Время человека в философии Н.А. Бердяева: образ и смысл

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматриваются особенности философско-антропологической концепции Н.А. Бердяева. Ее конструктивно-смысловым элементом выступает проблема существования человека в истории и вечности. Бердяев предъявляет свою философию как опыт постижения реальности свободного духа, символизацией которого выступает исторический и культурный процесс. В «Смысле творчества» Бердяев толкует человека в религиозно-метафизическом ключе, в «Смысле истории» формулирует продуманную эсхатологическую концепцию философии истории. Русский мыслитель развивает тему времени человека и метаистории в главных книгах 1930–1940-х годов, которые демонстрируют процесс сложения экзистенциально окрашенной системы эсхатологической метафизики Бердяева. Все проблемы, значимые в период, когда он активно поддерживал общественно-политические и религиозно-философские споры русской интеллигенции, после революции Бердяев будет решать с точки зрения духовного смысла исторического процесса и культурного творчества человека. В статье анализируется характерное для Бердяева переосмысление индивидуального и общественного модуса бытия человека в метафизической и эсхатологической перспективе, где время личностного существования понимается философом как персональный, исторический и метаисторический Апокалипсис. Выдвигается тезис, что утверждение Бердяева о творческом вкладе человека в метаисторический процесс имеет этический смысл и является морально-волевым преодолением кризиса христианства, философски осмысленного им. Согласно Бердяеву, выражением этого кризиса стали русская революция, мировые войны, свидетельствующие об отказе современного общества и человека от следования по пути Богочеловечества. По мнению автора, дискурс Бердяева о времени существования человека дает возможность обсудить метафизический поворот в истории философской антропологии и его онтологические, этические и философско-исторические следствия.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Ольга Анатольевна Жукова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: logoscultura@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0152-926X

доктор философских наук, профессор, Школа философии и культурологии. Магистерская программа «Философская антропология», академический руководитель

