Женское предпринимательство в экономических и социологических исследованиях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Развитие женского предпринимательства – потенциальный источник экономического роста. На основе анализа исследований раскрывается процесс осмысления экономистами и социологами женского предпринимательства. Цель работы – выявить специфику развития женского предпринимательства. Внимание фокусируется на двух основных вопросах: эволюция подходов к трактовке термина; выделение факторов, обусловливающих активность женщин в бизнесе. Установлено, что за внешней схожестью с мужским предпринимательством, активизация женского предпринимательства – свидетельство стремления к установлению гендерного равенства. Практическая значимость исследования состоит в выделении тех болевых точек, которые препятствуют развитию женского бизнеса.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Юрий Васильевич Тарануха

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: yu.taranukha@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7578-874X

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры политической экономии Экономического факультета

Россия, 199991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46

Список литературы

  1. Алгада Х. (2021) Женское предпринимательство как предмет научных исследований // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Т. 2. № 1. С. 5–12. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_2_1_5 / Algada H. (2021) Women’s entrepreneurship as a subject of scientific research. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva. Vol. 2, no. 1, pp. 5–12. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_2_1_5 (In Russ.)
  2. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. (1996) Женщины в бизнесе // Социологические исследования. № 3. C. 75–81. / Babaeva L.V., Chirikova A.E. (1996) Women in business. Sotsiologicheskie issledovaniya. no. 3, pp. 75–81. (In Russ.)
  3. Барсукова С.Ю. (1999) Специфика женского предпринимательства: гендерная специфика российского бизнеса // Экономическое обозрение. № 1. С. 142–150. / Barsukova S.Yu. (1999) Specifics of Women’s Entrepreneurship: Gender Specifics of Russian Business. Ekonomicheskoe obozrenie. no. 1, pp. 142–150. (In Russ.)
  4. Верховская О.Р. (2022) Мониторинг предпринимательской активности. Россия 2022/2023. СПб.: ВШБ СПбГУ. 51 c. / Verhovskaya O.R. (2022) Monitoring predprinimatel'skoi aktivnosti. Rossiya 2022/2023 [Monitoring of entrepreneurial activity. Russia 2022/2023]. Saint Petersburg: VShB SPbGU. 51 p.
  5. Малютина Г. (1997) Женское предпринимательство: проблемы и перспективы // Бизнес и политика. № 9. C. 107–112. / Malyutina G. (1997) Women’s Entrepreneurship: Problems and Prospects. Biznes i politika. no. 9. pp. 107–112. (In Russ.)
  6. Пиньковецкая Ю.С. (2018) Женская предпринимательская активность и ее отраслевая структура // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». № 4 (64). С. 126–137. https://doi.org/10.25513/1812-3988.2018.4.126-137 / Pin’koveckaya Yu.S. (2018) Women’s entrepreneurial activity and its sectoral structure. Herald of Omsk University. Series «Economics». no. 4 (64), pp. 126–137. https://doi.org/10.25513/1812-3988.2018.4.126-137 (In Russ.)
  7. Пиньковецкая Ю.С. (2019) Развитие женского предпринимательства в России: управленческий анализ // Вопросы управления. № 2 (38). С. 122–131. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2019-2-122-131 / Pin’koveckaya Yu.S. (2019) Development of Women’s Entrepreneurship in Russia: Management Analysis. Voprosy upravleniya. no. 2 (38),. pp. 122–131. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2019-2-122-131 (In Russ.)
  8. Римашевская Н.М., Сергеева Т.П. (1995) Женщины на российском рынке труда // Социологические исследования. № 7. С. 57–61. / Rimashevskaya N.M., Sergeeva T.P. (1995) Women on the Russian labor market. Sotsiologicheskie issledovaniya. no. 7, pp. 57–61. (In Russ.)
