Оборонное и экономическое сотрудничество Индии и Вьетнама в увязке с проблематикой Южно-Китайского моря
- Авторы: Федоров Н.В.1,2, Гарин А.А.3
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- НИУ «Высшая школа экономики»
- Институт востоковедения РАН
- Выпуск: Том 7, № 1 (2023)
- Страницы: 5-16
- Раздел: Научные исследования
- URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/111035
- DOI: https://doi.org/10.54631/VS.2023.71-111035
- ID: 111035
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Интенсификация соперничества КНР и США за ведущие позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе проецируется и на других акторов этого обширного пространства. Помимо прочих, в американо-китайское противостояние оказались вовлечены Индия и Вьетнам. Оба этих государства не лишены разногласий с КНР, но при этом взаимодействие с Пекином для них – это объективная необходимость. В сложившейся ситуации Ханой и Нью-Дели не только стремятся балансировать растущее влияния Китая в АТР с помощью укрепления взаимодействия с Соединёнными Штатами, но и развивают собственную сеть партнёрств вне великих держав.
В статье рассматриваются геостратегические аспекты сотрудничества Ханоя и Нью-Дели. Особое внимание уделено торговым и оборонным связям обеих стран. В работе приводится анализ индийско-вьетнамского партнёрства в контексте территориальных споров в Южно-Китайском море. Положения и выводы, приведённые в статье, основаны на официальных документах и сообщениях новостных агентств, а также на исследованиях российских и зарубежных ученых.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Одной из ключевых тенденций, наблюдаемых в АТР сегодня, является рост противоречий между США и Китаем. В противостояние между Вашингтоном и Пекином оказываются вовлечёнными и другие страны, у которых существуют как свои собственные разногласия с Китаем, так и объективная необходимость сохранения связей с КНР. В данных условиях многие региональные акторы не только готовы идти на укрепление взаимодействия с Соединенными Штатами, но и стремятся сформировать свою собственную сеть партнерств. Характерным примером в этом отношении является расширяющееся сотрудничество между Индией и Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ). Их сближение обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. К группе внешних факторов можно отнести влияние формирующейся региональной архитектуры и противоречий в отношениях с Китаем, к группе внутренних – растущие экономические и внешнеполитические интересы двух стран (включая активизацию политики Индии в Восточной Азии и рост её амбиций в морской сфере). Расширение присутствия Нью-Дели в Восточной Азии и особое значение китайско-индийских отношений для международной ситуации в АТР позволяют рассматривать Индию как одного из ключевых акторов Азиатско-Тихоокеанского региона.
Важным направлением индийско-вьетнамского взаимодействия становится и Южно-Китайское море (ЮКМ). Индия, не являясь непосредственным участником территориальных споров в ЮКМ, всё более активно вовлекается в конфликт. Многие интересы Нью-Дели и Ханоя совпадают с учётом ситуации в ЮКМ. Таким образом, исследовательской целью настоящей статьи служит выявление ключевых направлений взаимодействия Индии и Вьетнама в ЮКМ и его места в индийско-вьетнамском партнёрстве и системе международных отношений в АТР. Для решения поставленной задачи авторы в качестве методологической основы опираются на системный подход, призванный выявить взаимосвязь между сотрудничеством Индии и Вьетнама в ЮКМ и общими вопросами двусторонних отношений и региональной обстановки. В качестве теоретической базы исследования используются положения, сформулированные в рамках политологических концепций реализма и неореализма, касающиеся политики «средних держав» и их участия в формировании регионального баланса.
Статья основана на официальных документах и сообщениях новостных агентств, а также на исследованиях российских и зарубежных ученых. Общие тенденции индийско-вьетнамских отношений являются достаточно популярной темой среди индийских исследователей [Chaturvedy 2018; Dar 2021; Panda 2017; Pant 2018]. Статья вьетнамских экспертов Хюинь Тхань Лоан и Нгуен Дак Тунга посвящена ряду проблем взаимодействия Индии и Вьетнама в ЮКМ [Huynh Thanh Loan, Nguyen Dac Tung 2021]. В исследованиях индийских и вьетнамских авторов рассматриваются вопросы военного сотрудничества Ханоя и Нью-Дели в контексте конфликта в ЮКМ [Mukherjee 2016; Solanki 2021; Vu Truong Minh, Nguyen The Phuong 2018; Vo Xuan Vinh 2017]. В отечественной историографии также есть работы, посвящённые индийско-вьетнамским отношениям1, где нашли отражение некоторые проблемы, связанные с ЮКМ [Понька, Куклин, Дубровский 2020; Федоров 2021].
