Аннотация
Из многочисленных вариантов мифа о происхождении предков бурят в работе анализируются эпизоды, касающиеся мотива наказания бездетной шаманки (двух шаманок), и обряды, связанные с получением ребенка. В композиции фольклорного дискурса выявляется семантическая и семиотическая специфичность вариативных текстов. В статье востребованы методы сравнительного, семантико-герменевтического и семиотического анализа для выявления особенностей структуры текста, определения трансформации текста и контекста в разное время и в разных этнических традициях. В итоге исследования выявлено, что в структуре текста неизменными остаются изначальная сюжетная канва и персонажи: шаманка как мать, бык как отец и дети – первопредки бурятских племен. Мотив наказания и описание обряда для получения ребенка присутствуют во всех вариантах мифа, кроме краткой селенгинской версии. В инварианте мотива наказания выявлены варианты мотива изгнания, умерщвления, удушения. Установлено, что в разных вариантах мифа перекодировка, трансформация и уточнение касаются образов, мотивов и мнемонических символов. В композиции анализируемых эпизодов выявлена перекодировка мнемонических символов, которые расшифровываются в контексте традиционных легенд и преданий, относящихся к ритуальным событиям. С семиотической точки зрения установлено, что искры от пламени / угольки от огня, кость и стрела в данном случае являются вместилищем душ будущих детей.