопрос об окончании «северной зависимости», был вопрос о начале собственно вьетнамской государственности, а это далеко не одно и то же. 968 г. как рубежный благополучно «просуществовал» вплоть до начала XX в., оставаясь таковым во всех редакциях Тоан тхы (1665, 1697, 1740 г.) [Bai Viet su ky 2013: 125] и в новом летописном своде «Всеобщее зерцало вьетской истории, основа и частности» (Кыонг мук), появившемся во второй половине XIX в. [Kham Einh Viet su 2007: 223]. Но в 1909 г. на волне роста национального самосознания и национализма вообще историю Вьетнама вновь, как и при Нго Ши Лиене, стали рассматривать под углом зрения многолетней и непрерывной вооруженной борьбы за независимость. В этих условиях Динь Бо Линь, никогда с китайцами не воевавший, стал фигурой неподходящей, и окончание «северной зависимости» вновь передвинули на 938 г., год блистательной победы в вооруженной борьбе. Автором этих идей был знаменитый Фан Бой Тяу [Phan Boi Chau 2015: 59-67]. Чуть позднее (1920) его поддержал основоположник новой вьетнамской исторической школы Чан Чонг Ким [Tran Trong Kim 1971: 81]. В 1941 г. своё согласие с этим косвенно выразил и сам Хо Ши Мин [Ho Chi Minh 2000: 221-229]. Во второй половине XX в. эту идею поддерживали как на юге, так и на севере страны, и она нашла своё отражение в основополагающей «Истории Вьетнама», изданной в Ханое в 1971 г., текст которой был утвержден на самом высоком уровне [Lich su Viet Nam 1991: 141]. При этом никого не смущало, что победа Нго Куена над армией Южной Хань была не первой. Еще за семь лет до этого (в 931 г.) их войска и администратора Ли Цзиня изгнал из Вьетнама Зыонг Динь Нге. Причем оба (и Зыонг Динь Нге, и Нго Куен) сразу после этого запросили признания своих полномочий у побежденных китайцев (на этот факт ещё в XVIII в. указывал известный вьетнамский историограф Нго Тхи Ши [Ngo Thi Si 1991: 31]). Разница состояла лишь в том, что первый из них не стал провозглашать себя правите- лем-выонгом, а второй - стал. Вопрос о времени окончания «северной зависимости» вновь подвергся переосмыслению уже после начала «обновления» во Вьетнаме. В 1996 г. в своей работе на вьетнамском языке «Возрождение государства Дайвьет в X-XIV веках» российский исследователь А.Б. Поляков отметил, что значение битвы при Батьданге в 938 г. явно переоценено. Если считать главной вехой первую военную победу над внешней агрессией, то это, скорее, 931 г., когда Зыонг Динь Нге изгнал Ле Цзиня в Гуанчжоу. А если говорить о времени фактической независимости, не связывая её с обязательной победой над внешней агрессией, то это - 905 г., после которого (за редкими исключениями) Вьетнам более уже не принимал к себе управленцев, присланных из Китая [Poliakop 1996: 21-22, 28]. Эта точка зрения, прибавлявшая треть века к истории независимого существования страны, быстро обрела своих сторонников среди самых авторитетных вьетнамских историков, включая таких, как Чыонг Хыу Куинь, Фан Дай Зоанг [Traong Huu Quynh 2010: 102] и Ха Ван Тан [HF Van Tan 2017: 108]. Последняя и самая подробная обзорная работа по этой проблеме, в которой поддержана точка зрения А.Б. Полякова, принадлежит перу молодого вьетнамского историка Чан Чонг Зы- онга [Tran Trong Dnong 2019: 27-50]. Окончание «северной зависимости»: взгляд из Китая Попытаемся взглянуть на события, происходившие тысячу с лишним лет назад, под другим углом, посмотреть на Вьетнам не как на что-то отдельное, а как на уже вполне интегрированную в то время часть китайской империи, проследить не только события, которые случились непосредственно на его территории, но и тот общекитайский фон, на котором они происходили (все фактические данные, касающиеся событий, происходивших в Китае в конце IX - середине Х в., взяты из первой главы «Эпоха Пяти династий и Десяти государств» - четвертого тома «Истории Китая с древнейших времен до начала XXI века» [История Китая-4: 55-130]. Факты по истории собственно вьетских земель взяты из второго тома «Полного собрания исторических записок Дайвьета» и примечаний к его основному тексту [Полное собрание 2010]. Ссылки даны только в том случае, если были привлечены другие источники и литература). К концу IX в. общекитайская династия Тан (618-907) постепенно приходила в упадок. По мнению М.