109028 Москва, Покровский бульвар, д. 11

Список литературы

  1. Антонов К.М. Вечное и новое в интерпретации христианства в русской религиозной мысли: к постановке проблемы // Бог в русской мысли, культуре, истории: Материалы Ежегодной междисциплинарной научной конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия «Церковь и время». М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых Кирилла и Мефодия, 2024. С. 61–72. Antonov K.M. Vechnoe i novoe v interpretacii hristianstva v russkoj religioznoj mysli: k postanovke problemy [Eternal and New in the Interpretation of Christianity in Russian Religious Thought: towards the Formulation of the Problem]. Bog v russkoj mysli, kul’ture, istorii: Materialy Ezhegodnoj mezhdisciplinarnoj nauchnoj konferencii Obshchecerkovnoj aspirantury i doktorantury im. svyatyh Kirilla i Mefodiya «Cerkov’ i vremya» [God in Russian Thought, Culture, History: Materials of the Annual interdisciplinary scientific conference of the Church-wide postgraduate and doctoral studies named after Saints Cyril and Methodius “Church and Time”]. Moscow: Church-wide postgraduate and doctoral studies named after Saints Cyril and Methodius Publ., 2024. P. 61–72.
  2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. Berdyaev N.A. Istoki i smysl russkogo kommunizma [The Origins and Meaning of Russian Communism]. Moscow: Nauka Publ., 1990. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. Кн. I. СПб.: РХГИ, 1994а. С. 21–27. Berdyaev N.A. Moe filosofskoe mirosozercanie [My philosophical worldview]. [N.A. Berdyaev: Pro et Contra. An Anthology]. Book I. Saint Petersburg: RHGI Publ., 1994a. P. 21–27.
  3. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики: Творчество и объективация // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. Berdyaev N.A. Opyt jeshatologicheskoj metafiziki: Tvorchestvo i ob’ektivacija [The Experience of Eschatological Metaphysics: Creativity and Objectification]. Carstvo Duha i carstvo Kesarya [The Kingdom of the Spirit and the Kingdom of Caesar]. Moscow: Republic Publ., 1995.
  4. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994b. Berdyaev N.A. Otkrovenie o cheloveke v tvorchestve Dostoevskogo [Revelation about Man in Dostoevsky’s work]. Berdyaev N.A. Filosofiya tvorchestva, kul’tury i iskusstva: v 2 t. T. 2. [Philosophy of Creativity, Culture and Art: in 2 vol. Vol. 2]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1994b.
  5. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991. Berdyaev N.A. Samopoznanie. Opyt filosofskoj avtobiografii [Self-knowledge. The Experience of Philosophical Autobiography]. Moscow: Kniga Publ., 1991.
  6. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. 2-е изд. Paris: YMCA-Press, 1969. Berdyaev N.A. Smysl istorii. Opyt filosofii chelovecheskoj sud’by. 2-e izd. [The Meaning of the History. The Experience of the Philosophy of Human Destiny. 2-nd ed.]. Paris: YMCA-Press Publ., 1969.
  7. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994с. Berdyaev N.A. Filosofiya svobodnogo duha [The Philosophy of the Free Spirit]. Moscow: Republic Publ., 1994c.
  8. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. Berdyaev N.A. Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva [Philosophy of Freedom. The Meaning of Creativity]. Moscow: Pravda Publ., 1989.
  9. Бердяев Н.А. Христианство на безбожном фронте. Христианство и активность человека. Paris: YMCA-press, 1929. Berdyaev N.A. Hristianstvo na bezbozhnom fronte. Hristianstvo i aktivnost’ cheloveka [Christianity on the Godless Front. Christianity and Human Activity]. Paris: YMCA-press Publ., 1929.
  10. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках С.А. Аскольдова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, В.Ф. Эрна и др. / ред.-сост. В.И. Кейдан. М. Языки славянской культуры, 1997. Vzyskuyushchie grada. Hronika chastnoj zhizni russkih religioznyh filosofov v pis'mah i dnevnikah S.A. Askol'dova, N.A. Berdyaeva, S.N. Bulgakova, E.N. Trubeckogo, V.F. Erna i dr., red.-sost. V.I. Kejdan. Seeking hail: Chronicle of the Private life of Russian Religious Philosophers in Letters and Diaries of Sergey Askolodov, Nikolai Berdyaev, Sergey Bulgakov, Evgeny Troubetskoy, Vladimir Ern and other, ed. V.I. Keidan. Moscow: Languages of Slavic Cultures, 1997.
  11. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. Vysheslavtsev B.P. Vechnoe v russkoj filosofii [Eternal in Russian Philosophy]. Vysheslavtsev B.P. Etika preobrazhennogo Erosa [Ethics of the Transformed Eros]. Moscow: Republic Publ., 1994.
  12. Ермичев А.А. «Я всегда был ничьим человеком…» // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. Кн. I. СПб.: РХГИ, 1994. С. 8–22. Ermichev A.A. «Ya vsegda byl nich’im chelovekom…» [“I Have Always Been Nobody’s Man…”]. N.A. Berdyaev: pro et contra. Anthology. Book I. Saint Petersburg: RKHGI Publ., 1994. P. 8–22.
  13. Жукова О.А. Свобода, творчество, дух: альтернативная метафизика Н.А. Бердяева // Философский журнал. 2024. Т. 17. № 2. С. 21–36. Zhukova O.A. Svoboda, tvorchestvo, dukh: al’ternativnaya metafizika N.A. Berdyaeva [Freedom, creativity, spirit: Nikolai Berdyaev’s alternative metaphysics]. Filosofskii zhurnal. 2024. Vol. 17, N2. P. 21–36.
  14. Жукова О.А. Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования. М.: Согласие, 2022. Zhukova O.A. Tvorchestvo i religioznost' v russkoj kul'ture. Filosofskie issledovanija [Creativity and Religiosity in Russian Culture. Philosophical Research]. Moscow: Soglasie Publ., 2022.
  15. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т. 1. Ч. 1. Л.: Эго, 1991. Zenkovsky V.V. Istorija russkoj filosofii: v 2 t. T. 1, Ch.1 [History of Russian philosophy: In 2 vol. Vol. 1. Part 1]. L.: Moscow: Ego Publ., 1991.
  16. Левицкий С.А. Бердяев: пророк или еретик? // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. Кн. I / Сост., вступ. ст. и примеч. А.А. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1994. С. 618–639. Levitsky S.A. Berdjaev: prorok ili eretik? [Berdyaev: a Prophet or a Heretic? // N.A. Berdyaev: pro et contra. An anthology]. Book I. Saint Petersburg Publ., 1994. P. 618–639.
  17. Письма Н.А. Бердяева к Э.Ф. Голлербаху // Минувшее: Исторический альманах. 1993. Вып. 14. С. 398–414. Pis’ma N.A. Berdjaeva k Je.F. Gollerbahu [Letters of N.A. Berdyaev to E.F. Gollerbach], Minuvshee: Istoricheskij al’manah [The Past: A historical Almanac]. 1993, Vol. 14. P. 398–414.
  18. Шпидлик, о. Т. Русская идея: иное видение человека. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. Shpidlik, father T. Russkaya ideya: inoe videnie cheloveka [The Russian Idea: А Different Vision of Man]. Saint Petersburg: Oleg Abyshko Publishing House Publ., 2006.
  19. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия // Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990.Yurkevich P.D. Serdce i ego znachenie v duhovnoj zhizni cheloveka po ucheniyu Slova Bozhiya [The Heart and Its Significance in the Spiritual Life of Man According to the Teachings of the Word of God]. Yurkevich P.D. Filosofskie proizvedeniya [Philosophical Works]. Moscow: Pravda Publ., 1990.
  20. Bodea R.-O. Nikolai Berdyaev’s Dialectics of Freedom: In Search for Spiritual Freedom. Open Theology. 2019. N5. P. 299–308.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025