Способности в современной зарубежной психологии
- Авторы: Шадриков В.Д.1, Мазилов В.А.2, Слепко Ю.Н.2
- 
							Учреждения: 
							- Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
- Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
 
- Выпуск: Том 45, № 4 (2024)
- Страницы: 29-38
- Раздел: Теоретические и методологические проблемы психологии
- URL: https://vietnamjournal.ru/0205-9592/article/view/660936
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959224040033
- ID: 660936
Цитировать
Полный текст
 Открытый доступ
		                                Открытый доступ Доступ предоставлен
						Доступ предоставлен Доступ платный или только для подписчиков
		                                							Доступ платный или только для подписчиков
		                                					Аннотация
Статья посвящена оценке состояния проблемы способностей в современной зарубежной психологии. На примере американской психологии констатируется историческая динамика существенного возрастания интереса зарубежных психологов к разработке проблемы способностей в XX–XXI вв. Анализ осуществлен на материале исследований в ведущих научных изданиях, опубликованных в 1991–2024 гг. Их количественная и качественная характеристика осуществлены на основе методологического и функционального способов анализа, позволяющих выделить типы исследований, их предмет, метод, эмпирический объект, а также отношение к способностям как объекту формирования или измерения. Сравнительная характеристика американской и российской психологии способностей позволила установить их тематическое единство на уровне типа исследований (доминирование эмпирического подхода), их предмета (преобладание интереса к общим способностям), метода (преобладание количественного подхода), а также преобладания функционального измерительного подхода к решению проблемы способностей. Отличительными особенностями американской психологии способностей являются значительный объем мета-аналитических теоретических исследований, а также преобладание учебных групп испытуемых как объекта эмпирического исследования. В заключение утверждается, что опыт американской психологии может быть использован в интеграции многолетних исследований проблемы способностей, в организации дискуссии о некоторых классификационных основаниях видов способностей, в работе по увеличению числа специализированных научных изданий.
Полный текст
 
												
	                        Об авторах
В. Д. Шадриков
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
														Email: v.mazilov@yspu.org
				                					                																			                								
академик РАО, доктор психологических наук, профессор-исследователь Департамента психологии факультета социальных наук
Россия, 101000, г. Москва, Армянский пер., д. 4/2В. А. Мазилов
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: v.mazilov@yspu.org
				                					                																			                								
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии
Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1Ю. Н. Слепко
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
														Email: slepko@inbox.ru
				                					                																			                								