Е. Кравцовой, погубившие её деструктивные процессы были вызваны целым комплексом политических и социально-экономических факторов, и они обозначились ещё в первой половине VIII в. в период царствования императора Сюань-цзуна (712-756), с которым традиционно соотносится этап «расцвета Тан». Ключевым для гибели Тан фактором стало распространение системы военных губернаторств-цзеду, возглавляемых губерна- торами-цзедуши. Создавались они на приграничных территориях в целях защиты границ, и их руководители наделялись исключительными административными и военными полномочиями, в частности правом комплектовать все управленческие органы, собирать налоги и формировать местные вооруженные силы. В 730 г. таких военных губернаторств было только 10, но со временем их количество всё увеличивалось, и к 820 г. их стало уже 48. Они постепенно приобретали клановый характер с тенденцией передачи власти по наследству. Именно эти новообразования породили сильнейшее центробежное движение и в конечном итоге погубили династию. Не позднее 841 г. такое военное губернаторство было создано и в Аннаме (цзеду Цинхай, или, по-вьетнамски, Тиньхай), хотя он и оставался частью большой провинции Линьнань (Линнам), примерно соответствовавшей по территории древнему На- мвьету. И именно к этой форме управления территорией первоначально стремились представители сино-аннамитской знати, приходившие к власти в далеких вьетских землях после ухода отсюда китайцев, поскольку она вполне удовлетворяла их по двум главным параметрам: относительная свобода действий в рамках своих границ и возможность наследования должности в рамках одного рода. Первый удар по династии Тан был нанесен еще в 755 г. повстанцами губернатора-цзе- души Ань Лушаня (703-757), захватившего столицу, провозгласившего себя императором династии Великая Янь и заставившего Танов бежать в пров. Сычуань. И хотя восстание, в конце концов, удалось подавить, оно ввергло империю в хаос, который длительное время так и не удавалось преодолеть. Ситуация усугублялась массовым разочарованием в правящем режиме, резким падением его сакрального авторитета. Крестьянские выступления дополнялись этническими восстаниями, бунтами горожан и солдатскими мятежами. Последних в период с 756 по 874 г. произошло не меньше 125. Беспорядки коснулись и вьетского юга, но они здесь были не столь масштабными и происходили на фоне более грозной беды - попытки соседнего государства Наньчжао отторгнуть эти земли и присоединить к своим. Окончательный удар по династии Тан, от которого она уже не смогла оправиться, нанесло повстанческое движение, известное как «восстание Хуан Чао», хотя поднял восстание не он, а Ван Сяньчжи (ум. в 878 г.). Сам Хуан Чао (847?-884) потерпел поражение и был вынужден покончить жизнь самоубийством, но в рядах его армий выросли и заработали авторитет и основатель династии Поздняя Лян (907-923) Чжу Вэнь (852-912), и отец основателя династии Поздняя Тан (923-937) Ли Цуньсюя (885-926) - тюрок Ли Кэюн (856-908). На этот раз восстание не было мятежом одного из военных губернаторов-цзедуши, но сформировалось как совокупность антиправительственных крестьянских движений. Оно началось на юге, и первой его целью стал богатейший город Гуанчжоу, крупнейший портовый и внешнеторговый центр империи и одновременно столица большой китайской пров. Линь- нань, которой подчинялось и военное губернаторство в Аньнани. В 879 г. город был взят и разграблен, а администрация провинции была перебита или разбежалась. Дальний юг (Аньнань) эти события не затронули, поскольку, взяв Гуанчжоу, повстанцы немедленно повернули на север, и все дальнейшие события, связанные с восстанием Хуан Чао, происходили довольно далеко от вьетских земель. Единственным последствием этого был уход в 880 г. на север стоявшего здесь гарнизона китайских войск, отозванного для оказания помощи в борьбе с повстанцами. Судя по документам, этот уход ни в коем случае нельзя трактовать как «восстание вьетнамского народа, наконец-то изгнавшего ненавистных захватчиков». Более того, обстановка в то время на этих землях была, по-видимому, спокойной и стабильной, особенно на фоне ожесточённой и разрушительной борьбы «всех против всех» в большинстве других районов Китая. Правившему здесь совсем недавно (864-868) выдающемуся полководцу и администратору губернатору-цзедуши