В российской и отчасти зарубежной историографии ощущается недостаток исследований, посвящённых комплексной оценке взаимодействия между Индией и Вьетнамом в ЮКМ в контексте тенденций индийско-вьетнамского партнёрства и региональной архитектуры. Это определяет, по мнению авторов, актуальность и новизну настоящей статьи.
Геостратегическое значение индийско-вьетнамского сотрудничества
АТР переживает трансформацию региональной архитектуры безопасности. Драйвером этого процесса послужило смещение внешнеполитического акцента США в сторону сопряжённого пространства Индийского и Тихого океанов в условиях расширения сферы влияния КНР.
В сложившейся ситуации региональные акторы, в том числе Вьетнам и Индия, вынуждены балансировать между обеспечением своей безопасности и извлечением экономической выгоды. Оба государства имеют общие границы с Китаем: такое соседство необходимо с точки зрения торговли и инвестиций, схожести интересов в развитии региона, но одновременно и опасно в оборонном измерении [Dar 2021: 262]. Наряду с этим Индия и Вьетнам сотрудничают с США, поскольку Вашингтон остаётся одним из ключевых игроков в регионе.
В российской и зарубежной науке индийско-вьетнамские отношения всё еще недостаточно теоретизированы. Значимый вклад в исследование этой темы внес индийский ученый Аршад Икбал Дар. Среди внешнеполитических стратегий Индии и Вьетнама он выделил «хеджирование», которое подразумевает, в частности, отказ от выбора одной стороны за счёт другой [Там же: 255].
Внешняя политика Индии и Вьетнама может быть также проанализирована на основе концепции «средних держав». В 1984 г. датский ученый К. Холбраад определил средние державы как государства, которые слабее крупных держав, но в сравнении с малыми странами обладают более значимым влиянием в системе международных отношений [Holbraad 1984: 12]. В наши дни вопрос о конкретных дефинициях «средних держав» по-прежнему остается дискуссионным, но их можно определить как группу стран, которые обладают ресурсами для поддержки определённой степени влияния, но не способны самостоятельно доминировать на мировой арене [Robertson 2017: 7].
Данный подход позволяет предположить, что в условиях американо-китайского соперничества Индия и Вьетнам придерживаются стратегии формирования регионального баланса сил, которая реализуется путём создания противовесов потенциальной угрозе. Основы данной стратегии представлены в трудах К. Уолтса, по мнению которого, средние державы воспринимают растущую мощь крупных акторов как угрозу и с большей вероятностью выбирают балансирование с помощью военного союза и аккумулирования военного потенциала [Waltz 1979: 139].
Хеджирование, в свою очередь, предполагает попытку выиграть время за счет затягивания перехода на чью-либо сторону в контексте соперничества великих держав.
Исходя из упомянутых выше подходов, одним из вариантов действий и для Нью-Дели, и для Ханоя выступает укрепление отношений со средними и малыми акторами региона, чтобы, с одной стороны, сдержать попытки США навязать им соперничество с Китаем, а с другой –заставить обе великие державы учитывать их интересы в регионе. Укрепление индийско-вьетнамских связей, как можно наблюдать, ведётся именно в таком ключе.
Индийско-вьетнамское партнёрство: общие факторы
При анализе отношений Индии и СРВ также следует учитывать исторические факторы. Индия поддерживала Вьетнам в его антиколониальной борьбе, что стало одной из причин установления «личной химии» между Джавахарлалом Неру и Хо Ши Мином [Jha, Vo Xuan Vinh 2020: 107]. Кроме того, и Индия, и Вьетнам обладали историческим опытом конфликтов с Китаем.
Этот фундамент помог странам продолжить укрепление двусторонних связей в XXI в. Вьетнам стал одним из приоритетов в индийской политике «Смотри на Восток» (Look East policy), впоследствии трансформировавшейся в инициативу «Действуй на Востоке (Act East policy). Ханой положительно отреагировал на эту стратегию Нью-Дели и приветствовал растущую роль Индии в системе международных отношений. В 2016 г. оба государства повысили уровень двусторонних отношений до всеобъемлющего стратегического партнёрства.