  9. Тарануха Ю.В. (2022) Что мешает переходу к креативному предпринимательству? // Общественные науки и современность. № 3. С. 67–87. https://doi.org/10.31857/S0869049922030054 / Taranuha Yu.V. (2022) What prevents the transition to creative entrepreneurship? Obshchestvennye nauki i sovremennost’. no. 3, pp. 67–87. https://doi.org/10.31857/S0869049922030054 (In Russ.)
  10. Тончу Е. (1998) Женское предпринимательство в России. Как организовать свое дело. СПб.: Общество «Знание России». 284 c. / Tonchu E. (1998) Zhenskoe predprinimatel’stvo v Rossii. Kak organizovat’ svoe delo [Women’s entrepreneurship in Russia. How to organize your own business]. Saint Petersburg: Obshchestvo «Znanie Rossii». 284 p.
  11. Уткина Н.Ю. (2017) Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России // Женщина в российском обществе. № 1 (82). С. 17–28. https://doi.org/10.21064/WinRS.2017.1.2 / Utkina N.Yu. (2017) Objective and subjective factors in the development of women’s entrepreneurship in Russia. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. no. 1 (82), pp. 17–28. https://doi.org/10.21064/WinRS.2017.1.2 (In Russ.)
  12. Чирикова А. (1998) Женщина во главе фирмы. М.: Институт социологии РАН. 358 с. / Chirikova A. (1998) Zhenshchina vo glave firmy. [A Woman at the Head of the Firm]. Moscow: Institut sociologii RAN. 358 с. (In Russ.)
  13. Чирикова А.Е. (2000) Женщина во главе фирмы (проблемы становления женского предпринимательства в России) // Вопросы экономики. № 3. С. 94–102. / Chirikova A.E. (2000) Woman at the Head of the Firm (problems of Women’s Entrepreneurship in Russia) // Voprosy ekonomiki. no. 3, pp. 94–102. (In Russ.)
  14. Шмелева А.Н., Алгада Х. (2020) Женское предпринимательство в России и за рубежом: обзор проблем развития // Компетентность. № 8. C. 20–27. https://doi.org/10.24411/1993-8780-2020-10802 / Shmeleva A.N., Algada H. (2020) Women’s Entrepreneurship in Russia and Abroad: Overview of Development Challenges. Competency. no. 8, pp. 20–27. https://doi.org/10.24411/1993-8780-2020-10802 (In Russ.)
  15. Bahmani-Oskooee M., Kutan M.A., and Xi D. (2013) The Impact of Economic and Monetary Uncertainty on the Demand for Money in Emerging Economies // Appl. Econ. no. 45. Pp. 3278–3287. https://doi.org/10.1080/00036846.2012.705430
  16. Bergmann H., Mueller S., Schrettle T. (2014) The Use of Global Entrepreneurship Monitor Data in Academic Research: A Critical Inventory and Future Potentials // International Journal of Entrepreneurial Venturing. no. 6(3). Pp. 242–276. https://doi.org/10.1504/IJEV.2014.064691
  17. Bosma N., Van Praag M., Thurik R., De Wit G. (2004) The Value of Human and Social Capital Investments for the Business Performance of Startups // Small Business Economics. no. 23(3). Pр. 227–236. https://doi.org/10.1023/B:SBEJ.0000032032.21192.72
  18. Buttner E. H., Rosen B. (1988) Bank Loan Officers’ Perceptions of the Characteristics of Men, Women, and Successful Entrepreneurs // Journal of Business Venturing, Amsterdam. Vol. 3. Issue 3. Pp. 249–258. https://doi.org/10.1016/0883-9026(88)90018-3
  19. Cardella G.M., Hernández-Sánchez B.R., Sánchez-García J.C. (2020) Women Entrepreneurship: A Systematic Review to Outline the Boundaries of Scientific Literature // Front. Psychol. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01557
  20. Carter S. (1989) The dynamics and performance of female-owned entrepreneurial firms // Journal of Organizational Change Management. Bradford. Vol. 2. Issue. 3. Pp. 54–64. https://doi.org/10.1108/09534818910006060
  21. Decarlo J.F., Lyons P.R. (1979) A comparison of selected personal characteristics of minority and non-minority female entrepreneurs // Journal of Small Business Management. Vol. 17. Issue. 4. Pp. 222–229. https://doi.org/10.5465/AMBPP.1979.4977629
  22. Enterprising Women in Transition Economies (2006) / Edited by F. Welter, D. Smallbone and N. Isakova // Ashgate Publishing Company, England. Pp. 67–68.
  23. Fagenson E.A. (1993) Personal Value Systems of Men and Women Entrepreneurs Versus Managers // Journal of Business Venturing. Vol. 8. Issue 5. Pp. 409–430. https://doi.org/10.1016/0883-9026(93)90022-W
