Конференция «Традиционный Вьетнам» в ИКСА РАН
- Авторы: Федорин А.Л.1
-
Учреждения:
- Институт Китая и современной Азии РАН
- Выпуск: Том 6, № 4 (2022)
- Страницы: 77-80
- Раздел: Научная жизнь
- URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/114862
- DOI: https://doi.org/10.54631/VS.2022.64-114862
- ID: 114862
Цитировать
Аннотация
Дан обзор проведенной ИКСА РАН всероссийской конференции «Традиционный Вьетнам», посвященной 90-летию одного из основателей российской вьетнамистики профессора, д. и. н. Д. В. Деопика. В конференции очно или on-line приняли участие свыше 80 российских специалистов, заслушавших и обсудивших 13 развёрнутых докладов, посвящённых вьетнамской филологии, археологии, этнографии, а также истории Вьетнама до 1945 г.
Полный текст
26 октября 2022 г. в ИКСА РАН состоялась очередная общероссийская конференция «Традиционный Вьетнам». Проводить подобные конференции начали достаточно давно, сначала на базе Вьетнамоведческого центра ИСАА МГУ, затем НОУ «Институт практического востоковедения». Главным отличием подобных форумов от других аналогичных мероприятий было то, что докладчики, принимавшие в нём участие, не были ограничены какой-то единой, обязательной для всех темой. Каждый из них получал возможность рассказать об итогах тех исследований, которые он ведёт в данный конкретный момент, что существенно повышало качество докладов и вызывало заслуженный интерес аудитории.
Руководство ИКСА решило возродить эту традицию, посвятив очередное такое мероприятие главному инициатору подобных конференций доктору исторических наук, профессору Московского государственного университета Д. В. Деопику, которому в этом году исполняется 90 лет. Благодарственные слова в адрес юбиляра от имени всех учеников Деги Витальевича и высокую оценку его научных трудов и педагогического служения высказал доктор исторических наук А. Л. Рябинин (ВШЭ, г. Москва).
Всего на конференцию было представлено 13 научных докладов, которые можно условно разделить на три больших раздела.
Центральным докладом филологической секции стало выступление к. и. н. К. Ю. Леонова (г. Москва), который подвёл итог своему многолетнему изучению поэзии времён правления во Вьетнаме династий Поздние Ли, Чан и Хо (XI–XIV вв.). В результате ему удалось обосновать тезис о том, что по своей сути эта литература продолжала оставаться составной частью аналогичного явления в Китае, как по формам, так и по содержанию, но в то же время включала в себя ряд вполне оригинальных высокохудожественных произведений, способных встать в один ряд с лучшими стихотворениями классиков китайской литературы, причём среди их авторов далеко не все считаются авторитетными в своей собственной стране.
К. филол. н., профессор ДВФУ А. Я. Соколовский (г. Владивосток) в своём развернутом докладе познакомил слушателей с жизнью и творчеством замечательного вьетнамского поэта XIX в. Нгуен Динь Тиеу, 200-летие со дня рождения которого отмечают в текущем году.
К. филол. н., доцент ИСАА МГУ Т. Н. Филимонова проанализировала образ великого вьетнамского государственного деятеля XV в. Нгуен Чая, каким его увидел известный писатель Нгуен Хюи Тхиеп в своем рассказе о его жене «Нгуен Тхи Ло».
Единственный лингвистический доклад в филологической сессии (к. и. н., профессора Высших курсов иностранных языков МИД РФ Е. И. Тюменевой и к. ф. н., сотрудника ЦК КПВ Нгуен Тхань Ха) был посвящён гастрономической культуре Вьетнама, отражённой в пословицах и поговорках. Его содержание вызвало живой интерес всей аудитории, в том числе и участников, не владеющих вьетнамским языком.
Наиболее важным и интересным докладом в секции, посвящённой археологии и этнологии Вьетнама, было выступление к. и. н. А. В. Кандыбы (Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск), в котором были подведены предварительные итоги пятилетних раскопок, проводившихся в Центральном Вьетнаме, в результате чего удалось сделать открытие мирового значения: найти и предварительно изучить группу раннепалеолитических стоянок (культура Анкхэ, пров. Зялай), доказывающих, что территория этой страны является одним из мест расселения человека, начиная с глубокой древности.
А. С. Легостаева (Государственный музей Востока, г. Москва) в объёмном и хорошо иллюстрированном докладе познакомила слушателей с таким явлением в керамике Вьетнама, как «голубое из г. Хюэ» (Bleu de Huế), поделившись своими сомнениями и суждениями о том, кто в реальности мог быть автором подобных изделий (прежде всего, сосудов для вина), как они соотносятся с аналогичными сериями, произведёнными в Китае и Японии, насколько оригинальны и самобытны.
