Женское предпринимательство в экономических и социологических исследованиях
- Авторы: Тарануха Ю.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: № 5 (2024)
- Страницы: 86-97
- Раздел: Социально-экономические исследования
- URL: https://vietnamjournal.ru/0869-0499/article/view/686138
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869049924050071
- EDN: https://elibrary.ru/JUQJWJ
- ID: 686138
Цитировать
Аннотация
Развитие женского предпринимательства – потенциальный источник экономического роста. На основе анализа исследований раскрывается процесс осмысления экономистами и социологами женского предпринимательства. Цель работы – выявить специфику развития женского предпринимательства. Внимание фокусируется на двух основных вопросах: эволюция подходов к трактовке термина; выделение факторов, обусловливающих активность женщин в бизнесе. Установлено, что за внешней схожестью с мужским предпринимательством, активизация женского предпринимательства – свидетельство стремления к установлению гендерного равенства. Практическая значимость исследования состоит в выделении тех болевых точек, которые препятствуют развитию женского бизнеса.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Юрий Васильевич Тарануха
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: yu.taranukha@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7578-874X
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры политической экономии Экономического факультета
Россия, 199991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46Список литературы
- Алгада Х. (2021) Женское предпринимательство как предмет научных исследований // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Т. 2. № 1. С. 5–12. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_2_1_5 / Algada H. (2021) Women’s entrepreneurship as a subject of scientific research. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva. Vol. 2, no. 1, pp. 5–12. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_2_1_5 (In Russ.)
- Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. (1996) Женщины в бизнесе // Социологические исследования. № 3. C. 75–81. / Babaeva L.V., Chirikova A.E. (1996) Women in business. Sotsiologicheskie issledovaniya. no. 3, pp. 75–81. (In Russ.)
- Барсукова С.Ю. (1999) Специфика женского предпринимательства: гендерная специфика российского бизнеса // Экономическое обозрение. № 1. С. 142–150. / Barsukova S.Yu. (1999) Specifics of Women’s Entrepreneurship: Gender Specifics of Russian Business. Ekonomicheskoe obozrenie. no. 1, pp. 142–150. (In Russ.)
- Верховская О.Р. (2022) Мониторинг предпринимательской активности. Россия 2022/2023. СПб.: ВШБ СПбГУ. 51 c. / Verhovskaya O.R. (2022) Monitoring predprinimatel'skoi aktivnosti. Rossiya 2022/2023 [Monitoring of entrepreneurial activity. Russia 2022/2023]. Saint Petersburg: VShB SPbGU. 51 p.
- Малютина Г. (1997) Женское предпринимательство: проблемы и перспективы // Бизнес и политика. № 9. C. 107–112. / Malyutina G. (1997) Women’s Entrepreneurship: Problems and Prospects. Biznes i politika. no. 9. pp. 107–112. (In Russ.)
- Пиньковецкая Ю.С. (2018) Женская предпринимательская активность и ее отраслевая структура // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». № 4 (64). С. 126–137. https://doi.org/10.25513/1812-3988.2018.4.126-137 / Pin’koveckaya Yu.S. (2018) Women’s entrepreneurial activity and its sectoral structure. Herald of Omsk University. Series «Economics». no. 4 (64), pp. 126–137. https://doi.org/10.25513/1812-3988.2018.4.126-137 (In Russ.)
- Пиньковецкая Ю.С. (2019) Развитие женского предпринимательства в России: управленческий анализ // Вопросы управления. № 2 (38). С. 122–131. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2019-2-122-131 / Pin’koveckaya Yu.S. (2019) Development of Women’s Entrepreneurship in Russia: Management Analysis. Voprosy upravleniya. no. 2 (38),. pp. 122–131. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2019-2-122-131 (In Russ.)
- Римашевская Н.М., Сергеева Т.П. (1995) Женщины на российском рынке труда // Социологические исследования. № 7. С. 57–61. / Rimashevskaya N.M., Sergeeva T.P. (1995) Women on the Russian labor market. Sotsiologicheskie issledovaniya. no. 7, pp. 57–61. (In Russ.)
- Тарануха Ю.В. (2022) Что мешает переходу к креативному предпринимательству? // Общественные науки и современность. № 3. С. 67–87. https://doi.org/10.31857/S0869049922030054 / Taranuha Yu.V. (2022) What prevents the transition to creative entrepreneurship? Obshchestvennye nauki i sovremennost’. no. 3, pp. 67–87. https://doi.org/10.31857/S0869049922030054 (In Russ.)