Гао Пяню (821-887) не только удалось разбить и навсегда изгнать из губернаторства войска государства Наньчжао, но и навести порядок на его территории. Был заново отстроен главный город провинции, укреплен провинциальный аппарат, решены проблемы с налогообложением, истреблены союзники наньчжаосцев из числа местных предводителей, восстановлена и расширена ирригационная система в дельте Красной реки, налажены пути сообщения с Гуанчжоу. Поводов для недовольства здесь практически не было, и Аньнань вновь, как это было и при Ши Ньиепе во времена Троецарствия, представлял собой островок спокойствия посреди бурного моря восстаний. Оказалось, что вполне можно жить и без гарнизона, опираясь лишь на набранные здесь же полицейские части (а цзедуши имел право это делать). Во всяком случае, тогдашний губернатор провинции Цзэн Гунь, прославившийся как мудрый, справедливый и просвещённый администратор («министр Цзэн»), не ушёл вместе с гарнизоном, но остался в Аннаме. Местные элиты, безусловно, с тревогой следили за событиями, происходящими в метрополии, но никаких действий не предпринимали. Из столицы империи от имени династии Тан сюда по-прежнему отправляли управленцев в ранге цзедуши. Это и Гао Маоцин (882) [У Тинбянь 1980: 1132], и Се Чжао (884) [У Тинбянь 1980: 1132], и Ань Юцюань (897-900) [Ли Фан и др. 1966: 458, 4b (2331); У Тинбянь 1980: 1133-1134], и Сунь Дэчжао (901) [Лю Сюй 1987: 771; Сюэ Цзюйчжэн 1976: 212], и Чжу Цюаньюй (905) [Сыма Гуан 1956: 8640]. Правда, последний в этом списке военных губернаторов, Дугу Сунь, назначенный сюда в 905 г., до Аньнаня так и не доехал: он был убит по дороге [Сыма Гуан 1956: 8641]. Между тем события в метрополии развивались по самому неблагоприятному для Тан сценарию, и в 907 г. династия пала. Формально её сменила центральная династия Поздняя Лян (907-923), но на самом деле страна погрузилась в хаос междоусобных войн. Начался непродолжительный, но очень важный период «Пяти династий и Десяти царств». Каждая из пяти династий правила очень недолго, но претендовала на то, чтобы быть главной и единственной в Поднебесной. После Поздней Лян это были династии Поздняя Тан (923-937), Поздняя Цзинь (936-947), Поздняя Хань (947-951) и Поздняя Чжоу (951-960). Однако помимо них на карте Китая появилось множество так называемых государств (их было существенно больше десяти, однако не все они признаны таковыми китайскими историографами). Многие из этих государств, прежде всего южные, не претендовали на гегемонию и объединение под своим началом всего Китая. Более того, некоторые из них признавали верховенство северных «центральных» империй и устанавливали с ними даннические отношения, выторговав себе лишь право свободно распоряжаться всеми внутренними делами «государства» и передавать власть в нём по наследству. Внешне они были похожи на «династии». Там также были свои императоры, эры правления, храмовые имена и другие атрибуты центральной власти, но «для внутреннего пользования». В отношениях с сюзеренами их правители именовали себя ванами или даже просто губернаторами. Все эти «государства» также существовали относительно непродолжительное время, будучи, в конце концов, объединены в рамках новой центральной империи Сун (960-1279), но прецедент такого рода отношений с признанными властями Поднебесной был чрезвычайно важен для правителей будущего самостоятельного государства Дайвьет, целью, к которой они стремились и которую им, в конце концов, удалось достичь, но уже при Сунах, в 1174 г. На протяжении всего дальнейшего периода двусторонних отношений с Китаем вплоть до XIX в. именно эта схема, «империя - государство», была превалирующей и максимально возможной для Вьетнама. В истории взаимоотношений двух государств был довольно продолжительный период (1540-1667), когда китайцы, воспользовавшись гражданской войной, разразившейся в Дайвьете, добились существенного снижения его статуса (до уровня рядовой провинции с губернатором-дутунши во главе). Впрочем, два основных права у вновь введенных губернаторов (бесконтрольно распоряжаться делами внутри провинции и передавать власть по наследству) были сохранены. Тем не менее это было больным вопросом для вьетнамцев, они настойчиво требовали восстановления прежнего статуса и, в конце концов, добились своего. Концепция «двух