Выступление к. филол. н. Е. Ю. Кнорозовой (РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) было посвящено образу журавля/аиста во вьетнамской литературе и изобразительном искусстве как одному из главных тотемов древней вьетнамской цивилизации. Помимо прочего, в докладе содержались сравнения с аналогичными образами в соседних дальневосточных культурах, что придало аргументам автора больше убедительности (рис. 1).
Рис. 1. Студенты СПбГУ слушают онлайн доклады конференции. Фото В. Н. Колотова
К. филол. н. А. А. Соколов (Институт востоковедения РАН, г. Москва) в своих заслуживающих внимания этнографических заметках «”Маникюрная диаспора”: вьетнамцы в Америке» поделился своими наблюдениями за тем, как устраивают свою жизнь и судьбу за рубежом многочисленные вьетнамские эмигранты, делая это с трезвой оценкой своих реальных возможностей и потребностей, почему у них многое получается в мелком и в среднем бизнесе и мало — в большом.
Из пяти докладов, зачитанных в исторической сессии, три так или иначе были посвящены религиозной жизни в традиционном Вьетнаме. Д. и. н. В. Н. Колотов (СПбГУ), обратившись к конкретным историческим документам XVII в., попытался доказать, что с самого начала своего пребывания во Вьетнаме католические миссионеры, прежде всего из ордена иезуитов, помимо чисто религиозной деятельности активно готовили почву для будущего подчинения стран Востока европейским колонизаторам, работая в тесном взаимодействии с властями западных государств. Основное внимание в своём докладе он уделил формам и методам работы миссионеров, которые позволяли им превратить свою паству из законопослушных патриотов своей страны в ярых противников властей, безоговорочно отрицавших традиционные ценности и культуру.
Несмотря на существенное отличие в подходе к проблеме распространения христианства во Вьетнаме, выступление к. и. н. О. В. Новаковой (ИСАА МГУ) о роли представителей Запада, в целом, и епископа Адранского Пиньо де Беэна, в частности, в процессе прихода к власти в стране основателя династии Нгуен (1802–1945) фактически явилось иллюстрацией доклада В. Н. Колотова. На материале более позднего времени (вторая половина XVIII в.) было показано, как, прикрываясь высокими словами о спасении душ и несении слова Божьего, высокопоставленные католические религиозные деятели стремились обеспечить доминирование своих правительств в странах Востока, в частности, во Вьетнаме, полагая, что окончательную победу своих учений на этих территориях можно обеспечить только таким образом.
Доклад к. филос. н. А. Ш. Шарипова (ИЛИ РАН, г. Санкт-Петербург) был посвящён вьетнамской религиозной секте Каодай. При этом в силу специфики своих научных интересов автор уделил основное внимание не столько истории этой организации, сколько дискурсивной стратегии её лидеров, позволившей в максимально короткие сроки кратно увеличить количество адептов. Оценка последнего на настоящий момент в ходе дискуссии по докладу колебалась от 600 тыс. до 2,5 млн чел.
В выступлении к. и. н. М. А. Сюннерберга (ИСАА МГУ) был затронут вопрос о роли женщин в традиционном вьетнамском обществе на примере правового регулирования положения вдов. Анализ соответствующего законодательства, развитого и закреплённого позднее, во времена французского колониального господства, показал, что бытующие представления об их полном бесправии в рамках конфуцианских «трёх послушаний» (сначала отцу, потом мужу и затем старшему сыну) довольно далеки от реальной ситуации, существовавшей в стране: права женщин, особенно имущественные, были значительно шире.
Доклад д. и. н. А. Л. Федорина (ИКСА РАН) касался попытки династии Чан (1225–1400) создать такую систему передачи власти в рамках правящего дома, которая бы исключала даже теоретические возможности ее «легального» захвата представителями других могущественных родов в государстве. На конкретных примерах была прослежена соответствующая политика правящих кругов и её конкретные формы, а также выявлено время, когда данная система стала постепенно разрушаться, что в конечном итоге довольно быстро привело династию к падению.
Подводя итоги работы конференции, её инициатор, руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН д. э. н. В. М. Мазырин отметил безусловный успех конференции, плодотворность и откровенность состоявшихся в её ходе дискуссий.
Материалы конференции планируется выпустить в виде отдельного сборника статей в первой половине 2023 г.
Об авторах
Андрей Львович Федорин
Институт Китая и современной Азии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: ffeedd@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-0336-0055
д. и. н., н. с., Центр изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН
РоссияСписок литературы
Дополнительные файлы