Между странами стало расширяться и экономическое сотрудничество. Объем индийско-вьетнамской торговли в 2021 г. достиг отметки в 13,7 млрд долл. [UN Comtrade… 2022], притом рост торговли активизировался с 2010 г. (рис. 1). Причинами этого могли стать вступление в силу в том же году Соглашения о свободной торговле между Индией и АСЕАН и взаимодополняемость экономик двух стран.
Рис. 1. Двусторонняя торговли Индии и Вьетнама (2000-2021 гг., млрд. долл. США). Источник: [UN Comtrade: 10.05.2022]
Соперничество США и Китая значительно влияет на общую динамику международной ситуации в регионе, а также на индийско-вьетнамские отношения. И Нью-Дели, и Ханой стали выглядеть потенциально выгодными партнёрами для ряда других региональных акторов. Например, Австралия и Япония на протяжении вот уже нескольких лет перестраивают свое стратегическое мышление на «Индо-Тихоокеанский» лад и ищут новые возможности расширить связи с государствами Юго-Восточной Азии.
У Индии и Вьетнама имеются свои собственные противоречия с Китаем. КНР пытается закрепиться в Юго-Восточной Азии и Индийском океане, который Индия считает своей сферой влияния. Пекин также объявил ЮКМ своим «внутренним морем». Вьетнам, в свою очередь, является одним из самых непримиримых оппонентов Пекина в территориальных спорах в ЮКМ. Индия также демонстрирует интерес к ЮКМ, обусловленный как экономическими, так и стратегическими факторами, с начала 2010-х годов выступает с критикой действий Пекина в этом районе. Среди целей, которые ставит перед собой Индия в рамках активизации своей политики в ЮКМ, фигурируют: недопущение превращения ЮКМ в «китайское озеро», усиление передового присутствия индийского флота, стремление «играть более активную роль в формирующейся архитектуре безопасности региона» [Chaturvedy 2018: 125–126].
Таким образом, ЮКМ может рассматриваться как зона совпадения интересов Индии и Вьетнама.
Военное сотрудничество сторон и Южно-Китайское море
Основы военного сотрудничества Индии и Вьетнама были заложены ещё в первой половине 1990-х годов. В сентябре 1994 г. было подписано соглашение об оборонном взаимодействии, в котором основной упор был сделан на обучении Индией вьетнамских военнослужащих и поставках в СРВ запчастей для военной техники советского производства. Помощь Индии в обслуживании вьетнамской техники была также согласована в августе 1997 г. [Mukherjee 2016: 40–41]. Индия выглядела перспективным партнёром для СРВ в силу традиционно дружественных двусторонних отношений и имеющегося у индийских военных обширного опыта эксплуатации советского вооружения.
В марте 2000 г. был подписан протокол об оборонном сотрудничестве, в котором речь шла уже о возможной продаже Вьетнаму военной техники индийского производства и взаимодействии в сфере безопасности на море [Там же: 41].
В октябре 2009 г. состоялся первый Стратегический диалог между Индией и Вьетнамом на уровне заместителей министров обороны. Вопросы военного сотрудничества стали обсуждались в ходе всё более частых взаимных визитов официальных лиц. В 2010 г. Вьетнам принял участие в военно-морских учениях MILAN, организованных Индией. В 2011 г. начались переговоры о продаже Вьетнаму противокорабельных крылатых ракет «БраМос» (разработанных Индией совместно с Россией) и быстроходных патрульных катеров.
В ноябре 2013 г. было согласовано предоставление Ханою кредитной линии на 100 млн долл. на приобретение патрульных катеров. Контракт на постройку 12 катеров для береговой охраны СРВ позже был подписан с индийской фирмой Larsen & Toubro. Кроме того, была достигнута договорённость об обучении в Индии вьетнамских моряков-подводников [Thayer 2013]. В 2009 г. Вьетнам заказал у России шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636, а субмарины советской и российской постройки входили также в состав индийского военного флота. В мае 2015 г. было подписано Заявление об общем видении отношений в области оборонного сотрудничества (Joint Vision Statement on Defence Cooperation), в котором акцент был сделан на взаимодействие в области морской безопасности. Тогда же был подписан меморандум о взаимопонимании между ведомствами береговой охраны Индии и СРВ. С мая 2016 г. стали регулярно проходить переговоры на уровне штабов ВМС, ВВС и сухопутных сил Индии и Вьетнама [Solanki 2021: 222]. В сентябре 2016 г. в ходе визита премьер-министра Индии Н. Моди во Вьетнам было заявлено о предоставлении Ханою новой кредитной линии в размере 500 млн долл. США на закупку вооружений [Panda 2017: 61].