- Тончу Е. (1998) Женское предпринимательство в России. Как организовать свое дело. СПб.: Общество «Знание России». 284 c. / Tonchu E. (1998) Zhenskoe predprinimatel’stvo v Rossii. Kak organizovat’ svoe delo [Women’s entrepreneurship in Russia. How to organize your own business]. Saint Petersburg: Obshchestvo «Znanie Rossii». 284 p.
- Уткина Н.Ю. (2017) Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России // Женщина в российском обществе. № 1 (82). С. 17–28. https://doi.org/10.21064/WinRS.2017.1.2 / Utkina N.Yu. (2017) Objective and subjective factors in the development of women’s entrepreneurship in Russia. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. no. 1 (82), pp. 17–28. https://doi.org/10.21064/WinRS.2017.1.2 (In Russ.)
- Чирикова А. (1998) Женщина во главе фирмы. М.: Институт социологии РАН. 358 с. / Chirikova A. (1998) Zhenshchina vo glave firmy. [A Woman at the Head of the Firm]. Moscow: Institut sociologii RAN. 358 с. (In Russ.)
- Чирикова А.Е. (2000) Женщина во главе фирмы (проблемы становления женского предпринимательства в России) // Вопросы экономики. № 3. С. 94–102. / Chirikova A.E. (2000) Woman at the Head of the Firm (problems of Women’s Entrepreneurship in Russia) // Voprosy ekonomiki. no. 3, pp. 94–102. (In Russ.)
- Шмелева А.Н., Алгада Х. (2020) Женское предпринимательство в России и за рубежом: обзор проблем развития // Компетентность. № 8. C. 20–27. https://doi.org/10.24411/1993-8780-2020-10802 / Shmeleva A.N., Algada H. (2020) Women’s Entrepreneurship in Russia and Abroad: Overview of Development Challenges. Competency. no. 8, pp. 20–27. https://doi.org/10.24411/1993-8780-2020-10802 (In Russ.)
- Bahmani-Oskooee M., Kutan M.A., and Xi D. (2013) The Impact of Economic and Monetary Uncertainty on the Demand for Money in Emerging Economies // Appl. Econ. no. 45. Pp. 3278–3287. https://doi.org/10.1080/00036846.2012.705430
- Bergmann H., Mueller S., Schrettle T. (2014) The Use of Global Entrepreneurship Monitor Data in Academic Research: A Critical Inventory and Future Potentials // International Journal of Entrepreneurial Venturing. no. 6(3). Pp. 242–276. https://doi.org/10.1504/IJEV.2014.064691
- Bosma N., Van Praag M., Thurik R., De Wit G. (2004) The Value of Human and Social Capital Investments for the Business Performance of Startups // Small Business Economics. no. 23(3). Pр. 227–236. https://doi.org/10.1023/B:SBEJ.0000032032.21192.72
- Buttner E. H., Rosen B. (1988) Bank Loan Officers’ Perceptions of the Characteristics of Men, Women, and Successful Entrepreneurs // Journal of Business Venturing, Amsterdam. Vol. 3. Issue 3. Pp. 249–258. https://doi.org/10.1016/0883-9026(88)90018-3
- Cardella G.M., Hernández-Sánchez B.R., Sánchez-García J.C. (2020) Women Entrepreneurship: A Systematic Review to Outline the Boundaries of Scientific Literature // Front. Psychol. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01557
- Carter S. (1989) The dynamics and performance of female-owned entrepreneurial firms // Journal of Organizational Change Management. Bradford. Vol. 2. Issue. 3. Pp. 54–64. https://doi.org/10.1108/09534818910006060
- Decarlo J.F., Lyons P.R. (1979) A comparison of selected personal characteristics of minority and non-minority female entrepreneurs // Journal of Small Business Management. Vol. 17. Issue. 4. Pp. 222–229. https://doi.org/10.5465/AMBPP.1979.4977629
- Enterprising Women in Transition Economies (2006) / Edited by F. Welter, D. Smallbone and N. Isakova // Ashgate Publishing Company, England. Pp. 67–68.