Поднебесных», на Севере и на Юге, появилась у вьетнамцев существенно позже, в XV в., после изгнания с его территории минских захватчиков, и использовалась только для идеологической работы внутри страны, не более того. Границы самостоятельных государств, вновь появившиеся в это время на карте Южного Китая, удивительным образом совпадали с границами древних образований, существовавших еще при династии Хань и ранее. Это и Южное У дома Ян, и государство Уюэ во главе с Цянь Лю с центром в пров. Чжэцзян, царство Минь дома Ван в Фуцзяни (прежнее Минь- юэ, Манвьет), царство Южное Чу клана Ма в Хэнани, царство Северное Чу, или Наньпин, с центром в Цзинчжоу (современный г. Цзянлин), где правил бывший местный цзедуши Гао Цзисин; царство Раннее Шу в Сычуани, созданное Ван Цзянем. Образовалось сразу два государства Даюэ (Дайвьет, позднее это станет самоназванием средневекового Вьетнама). Первое из них (в современной пров. Чжэцзян во главе с Дун Чаном) просуществовало совсем недолго (895-896). На истории второго целесообразно остановиться более подробно, так как оно имеет непосредственное отношение к рассматриваемому нами вопросу. После захвата и разгрома Гуанчжоу повстанцами Хуан Чао в 979 г. и их последующего ухода на север, в северной части пров. Линьнань (военное губернаторство-цзеду Линь- нань) местные управленческие структуры были полностью дезорганизованы (в отличие от более южных районов, Аньнаня, где царили мир и порядок). Постепенно власть к рукам прибрал вьет по национальности Лыу Тхием (Лю Цянь), или Лыу Чи Тхием (Лю Чжицянь, ум. в 894 г.). Будучи местным уроженцем, женатым на дочери покойного цзедуши Линьнаня, он смог договориться и с вьетами, составлявшими существенную часть местного населения, и с проживавшими здесь ханьцами. Начав с небольшого пригорода Гуанчжоу Фэнчжоу, он постепенно распространил свой контроль на всю восточную часть современного Гуанси-Чжу- анского автономного района вплоть до Гуйчжоу (современный Гуйлинь), а затем и на весь Гуандун. После смерти Лю Чжицяня в 894 г. ему наследовал старший сын Лю Инь (874- 911), которого, собственно, и считают основателем династии Южная Хань и первым монархом царства (император Сян-ди, 905-911). Отсчёт его правления ведут с 905 г., когда он получил из столицы указ о его назначении военным губернатором-цзедуши Линьнаня. В 908 г. его также назначили и наместником временно «бесхозного» Аньнаня, где правила местная знать (об этом - ниже), однако каких-то конкретных шагов по реализации этих своих полномочий он не предпринял: хватало дел и на уже контролируемых территориях. В китайской историографии Лю Инь считается образцовым монархом, к которому устремилось множество мигрантов-книжников, спасавшихся от ужасов войны (опять же, как во времена Ши Ньие- па), он приступил к воссозданию образовательной системы и возобновил экзаменационные испытания на должность. Судя по всему, сам Лю Инь на императорские регалии не претендовал. Этим занялся его названый брат и наследник Лю Янь (император Ле-цзун, Гао-цзу, прав. в 911-942 гг.). Именно он в 917 г. объявил о создании государства Даюэ (Дайвьет, Великий Вьет) и канонизировал своих предков, дав им посмертные императорские титулы. Затем, в 918 г., он пошёл еще дальше: поскольку его фамилия совпадала с фамилией императоров династии Хань, он назвал свою династию Великая Хань (в историографии обычно упоминается как Южная Хань), проведя «жертвоприношения в Южном предместье (Наньцзяо)», ритуал в честь принятия Небесного мандата. А что же в это время творилось на территории современного Северного Вьетнама? Последний легитимный цзедуши Аньнаня Дугу Сунь (905), как мы уже отмечали, сюда так и не доехал. Образовался вакуум власти, и бразды правления территорией взял на себя некий местный предводитель Кхук Тхыа Зу, о национальной принадлежности которого ничего не известно. Власть пришла к нему мирным путем, ни о какой самостоятельности и тем более независимости он и не помышлял. Этот самозваный администратор, тем не менее, был признан Танами, которые назначили его сначала губернатором-цзедуши, а потом и на почётную должность тунпинчжанши (906). В 907 г. он умер, и исполняющим обязанности губернато- ра-цзедуши стал его сын Кхук Хао, получивший свою должность уже от династии Поздняя Лян. Впрочем, уже в 908 