С 2017 г. начала реализовываться программа обучения пилотов и обслуживания истребителей Су-30 ВВС Вьетнама [Solanki 2021: 233]. Продолжилась и стала расширяться практика совместных военно-морских учений Индии и Вьетнама. При этом их география всё больше смещалась в сторону ЮКМ. Корабли индийских ВМС получили право захода для ремонта и снабжения в порт Камрань в СРВ. Не были оставлены без внимания и сухопутные войска: в 2015 г. было подписано соглашение об участии Индии в модернизации танков Т-54 и Т-55, находящихся на вооружении у Вьетнама [Thayer 2018: 437].
В декабре 2020 г. премьер-министры Индии и Вьетнама Н. Моди и Нгуен Суан Фук на виртуальном саммите приняли Совместное заявление, в котором важное внимание уделялось вопросам ЮКМ и оборонного сотрудничества [India-Vietnam Joint Vision… 2020]. Эксперты отмечали, что между Индией и Вьетнамом возможно подписание соглашения о взаимной логистической поддержке, что позволит кораблям индийского флота заправляться топливом во Вьетнаме [Solanki 2021: 232]. Такое соглашение было подписано в июне 2022 г. Имеются планы приобретения Вьетнамом зенитно-ракетных систем малой дальности «Акаш», легких вертолетов «Дхрув» и противолодочных торпед «Варунастра». В то же время переговоры о продаже ракет «БраМос» пока закончились безрезультатно. Россия не высказала возражений по вопросу поставки этих систем для Вьетнама [Panda 2017: 60], но Индия, по некоторым оценкам, опасается возможного применения к ней в результате этой сделки антироссийских санкций со стороны США [Rao 2021]. Тем не менее в январе 2022 г. Индия договорилась с Филиппинами о продаже ракет «БраМос» [Rajagopalan 2022]. Как считается, это может способствовать появлению этих ракет и во Вьетнаме. В то же время Индия и СРВ могут занять более осторожную позицию ввиду обострения отношений между Москвой и Западом после 24 февраля 2022 г.
Оборонное сотрудничество Индии и Вьетнама стремительно развивается, охватывает все новые направления и носит комплексный характер. При этом подъём оборонного взаимодействия совпадает как с развитием партнёрства Ханоя и Нью-Дели в целом, так и с растущим вниманием Индии к проблемам ЮКМ.
Взаимодействие с Индией позволяет Вьетнаму укрепить свои позиции в ЮКМ и в то же время не втягиваться в американо-китайское противостояние и продолжать придерживаться принципов «стратегической автономии» [Chaturvedy 2018: 124]. Индия благодаря военному сотрудничеству с Вьетнамом может усилить свое стратегическое присутствие в Юго-Восточной Азии, расширить радиус действия своих ВМС и создать условия для экспансии на региональном рынке вооружений.
Совместные нефтегазовые проекты на шельфе Южно-Китайского моря
Интерес Нью-Дели к ЮКМ обусловлен также участием Индии в разведке и разработке месторождений углеводородов на континентальном шельфе. В 1988 г. вьетнамская государственная компания PetroVietnam подписала соглашение о разделе продукции с ONGC Videsh Limited (OVL) — зарубежным подразделением индийской госкорпорации Oil and Natural Gas Corporation на блоках в бассейне Намконшон. В начале 1990-х годов на блоке 06.1 были открыты газоносные поля Лан До и Лан Тай [Vo Xuan Vinh 2017: 65].