- Fagenson E.A. (1993) Personal Value Systems of Men and Women Entrepreneurs Versus Managers // Journal of Business Venturing. Vol. 8. Issue 5. Pp. 409–430. https://doi.org/10.1016/0883-9026(93)90022-W
- Foss L., Henry C., Ahl H., Mikalsen G.H. (2019) Women’s Entrepreneurship Policy Research: A 30-year Review of the Evidence // Small Business Economics. Springer. Vol. 53. Issue 2. Pp. 409–429. https://doi.org/10.1007/s11187-018-9993-8
- Gomes Almiralva Ferraz, Santana Weslei Gusmão Piau, Araújo Uajará Pessoa, Martins Caroline Miriã Fontes (2014) Female Entrepreneurship as Subject of Research // Revue business management. Vol. 16. Issue 51. Pp. 319–342. https://doi.org/10.7819/rbgn.v16i51.1508
- Hechavarría D.M., Terjesen S.A., Ingram A.E., Renko M., Justo R., Elam A. (2017) Taking Care of Business: The Impact of Culture and Gender on Entrepreneurs’ Blended Value Creation Goals // Small Business Economics. Vol. 48. Issue 1. Pp. 225–257. https://doi.org/10.1007/s11187-016-9747-4
- Henry, C., Foss, L., & Ahl, H. (2016) Gender and Entrepreneurship: A Review of Methodological Approaches // International Small Business Journal. no. 34(3). Pp. 217–241. https://doi.org/10.1177/0266242614549779
- Hisrich R. D., Brush C. (1984) The Woman Entrepreneur: Management Skills and Business Problems // Journal of Small Business Management. Vol. 22. Issue. 3. Pp. 30–37.
- Hisrich, R., Brush, C., Good, D., & DeSouza, G. (1997). Performance in Entrepreneurial Ventures: Does Gender Matter? Frontiers of Entrepreneurship, Babson College. 384 р.
- Isakova N.B., Krasovska O., Kavunenko L., Lugovy A. (2006) Entrepreneurship in the Ukraine: A Male Female Comparison // Enterprising Women in Transition Economies. Ed.: F.Welter, D.Smallbone and N.Isakova. England: Ashgate Publishing Company. Pp. 17–43
- Jakhar R., Krishna C. (2020) Women Entrepreneurship: Opportunities and Challenges (A Literature Review) // International Journal of Management and Information Technology. no. 5(2). Pp. 38–42.
- Jennings, J.E., Brush, C.G. (2013) Research on Women Entrepreneurs: Challenges to (and from) the Broader Entrepreneurship Literature? // The Academy of Management Annals. no. 7. Pp. 661–713.
- Kepler E., Shane S. (2007) Are Male and Female Entrepreneurs Really That Different? Washington, DC: Office of Advocacy, US Small Business Administration. 59 p.
- Klapper L.F., Parker, S.C. (2011) Gender and the Business Environment for New Firm Creation // The World Bank Research Observer. no. 26(2). Pp. 237–257. https://doi.org/10.1093/wbro/lkp032
- Langowitz N., Minniti M. (2007) The Entrepreneurial Propensity of Women // Entrepreneurship. no. 31. Pp. 341–364. https://doi.org/10.1111/j.1540-6520.2007.00177.x
- Noguera, M., Álvarez, C., and Urbano, D. (2013) Socio-Cultural Factors and Female Entrepreneurship // International Entrepreneurship Management no. 9. Pp. 183–198. https://doi.org/10.1007/s11365-013-0251-x
- Panda S., Dash S. (2014) Constraints Faced by Entrepreneurs in Developing Countries: A Review and Assessment // World Review of Entrepreneurship, Management and Sustainable Development. Vol. 10. Issue 4. Pp. 405–421. https://doi.org/10.1504/WREMSD.2014.064951
- Pérez-Pérez C., Avilés-Hernández M. (1916) Explanatory Factors of Female Entrepreneurship and Limiting Elements// Negocios. Vol. 7. Issue. 15. Pp. 1–72. https://doi.org/10.1016/j.sumneg.2015.12.004
- Peterson, R., Weiermair K. (1988) Women Entrepreneurs, Economics Development and Change // Journal of Development Planning, Entrepreneurship and Economic Development (United Nations Publication, New York). Pp. 95–111.
- Raina S. (2016) Research: the gender gap in startup success disappears when women fund women. Harvard Business Review.
- Schwartz E.B. (1976) Entrepreneurship: a New Female Frontier // Journal of Contemporary Business. Vol. 5. Issue. 1. Pp. 47–76. https://doi.org/10.2139/ssrn.2684511
- Verheul, I., Stel, A.V., Thurik, R. (2006) Explaining Female and Male Entrepreneurship at the Country Level // Entrepreneurship and Regional Development. no. 18(2). Pp. 151–183. https://doi.org/10.1080/08985620500532053
- Women’s Entrepreneurship Report: From Crisis to Opportunity. GEM 2021/22. 183 p.
Дополнительные файлы