г. пост цзедуши этого военного губернаторства формально был передан Лю Иню из Гуанчжоу. В 911 г. умер и Кхук Хао, и его полномочия перешли к другому представителю этого рода - Кхук Тхыа Ми, которому каким-то образом все-таки удалось добиться от центральной династии Поздняя Лян «верительной бирки и алебарды» военного губернатора-цзедуши. Конфликт с набиравшим силу и явно претендовавшим на императорские регалии правителем династии Южная Хань Лю Янем стал неизбежным, поскольку данное решение явно нарушало права на управление этими землями, полученные его родом ранее (908). В 930 г., уже после падения династии Поздняя Лян (923), Лю Янь отправил на юг армию во главе с полководцем Ли Кэчжэном. Военное губернаторство Аньнань (или пров. Цзяочжоу, как в некоторых источниках) было завоевано без особого труда. Губернато- ра-цзедуши Тхук Тхыа Ми взяли в плен и отправили в Гуанчжоу, где он и дожил свой век. Управлять вновь присоединённой территорией оставили некоего Ли Цзиня, но уже не как цзедуши, а как наместника-цыши, т. е. чиновника, значительно ниже по статусу и без широких полномочий. Следует отдельно отметить, что первый период существования вьетских земель в условиях относительной самостоятельности (с 905 по 968 г., год прихода к власти дома Динь), о чем уже не раз упоминалось в многочисленных исследовательских работах, безусловно являлся временем раздробленности, причиной которой было, в том числе, и отсутствие должной легитимности власти. После тысячелетнего существования в качестве интегрированной и уже вполне освоенной части китайской империи, эта провинция еще только искала свою идентичность как самостоятельного субъекта, «внешнего» партнёра, а не «внутренней» территории Срединного государства. В этих условиях авторитет провинциальной власти, если она персонифицировалась в местном уроженце (неважно, кем он был по национальности), был низок, его полномочия - ограниченны, особенно за пределами столичной области, позиции - очень зыбкими. Подобная децентрализация, особенно ярко проявившаяся в эпоху «двенадцати шыкуанов» (966-967), но, по существу, имевшая место все эти 60 с лишним лет (её рудименты можно было обнаружить и позднее, например, во времена крушения династии Поздние Ли, 1010-1225), как это ни парадоксально, оказывала и положительное влияние на социально-экономическое развитие. Отсутствие необходимости «кормить» многочисленный центральный аппарат оставлял существенную часть прибавочного продукта на местах, «ручное» управление небольшими по размеру территориями представителями местной элиты, хорошо знакомыми с особенностями управляемых земель и находившимися в прямом контакте с её пользователями, было значительно более гибким и эффективным. Однако такое положение не могло длиться долго, так как все-таки кто-то должен был выполнять главные функции средневекового государства - налаживание отношений с соседями и оборону территории, а также создание и уход за общегосударственной инфраструктурой (дороги, каналы, ирригационные сооружения и т. п.), что в условиях уже тогда зарегулированной плотинами и дамбами дельты Красной реки было не менее важно. Режим Кхук Тхыа Ми пал практически без сопротивления, поскольку не смог консолидировать местные элиты на борьбу против внешней агрессии. Да и сама эта агрессия, по-видимому, еще не рассматривалась как внешняя. Это было лишь возвращением к прежним формам существования, вполне привычным и понятным. Кроме того, элиту Аньнаня того времени вряд ли можно было назвать национальной, поскольку её существенную часть составляли так называемые сино-аннамитские роды, которые требовали, чтобы их не смешивали с «местной чернью», и всегда искренне гордились своими китайскими корнями, причём вплоть до позднего средневековья. Проблема состояла в том, что прежние формы управления, к которым попыталась вернуться в Аньнани Южная Хань, связанные со сбором больших централизованных налогов, рекрутской повинностью, назначением из центра чиновников на местах, с которыми нужно было делиться властью, оказались для большинства местных полууправленцев, полуфеодалов неприемлемыми. Они, забыв прежние распри и обиды, немедленно консолидировались под управлением одного из военачальников Кхук Тхыа Ми - Зыонг Динь Нге (уроженца Айтяу, современного Тханьхоа) и уже в следующем 