В 2006 г. OVL подписала с PetroVietnam соглашение о разведке блоков 127 и 128 в том же бассейне. Индийская компания получила 100% участие в этом проекте. Китай назвал работу OVL на данных участках незаконной, так как она велась в акватории, которую Пекин считал своей [Китай: деятельность… 2007]. Разведка показала, впрочем, что скважины были либо сухими, либо непригодными для разработки. В марте 2011 г. OVL отказалась заниматься блоком 127, однако продолжила работу на блоке 128. В ноябре 2011 г. Китай вновь заявил протест в отношении присутствия индийцев на блоке 128, но Индия опять на это никак не отреагировала [Pant 2018: 6]. Весомую роль в продолжении работы сыграла позиция МИД Индии, который считал, что деятельность индийской компании на этом участке важна по политическим причинам [ONGC… 2014]. По мнению индийского эксперта К. Раму, OVL всё равно достигла определённых результатов, поскольку закрепила стратегические позиции Индии в ЮКМ [Ramu 2017: 66]. Вьетнамская сторона, в свою очередь, неоднократно продлевала контракт с OVL по блоку 128 [OVL… 2021].
В ноябре 2013 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между OVL и PetroVietnam, в соответствие с которым вьетнамская компания была готова предоставить своим индийским партнёрам пять новых участков [ONGC… 2013]. В октябре 2014 г. было заключено предварительное соглашение, по которому к OVL должны были отойти доли на блоках 102/10 и 106/10, находящихся вне акватории, оспариваемой Китаем. PetroVietnam, в свою очередь, должен был получить долю в 50% на блоке 128 [ONGC… 2014].
Помимо OVL на шельфе ЮКМ работают и другие индийские компании. В 2008 г. частная корпорации Essar Oil выиграла тендер на разведку месторождений на блоке 114 в бассейне Сонгхонг В июле 2019 г. на этом участке были открыты месторождения газа [Essar Exploration… 2019].
В марте 2018 г. во время визита президента СРВ Чан Дай Куанга в Индию было принято совместное заявление, в котором говорилось о расширении энергетического сотрудничества, включая совместные разработки на континентальном шельфе [India-Vietnam Joint Statement… 2018].
Энергетическое взаимодействие Индии и Вьетнама в ЮКМ продолжает развиваться несмотря на то, что некоторые проекты не перешли в практическую фазу или не принесли реальных результатов. При этом энергетические проекты Индии в ЮКМ всё больше принимают не только экономическое, но и политическое значение. По словам вьетнамских экспертов, «Индия сохраняет твердую позицию, продолжая свою деятельность по разведке и разработке нефтегазовых месторождений в Южно-Китайском море, несмотря на угрозы, споры и агрессивные действия» [Huynh Thanh Loan, Nguyen Dac Tung 2021: 193]. Командующий ВМС Индии даже заявлял о готовности направить военные корабли в ЮКМ для защиты индийских энергетических интересов и охраны специалистов [Понька, Куклин, Дубровский 2020: 363]. Китай, в свою очередь, в августе 2019 г. выслал два корабля береговой охраны к блоку 06.1, оказывая давление на сотрудников OVL и требуя, по утверждению вьетнамской стороны, прекратить работы [Pandey 2019].
В реализации энергетических проектов в ЮКМ интересы Ханоя и Нью-Дели сближаются всё теснее. Готовность Индии продолжать работы на спорных участках шельфа является её вкладом в интернационализацию проблемы ЮКМ, всячески поддерживаемую Ханоем. Индия, в свою очередь, явно рассматривает свои нефтегазовые разработки как неотъемлемый элемент комплексного освоения ЮКМ. Совместные индийско-вьетнамские энергетические проекты являются следствием растущего сотрудничества Ханоя и Нью-Дели в ЮКМ и в то же время способствуют укреплению их взаимодействия.
Заключение
Индия и Вьетнам являются одними из важнейших акторов в АТР. Оба государства заинтересованы в создании благоприятной для себя региональной среды, формировании выгодного им баланса сил и повышении своего влияния на международной арене. На современном этапе их стратегическое партнёрство обусловлено обострением соперничества США и Китая, которое заставляет искать новые пути выстраивания своих внешнеполитических связей.
Уникальность индийско-вьетнамских отношений заключается в сочетании как экономического, так и оборонного сотрудничества. Хотя объёмы поставок вооружений для Ханоя пока не столь значительны, они дополняются другими аспектами оборонного взаимодействия. При этом военное сотрудничество двух государств имеет во многом «морской» характер и не только способствует укреплению обороноспособности Вьетнама в ЮКМ, но и создаёт предпосылки для расширения военно-морского присутствия Индии в Восточной Азии.