доктор психологических наук, доцент, декан педагогического факультета
Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1Список литературы
- Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Тимченко Г.Н. Проблемы отечественной психологии. Указатель 1410 докторских диссертаций (1935–2019). М.: Проспект, 2020.
- Бочавер А.А. Исследования жизненного пути человека в современной зарубежной психологии // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 5. С. 54–62.
- Журавлев А.Л., Костригин А.А. Количественный анализ изданий Института психологии РАН по научному направлению психологии нравственности в 2002–2021 гг. Часть II. Наукометрический анализ // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 4. С. 94–103. doi: 10.31857/S020595920027088-2.
- Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Управление совместной деятельностью: новые направления исследований в зарубежной психологии // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 4. С. 5–15.
- Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич А.В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 году // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 45–64.
- Журавлев А.Л., Юревич А.В., Мироненко И.А. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 58–71. doi: 10.7868/S020595921802006X.
- Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Способности и одаренность в психологии: современное состояние отечественных и зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 598–622. doi: 10.17323/1813-8918-2021-3-598-622.
- Мазилов В.А., Слепко Ю.Н., Ушаков Д.В., Шадриков В.Д. Проблемы исследований способностей в новейшей российской психологии: в поисках новой теории // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 4. С. 5–14. doi: 10.31857/S020595920027081-5.
- Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Институт психологии РАН, 2011.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2024.
- Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 15–26. doi: 10.31857/S020595920002981-5.
- Ackerman P.L. Intelligence … moving beyond the lowest common denominator // American Psychologist. 2023. V. 78 (3). P. 283–297. doi: 10.1037/amp0001057.
- Algoe S.B., Fredrickson B.L. Emotional fitness and the movement of affective science from lab to field // American Psychologist. 2011. V. 66 (1). P. 35–42. doi: 10.1037/a0021720.
- Bakker M., Torbeyns J., Verschaffel L., De Smedt B. The mathematical, motivational, and cognitive characteristics of high mathematics achievers in primary school // Journal of Educational Psychology. 2022. V. 114 (5). P. 992–1004. doi: 10.1037/edu0000678.
- Brady T.F., Tenenbaum J.B. A probabilistic model of visual working memory: Incorporating higher order regularities into working memory capacity estimates // Psychological Review. 2013. V. 120 (1). P. 85–109. doi: 10.1037/a0030779.
- Breit M., Brunner M., Molenaar D., Preckel F. Differentiation hypotheses of intelligence: A systematic review of the empirical evidence and an agenda for future research // Psychological Bulletin. 2022. V. 148 (7–8). P. 518–554. doi: 10.1037/bul0000379.
- Buffardi L.C., Fleishman E.A., Morath R.A., McCarthy P.M. Relationships between ability requirements and human errors in job tasks // Journal of Applied Psychology. 2000. V. 85 (4). P. 551–564. doi: 10.1037/0021-9010.85.4.551.
- Daucourt M.C., Napoli A.R., Quinn J.M., Wood S.G., Hart S.A. The home math environment and math achievement: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2021. V. 147 (6). P. 565–596. doi: 10.1037/bul0000330.
- Endress A.D. Duplications and domain-generality // Psychological Bulletin. 2019. V. 145 (12). P. 1154–1175. doi: 10.1037/bul0000213.
- Fleischmann M., Hübner N., Marsh H.W., Guo J., Trautwein U., Nagengast B. Which class matters? Juxtaposing multiple class environments as frames-of-reference for academic self-concept formation // Journal of Educational Psychology. 2022. V. 114 (1). P. 127–143. doi: 10.1037/edu0000491.
- Geary D.C., Hoard M.K., Nugent L., Ünal Z.E., Greene N.R. Sex differences and similarities in relations between mathematics achievement, attitudes, and anxiety: A seventh-to-ninth grade longitudinal study // Journal of Educational Psychology. 2023. V. 115 (5). P. 767–782. doi: 10.1037/edu0000793.
- Grosz M.P., van Aert R.C.M., Back M.D. A meta-analytic review of the associations of personality, intelligence, and physical size with social status // Psychological Bulletin. 2024. V. 150 (3). P. 253–283. doi: 10.1037/bul0000416.
- Larrabee G.J. The multiple validities of neuropsychological assessment // American Psychologist. 2015. V. 70 (8). P. 779–788. doi: 10.1037/a0039835.
- Lichtenberg P.A. Financial exploitation, financial capacity, and Alzheimer’s disease // American Psychologist. 2016. V. 71 (4). P. 312–320. doi: 10.1037/a0040192.
- Lopez-Persem A., Moreno-Rodriguez S., Ovando-Tellez M. et al. How subjective idea valuation energizes and guides creative idea generation // American Psychologist. 2023. 14 Aug. doi: 10.1037/amp0001165.
- Mahoney J.L., Weissberg R.P., Greenberg M.T. et al. Systemic social and emotional learning: Promoting educational success for all preschool to high school students // American Psychologist. 2021. V. 76 (7). P. 1128–1142. doi: 10.1037/amp0000701.
- Naragon-Gainey K., McMahon T.P., Park J. The contributions of affective traits and emotion regulation to internalizing disorders: Current state of the literature and measurement challenges // American Psychologist. 2018. V. 73 (9). P. 1175–1186. doi: 10.1037/amp0000371.
- Plomin R., Kovas Y. Generalist Genes and Learning Disabilities // Psychological Bulletin. 2005. V. 131 (4). P. 592–617. doi: 10.1037/0033-2909.131.4.592.
- Rege M., Hanselman P., Solli I.F. et al. How can we inspire nations of learners? An investigation of growth mindset and challenge-seeking in two countries // American Psychologist. 2021. V. 76 (5). P. 755–767. doi: 10.1037/amp0000647.
- Reilly D., Neumann D.L., Andrews G. Gender differences in reading and writing achievement: Evidence from the National Assessment of Educational Progress (NAEP) // American Psychologist. 2019. V. 74 (4). P. 445–458. doi: 10.1037/amp0000356.
- Richler J.J., Tomarken A.J., Sunday M.A. et al. Individual differences in object recognition // Psychological Review. 2019. V. 126 (2). P. 226–251. doi: 10.1037/rev0000129.
- