Потребление, досуг, социальные взаимодействия: особенности образа жизни россиян в нестабильные 2020-е годы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

На основе комплекса репрезентативных социологических опросов, проведенных Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в 2021-2023 гг., рассмотрены особенности образа жизни россиян на временном отрезке смены периода неблагополучия, вызванного пандемией коронавируса, новым этапом социально-экономической нестабильности. Выявлен достаточно высокий уровень распространенности онлайн-потребления товаров и услуг. Данные практики расширились в период пандемии и существенно дифференцируют социально-демографические группы россиян. Показаны особенности моделей потребительского поведения в условиях новой нестабильности, а также динамика рекреационно-досуговых практик, субъективная удовлетворенность которыми находится в зоне массовых позитивных оценок. Значимой проблемой в данном случае представляется наличие заметной группы россиян, вынужденных корректировать модели рекреационного поведения с частичным отказом от желаемых способов проведения досуга. Результаты анализа свидетельствуют о том, что большинство населения имеет потенциал социальных взаимодействий, который может конвертироваться в помощь и поддержку, однако в основном на межличностном, а не на институциональном уровне.

Об авторах

Дмитрий Михайлович Логинов

Институт социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: loginov-dm@ranepa.ru
Москва, Россия

Владимир Николаевич Титов

Институт социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: titov-vn@ranepa.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Абрамов Р.Н., Зудина А.А. (2010) Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 6 (100). С. 134-142.
  2. Бодрийяр Ж. (2006) Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика. 269 с.
  3. Бурдье П. (2005) Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. Т. 6. № 3. С. 25-49.
  4. Вебер М. (1990) Избранные произведения. М.: Прогресс. 808 с.
  5. Вебер М. (1994) Основные понятия стратификации // Социологические исследования. № 5. С. 146-156.
  6. Веблен Т. (1984) Теория "праздного класса". М.: Прогресс. 367 c.
  7. Викторова О.В. (2017) Типологизация социальных групп на основе стиля жизни // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. № 10(84): в 2-х ч. Ч. 1. C. 36-39.
  8. Возьмитель А.А. (ред.) (1992) Образ жизни в условиях перестройки. М.: Институт социологии РАН. 171 с.
  9. Гурова О.Ю., Харченко Ю.В. (2010) Спортинг: спорт, досуг и стили потребления в современной России // Экономическая социология. Т. 11. № 2. С. 73-90.
  10. Дюркгейм Э. (1996) О разделении общественного труда. М.: Канон. 432 с.
  11. Заславская Т.И. (ред.) (1980) Методология и методика системного изучения советской деревни. Новосибирск: Наука. 344 с.
  12. Зиммель Г. (1996) Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, С. 266-291.
  13. Инглхарт Р., Вельцель К. (2011) Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство. 464 с.
  14. Киселев Е.А. (2013) Анализ потребительского поведения в контексте стиля жизни современных российских предпринимателей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 2. С. 65-71.
  15. Корсунова В.И. (2017) Публичные досуговые практики в России: статусные различия и структурные особенности // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 5. С. 194-213.
  16. Красильникова М.Д., Пишняк А.И., Горина Е.А., Корчагина И.И. (2021) Перемены в уровне жизни российских семей в связи с пандемией СOVID-19 // "Черный лебедь" в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. С. 17-38.
  17. Левада Ю.А. (ред.) (1993) Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М.: Мировой океан. 299 с.
  18. Левыкин И.Т., Возьмитель А.А. (ред.) (1984) Советский образ жизни. Состояние, мнения и оценки советских людей. М.: ИСИ АН СССР. 163 с.
  19. Логинов Д.М. (2020) Социальное самочувствие российского населения в период острой фазы эпидемиологического кризиса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6. С. 470-487. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1708
  20. Маркс К., Энгельс Ф. (1957) Сочинения. М.: Политиздат. Т. 8. 689 с.
  21. Николаева О.В. (2011) Стиль жизни пенсионеров как социологическая проблема (на основе конкретно-социологических исследований в г. Казани) // Известия Саратовского университета. Т. 11. Серия Социология. Политология. Вып. 4. С. 30-36.
  22. Омельченко Е.Л. (ред.) (2020) Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 502 с.
  23. Преснякова Л., Гашенина Н. (2021) Экономика и пандемия // Социология пандемии. Проект коронаФОМ / Рук. авт. колл. А.А. Ослон. М.: Институт Фонда Общественное Мнение (инФОМ). С. 116-151.
  24. Пушкарева Н.Л. (2005) "История повседневности" и этнографическое исследование быта: расхождения и пересечения // Гласник етнографског института САНУ (Белград, Сербия). № 53. С. 21-34.
  25. Римашевская Н.М., Маркова Н.Е., Крошилин С.В. (2013) Методология комплексного мониторинга населения в Таганроге // Народонаселение. № 4. С. 73-85.
  26. Римашевская Н.М., Оников Л.А. (ред.) (1988) Народное благосостояние: методология и методика исследования. М.: Наука. 302 с.
  27. Рощина Я.М. (2007) Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга // Экономическая социология. Т. 8. № 4. С. 23-40.
  28. Сохань Л.В., Головаха Е.И., Тихонович В.А. (1982) Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы. Киев: Наукова думка. 307 c.
  29. Теннис Ф. (2002) Общность и общество: Основные понятия чистой социологии. СПб.: Владимир Даль. 386 с.
  30. Chaney D. (1996) Lifestyles. London: Routledge. 208 p.
  31. Giddens А. (1991) Modernity and self-identity. Stanford (California): Stanford university press. 256 p.
  32. Hradil S. (2001) Eine Alternative? Einige Anmerkungenzu Thomas Meyers Aufsatz. Das Konzept der Lebensstile in der Sozialstrukturforschung [An alternative? Some remarks on Thomas Meyer's article on "The concept of lifestyles in the study of social structure"]. Soziale Welt. no. 52 (3), pp. 273-282.
  33. Simmel G. (2004) The Philosophy of Money. Ed. David Frisby. London: Routledge. 543 p.
  34. Sobel M.E. (1981) Lifestyle and Social Structure: concepts, definitions, analyses. New York: Academic Press. 226 p.
  35. Sobel M.E. (1983) Lifestyle expenditures in contemporary America: relations between stratification and culture // American Behavioral Scientist. no. 26 (4), pp. 521-533.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023