Другим фактором, способствующим росту интереса Нью-Дели к ЮКМ, являются индийско-вьетнамские энергетические проекты на континентальном шельфе, имеющие не только экономическое, но и стратегическое значение.
Усиление вовлечённости Индии в ЮКМ и развитие сотрудничества с Вьетнамом не только отвечает общим интересам двух стран (включая вопрос сдерживания КНР), но и создаёт предпосылки для расширения влияния Индии во всём регионе. По мере интенсификации американо-китайского противостояния Нью-Дели и Ханой будут открывать всё новые грани двухстороннего взаимодействия, чтобы обеспечить себе возможность выбрать более независимый и гибкий внешнеполитический курс.
1 Одна из них напечатана в №4 нашего журнала за 2022 г. [Уянаев 2022]. Размещая новую публикацию на ту же тему, редакция журнала исходит из двух посылок: различия сфер взаимодействия Индии и Вьетнама, рассмотренных авторами, и общей значимости тематики в новых мировых условиях.
Об авторах
Николай Викторович Федоров
Санкт-Петербургский государственный университет; НИУ «Высшая школа экономики»
Email: nfedorov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8990-4174
к. и. н., доцент, факультет международных отношений, кафедра американских исследований, кафедра ближневосточных и африканских исследований
Россия, Санкт-Петербург; Санкт-ПетербургАртем Алексеевич Гарин
Институт востоковедения РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.garin@ivran.ru
ORCID iD: 0000-0003-4677-7221
к. и. н., научный сотрудник, Центр Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании
Россия, МоскваСписок литературы
- Китай: деятельность ONGC Videsh на вьетнамских блоках незаконна // RosInvest.Com. 04.12.2007. URL: https://rosinvest.com/novosti/356072
- Понька Т. И., Куклин Н. С., Дубровский И. Р. Формат «Китай–Вьетнам–Индия» в Южно-Китайском море в контексте региональной безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2020. Т. 12. № 4. С. 354–371. https://doi.org/10.22363/2312-8127-2020-12-4-354-371
- Уянаев С. В. Индия – Вьетнам: 50 лет по пути взаимодействия // Вьетнамские исследования. 2022. Т. 6. № 4. С. 13–22. https://doi.org/10.54631/VS.2022.64-117515
- Федоров Н. В. Расширение индийско-вьетнамского взаимодействия и интересы России во Вьетнаме // Итоги и перспективы развития исторической науки на Дальнем Востоке России: десятые Крушановские чтения, 2021. Владивосток: Дальнаука, 2021. С. 459–464.
- Chaturvedy R.R. The Reinvigoration of India-Vietnam Partnership under Prime Minister Modi // Vietnam Foreign Policy Under Doi Moi / ed. by H.H. Le and A. Tsvetov. Singapore: ISEAS – Yusof Ishak Institute, 2018. P. 117–140.
- Dar A.I. India-Vietnam Axis and China: The Allure of Hedging // India Quarterly. 2021. Vol. 77. No. 2. P. 252–268. https://doi.org/10.1177/09749284211005011
- Essar Exploration & Production, ENI Vietnam discover gas in Vietnam block // Business Standard. 26.07.2019. URL: https://www.business-standard.com/article/companies/essar-exploration-production-eni-vietnam-discover-gas-in-vietnam-block-119072601007_1.html
- Holbraad C. Middle Power in International Politics. London: The Macmillan Press Ltd, 1984. 368 p.
- Huynh Thanh Loan, Nguyen Dac Tung. Vietnam’s Responses to India’s Indo-Pacific Oceans Initiatives and Opportunities for Vietnam-India Maritime Cooperation in the South China Sea // India Quarterly. 2021. Vol. 77. No. 2. P. 185–199. https://doi.org/10.1177/09749284211005035
- India-Vietnam Joint Statement during State visit of President of Vietnam to India. Ministry of External Affairs. Government of India. 03.08.2018. URL: https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/29535/IndiaVietnam+Joint+Statement+during+State+visit+of+President+of+Vietnam+to+India+March+03+2018
- India-Vietnam Joint Vision for Peace, Prosperity and People. Ministry of External Affairs. Government of India. 21.12.2020. URL: https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/33324/India++Vietnam+Joint+Vision+for+Peace+Prosperity+and+People
- Jha P.K., Vo Xuan Vinh. India, Vietnam and the Indo-Pacific: Expanding Horizons. Routledge India, 2020. 162 p. https://doi.org/10.4324/9780429281877
- Mukherjee T. India-Vietnam Defence Cooperation and the China Factor: From 1991 to 2016 // Area Studies: A Journal of International Studies and Analyses. 2016. Vol. 10. No. 1. P. 39–55.