931 г. изгнали южноханьских назначенцев назад в Гуанчжоу и восстановили статус-кво. Вождь победителей провозгласил себя все тем же цзедуши, однако на этом время консолидации и закончилось. Создать устойчивую команду, способную подчинить себе строптивых местных владетелей, не понимавших, чем они хуже Зыонг Динь Нге, ему, видимо, так и не удалось. Уже в 937 г. он был убит собственным подчиненным военачальником Киеу Конг Тиеном, который, в свою очередь, продержался также всего лишь год. Между тем именно этому малоизвестному и непопулярному полководцу пришла в голову вполне здравая мысль о том, что помочь ему удержаться у власти может лишь сакральное признание и помощь единственной легитимной силы, признаваемой в Цзяочжоу, - Китая. Поэтому ещё до своего свержения и убийства в 938 г. он успел отправить ко двору Южной Хань посольство с дарами и просьбами признать его губернатором подвластных земель и оказать конкретную военную помощь, поскольку ему явно угрожал ещё один военачальник, зять убитого Зыонг Динь Нге Нго Куен, наступавший на Киеу Конг Тиена все из той же пров. Айтяу. Хотя Лю Янь явно не успевал прийти на помощь своему потенциальному союзнику, он всё же решил воспользоваться благоприятным моментом и вновь присоединить к своим землям Аньнань, тем более что ранее (в 930 г.) это удалось сделать без особого труда. В 938 г. сюда по морю была отправлена экспедиция во главе с Лю Хунцао, девятым сыном южноханьского императора, провозглашённым Цзяо-ваном. На горизонте вновь забрезжила возможность восстановления государства Намвьет врёмен Чиеу Да и его потомков в прежних границах. Но местные предводители, которые ещё в 930 г. поняли, что для них означает возвращение в страну китайских форм правления, немедленно сплотились вокруг своего нового лидера (Нго Куена) и дали противнику решительный отпор. В ходе боевых действий, ключевым моментом которых была легендарная битва на р. Батьданг, войска Южной Хань были разбиты, а их предводитель Лю Хунцао погиб. Это поражение, похоже, навсегда отвратило южноханьского Лю Яня от агрессивных военных действий. Все оставшиеся годы своего длительного и стабильного царствования он занимался преимущественно отстройкой столицы и упрочнением властных структур. Его государство вполне благополучно существовало и при его преемниках, и войскам вновь созданной общекитайской династии Сун его покорение стоило больших трудов. Лишь в 971 г., после многолетних и кровопролитных сражений, последний правитель династии Южная Хань Лю Чан капитулировал и был увезен в Кайфэн, где, впрочем, спокойно прожил до своей смерти в 980 г. Победитель же Южной Хань Нго Куен пошёл по стопам своих предшественников: назвал себя губернатором-цзедуши и стал добиваться признания своего статуса у северного соседа. Впрочем, в отличие от них, он в 939 г. все-таки объявил себя еще и выонгом, явно претендуя на положение правителя одного из самостоятельных государств, расплодившихся в то неспокойное время («Пяти династий и Десяти государств») в Поднебесной, но на этом и остановился. Лично назначая чиновников, он не ввёл никаких других церемоний, обозначавших в то время суверенитет государства, не дал ему названия, не почтил титулами знатности своих предков. Его готовность до конца защищать результаты военной кампании 938 г. выразились в переносе главного города государства из центра дельты Красной реки (в районе современного Ханоя) в труднодоступный для противника (при нападениях и со стороны суши, и со стороны моря) горный район в современной пров. Ниньбинь, где был основан г. Лоатхань. Нго Куен умер уже в 944 г., и у нас нет надёжной информации о том, насколько ему удавалось справляться с раздробленностью в течение шести лет правления. Но после его смерти центробежные тенденции в Зяотьи, безусловно, возобладали с новой силой. Все усилия различных средневековых вьетнамских историографов (да и некоторых современных историков) выдать жизнь и деятельность потомков дома Нго за «непрерывное продолжение в стране законной преемственности власти» - не более чем пропагандистский трюк. В условиях отсутствия внешней угрозы (Южная Хань, наученная горьким опытом, в сторону юга больше даже и не смотрела, а другим существовавшим в Южном Китае относительно небольшим царствам Цзяочжоу была не так уж и нужна) потребности