  24. Foss L., Henry C., Ahl H., Mikalsen G.H. (2019) Women’s Entrepreneurship Policy Research: A 30-year Review of the Evidence // Small Business Economics. Springer. Vol. 53. Issue 2. Pp. 409–429. https://doi.org/10.1007/s11187-018-9993-8
  25. Gomes Almiralva Ferraz, Santana Weslei Gusmão Piau, Araújo Uajará Pessoa, Martins Caroline Miriã Fontes (2014) Female Entrepreneurship as Subject of Research // Revue business management. Vol. 16. Issue 51. Pp. 319–342. https://doi.org/10.7819/rbgn.v16i51.1508
  26. Hechavarría D.M., Terjesen S.A., Ingram A.E., Renko M., Justo R., Elam A. (2017) Taking Care of Business: The Impact of Culture and Gender on Entrepreneurs’ Blended Value Creation Goals // Small Business Economics. Vol. 48. Issue 1. Pp. 225–257. https://doi.org/10.1007/s11187-016-9747-4
  27. Henry, C., Foss, L., & Ahl, H. (2016) Gender and Entrepreneurship: A Review of Methodological Approaches // International Small Business Journal. no. 34(3). Pp. 217–241. https://doi.org/10.1177/0266242614549779
  28. Hisrich R. D., Brush C. (1984) The Woman Entrepreneur: Management Skills and Business Problems // Journal of Small Business Management. Vol. 22. Issue. 3. Pp. 30–37.
  29. Hisrich, R., Brush, C., Good, D., & DeSouza, G. (1997). Performance in Entrepreneurial Ventures: Does Gender Matter? Frontiers of Entrepreneurship, Babson College. 384 р.
  30. Isakova N.B., Krasovska O., Kavunenko L., Lugovy A. (2006) Entrepreneurship in the Ukraine: A Male Female Comparison // Enterprising Women in Transition Economies. Ed.: F.Welter, D.Smallbone and N.Isakova. England: Ashgate Publishing Company. Pp. 17–43
  31. Jakhar R., Krishna C. (2020) Women Entrepreneurship: Opportunities and Challenges (A Literature Review) // International Journal of Management and Information Technology. no. 5(2). Pp. 38–42.
  32. Jennings, J.E., Brush, C.G. (2013) Research on Women Entrepreneurs: Challenges to (and from) the Broader Entrepreneurship Literature? // The Academy of Management Annals. no. 7. Pp. 661–713.
  33. Kepler E., Shane S. (2007) Are Male and Female Entrepreneurs Really That Different? Washington, DC: Office of Advocacy, US Small Business Administration. 59 p.
  34. Klapper L.F., Parker, S.C. (2011) Gender and the Business Environment for New Firm Creation // The World Bank Research Observer. no. 26(2). Pp. 237–257. https://doi.org/10.1093/wbro/lkp032
  35. Langowitz N., Minniti M. (2007) The Entrepreneurial Propensity of Women // Entrepreneurship. no. 31. Pp. 341–364. https://doi.org/10.1111/j.1540-6520.2007.00177.x
  36. Noguera, M., Álvarez, C., and Urbano, D. (2013) Socio-Cultural Factors and Female Entrepreneurship // International Entrepreneurship Management no. 9. Pp. 183–198. https://doi.org/10.1007/s11365-013-0251-x
  37. Panda S., Dash S. (2014) Constraints Faced by Entrepreneurs in Developing Countries: A Review and Assessment // World Review of Entrepreneurship, Management and Sustainable Development. Vol. 10. Issue 4. Pp. 405–421. https://doi.org/10.1504/WREMSD.2014.064951
  38. Pérez-Pérez C., Avilés-Hernández M. (1916) Explanatory Factors of Female Entrepreneurship and Limiting Elements// Negocios. Vol. 7. Issue. 15. Pp. 1–72. https://doi.org/10.1016/j.sumneg.2015.12.004
  39. Peterson, R., Weiermair K. (1988) Women Entrepreneurs, Economics Development and Change // Journal of Development Planning, Entrepreneurship and Economic Development (United Nations Publication, New York). Pp. 95–111.
  40. Raina S. (2016) Research: the gender gap in startup success disappears when women fund women. Harvard Business Review.
  41. Schwartz E.B. (1976) Entrepreneurship: a New Female Frontier // Journal of Contemporary Business. Vol. 5. Issue. 1. Pp. 47–76. https://doi.org/10.2139/ssrn.2684511
  42. Verheul, I., Stel, A.V., Thurik, R. (2006) Explaining Female and Male Entrepreneurship at the Country Level // Entrepreneurship and Regional Development. no. 18(2). Pp. 151–183. https://doi.org/10.1080/08985620500532053
  43. Women’s Entrepreneurship Report: From Crisis to Opportunity. GEM 2021/22. 183 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Динамика количества публикаций по женскому предпринимательству

Скачать (188KB)

© Российская академия наук, 2024