- ONGC Videsh inks pact to acquire stake in two Vietnamese oil block // BusinessToday. 29.10.2014. URL: https://www.businesstoday.in/industry/energy/story/ongc-videsh-pact-to-acquire-stake-in-vietnamese-oil-blocks-140553-2014-10-29
- ONGC Videsh signs Memorandum of Understanding with PetroVietnam // The Economic Times. 21.11.2013. URL: https://economictimes.indiatimes.com/ongc-videsh-signs-memorandum-of-understanding-with-petrovietnam/articleshow/26165282.cms
- OVL seeks another 2-year extension for exploring Vietnamese oil block in South China Sea // The Economic Times. 22.09.2021. URL: https://economictimes.indiatimes.com/industry/energy/oil-gas/ovl-seeks-another-2-yr-extension-for-exploring-vietnamese-oil-block-in-south-china-sea/articleshow/86424012.cms?from=mdr
- Panda R. India-Vietnam Relations: Prospects and Challenges // Liberal Studies. 2017. Vol. 2. Iss.1. P. 57–74.
- Pandey V. China trying to stall ONGC oil projects in SCS: Vietnam // The Asian Age. 22.08.2019. URL: https://www.asianage.com/india/all-india/220819/china-trying-to-stall-ongc-oil-project-in-scs-vietnam.html
- Pant H.V. India and Vietnam: A Strategic Partnership in the Making. Policy Brief. 2018, April. 16 p.
- Rajagopalan R.P. The Strategic Logic Behind India’s Sale of BrahMos Missiles to the Philippines // The Diplomat. 21.01.2022. URL: https://thediplomat.com/2022/01/the-strategic-logic-behind-indias-sale-of-brahmos-missiles-to-the-philippines/
- Ramu C.M. The Geopolitics of Hydrocarbon Exploration in the South China Sea // South China Sea – Emerging Scenario. Conference Proceedings. Vol. II. UGC Centre for Southeast Asian and Pacific Studies. Tirupati: Sri Venkateswara University, 2017. P. 57–70.
- Rao A. India and Vietnam should improve defense ties // Asia Times. 19.05.2021. URL: https://asiatimes.com/2021/05/india-and-vietnam-should-improve-defense-ties/
- Robertson J. Middle-Power Definitions: Confusion Reigns Supreme // Australian Journal of International Affairs. 2017. Vol. 71. Iss. 4. P. 1–17.
- Solanki V. India-Vietnam Defense and Security Cooperation // India Quarterly. 2021. Vol. 77. No. 2. P. 219–237. https://doi.org/10.1177/09749284211004982
- Thayer C.A. Force Modernization: Vietnam // Southeast Asian Affairs 2018 / ed. by M. Cook, D. Singh. Singapore: ISEAS – Yusof Ishak Institute, 2018. P. 429–444.
- Thayer C.A. How India-Vietnam Strategic Ties Are Mutually Beneficial // The Diplomat. 03.12.2013. URL: https://thediplomat.com/2013/12/how-india-vietnam-strategic-ties-are-mutually-beneficial/
- UN Comtrade Database. United Nations. [10.05.2022]. URL: https://comtrade.un.org/data/
- Vo Xuan Vinh. India-Vietnam Maritime Cooperation // Maritime Affairs: Journal of the National Maritime Foundation of India. 2017. Vol. 13. No. 1. P. 63–72. https://doi.org/10.1080/09733159.2017.1315888
- Vu Truong Minh, Nguyen The Phuong. Naval Development in Vietnam // Naval Modernization in Southeast Asia. Problems and Prospects for Small and Medium Navies / ed. by G. Till and R.A. Supriyanto. Palgrave Macmillan, 2018. P. 93–106.
- Waltz K. Theory of International Politics. Boston: Addison-Wesley, 1979. 251 p.
Дополнительные файлы