в очередной консолидации сил для решения общих задач долгое время не существовало, и провинция стала ареной многочисленных мелких конфликтов и столкновений, союзов и коалиций, гегемонов и к ним примкнувших, почти как во времена «Сражающихся царств» в Древнем Китае. Пик этой раздробленности пришёлся на 966-967 гг., а конец ей положила активная организационная и военная деятельность основателя династии Динь - Динь Бо Линя, который путём войн, интриг, переговоров и династических браков сумел в 968 г. объединить под своим началом все земли Цзяочжоу, насколько это тогда было возможным. И сделал он это очень вовремя. Если бы доблестные и многоопытные сунские войска, которые в 971 г. разгромили царство Южная Хань и вышли к границам современного Северного Вьетнама, встретили здесь разрозненные мелкие самопровозглашённые образования, враждующие между собой, то судьба их наверняка была бы быстро решена и история Вьетнама могла быть совсем другой. Однако, обнаружив на этой территории вполне дееспособную администрацию, обладающую реальной консолидированной силой, но настроенную вполне дружелюбно и готовую к переговорам, уступкам и компромиссам, сунские военачальники сочли целесообразным отложить решение проблемы Цзяочжоу, этого малополезного захолустья со зловредным климатом, на потом, тем более что у них впереди были ещё хлопоты по присоединению других государственных образований в Южном Китае, более близких к столице, более богатых и «нужных», в частности царств Южная Тан и Уюэ, с которыми они смогли справиться соответственно только в 975 и 978 г. Да и на севере остались нерешенные проблемы (с Северной Хань удалось покончить лишь в 979 г.). Таким образом, это «потом» для Вьетнама наступило только в 981 г., когда Суны в качестве предлога для нападения использовали фактический (но неформальный) переход власти в стране к полководцу дома Динь - Ле Хоану. Но Вьетнам за эти десять лет стал уже совершенно иным. Поход провалился, и Сунам пришлось искать приемлемые для обеих сторон формы сосуществования с мятежной бывшей провинцией. Но это уже выходит за рамки темы данной статьи. Заключение. Так когда же все-таки кончился период «северной зависимости»? Если брать за критерий наличие у Китая возможностей назначать руководителей этой территории и вмешиваться в её внутренние дела, то это уже 905 г., поскольку с тех пор (за исключением двух кратких промежутков времени - правление присланного Южной Хань Ли Цзиня в 930-931 гг. и минская оккупация Дайвьета в 1407-1427 гг.) вьетнамцы всегда назначали своих правителей сами, а китайцы лишь утверждали или не утверждали их (без особых последствий для Вьетнама в обоих случаях). Если за критерий брать статус правителя и подвластной ему территории, то это, наверное, 939 г., когда Нго Куен провозгласил себя правителем-выгонгом удела, поскольку именно такой статус, но признанный китайцами, носили все правители вьетнамских династий Динь, Ранние Ле и Поздние Ли вплоть до 1174 г., когда китайцы признали Аньнань государством (И, quoc), а его властителя - правителем государства (|ЩЕЕ, quoc vuong) по прецеденту отношений «империя - государство» эпохи «Пяти династий и Десяти государств». Имеет право на существование и точка зрения о том, что независимость Вьетнама берёт своё начало в 968 г., когда Динь Бо Линь впервые объявил себя императором, хотя каких-то реальных шагов на пути формирования в стране империи он так и не сделал и на его отношениях с северным соседом это никак не отразилось. За рубеж этого периода можно принять и время правления третьего императора династии Поздние Ли - Ли Тхань-тонга (1054-1072), который в 1054 г. ввел название государства (Дайвьет), а затем и все атрибуты императорской власти в стране (посмертные имена императорским предкам, храм предков императора Тхаймиеу, обряды императорских жертвоприношений, приёма и передачи императорской власти и т. д.). И, наконец, с юридической точки зрения Вьетнам действительно окончательно перестал быть своеобразной частью китайской империи лишь в XIX в., когда он был превращён во французскую колонию, а его сюзерен, Китай, не смог этому помешать. Если брать за основу реальную ситуацию в стране, а не формальные признаки, то концом периода «северной зависимости», по-видимому, следует признать именно 905 г.
×

About the authors

Andrey L. Fedorin

Moscow International Academy

Email: ffeedd@list.ru
D.Sc. (History), Professor

References

  1. История Китая с древнейших времен до начала XXI в. Т. 4. Период Пяти династий, империя Сун, государства Ляо, Цзинь, Си Ся (907-1279). М.: Наука - Восточная литература, 2016. 942 с.
  2. Ли Фан, Сун Бай, Сюй Сюань и др. Лучшие цветы сада литературы. Т. 1-6. Пекин, 1966.
  3. Лю Сюй. Старая история династии Тан. Т. 1-16. Пекин, 1987.
  4. Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы). Т. 2. Пер. с ханвьета, коммент., предисл. и прилож. К.Ю. Леонова, А.В. Никитина и А.Л. Федорина. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2010. 485 с.
  5. Сыма Гуан. Всеобщее зерцало, управлению помогающее. Т. 1-20. Пекин, 1956.
  6. Сюэ Цзюйчжэн. Старая история пяти династий. Т. 1-6. Пекин, 1976.
  7. У Тинбянь. Хронологические таблицы военных губернаторов династии Тан. 1-3. Пекин, 1980.
  8. Федорин А.Л. Новые данные о вьетнамском летописании. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2008. 207 с.
  9. Dai Viet su ky toån thu [Полное собрание исторических записок Дайвьета]. Ha Noi: Nhå xuåt bån Thoi dai, 2010.1060 tr.
  10. Ho Chi Minh. Toån tap [Хо Ши Мин. Полное собрание сочинений]. Т. 3. Hå Noi: Nhå xuåt bån Chinh tri Quoc gia, 2000. 642 tr.
  11. Khåm dinh Viet su thong giåm cuong muc[Высочайше утвержденное всеобщее зерцало вьетской истории, основа и частности]. T. 1. Hå Noi: Nhå xuåt bån Giåo duc, 1998. 1167 tr.
  12. Lich su Viet Nam [История Вьетнама]. T. 1. Hå Noi: Nhå xuåt bån Khoa hoc xa hoi, 1971. 438 tr.
  13. Ngo Thi Si. Viet su tieu ån. [Нго Тхи Ши. Заметки о вехах истории Вьета]. Hoi Viet Nam nghien cuu lien lac van hoa Å chåu. Nhå xuåt bån Van su, 1991. 122 tr.
  14. Phan Boi Chåu. Viet Nam quoc su thåo [Фан Бой Тяу. Исследование истории вьетнамского государства]. Hå Noi: Nhå xuåt bån Giåo duc, 1962. 172 tr.
  15. Poliakop A.B. Su phuc hung cua nuac Dai Viet the ky X-XIV [Поляков А.Б. Возрождение государства Дайвьет в X-XIV веках]. Hå Noi: NXB Chinh tri Quoc gia, 1996. 296 tr.
  16. Tran Trong Duong. Viet Nam the ky X: nhung månh vo lich su [Чан Чонг Зыонг. Вьетнам в Х веке: обрывки истории]. Hå Noi: NXB Dai hoc su pham, 2019. 440 tr.
  17. Tran Trong Kim. Viet-Nam su-luoc [Чан Чонг Ким. Краткая история Вьетнама]. Sai Gon: Bo giao duc. Trung tam hoc lieu xuat bån, 1971, t. 1. 282 tr.
  18. Trnong Huu Quynh (chh bien), Phan Dai Doan, Nguyen Cånh Minh. Dai cuong lich sh Viet Nam. [Чыонг Хыу Куинь (главный редактор), Фан Дай Зоан, Нгуен Кань Минь. Общие проблемы истории Вьетнама]. Ha Noi: Nha xuat bån The gioi, 2010. 1176 tr.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Fedorin A.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies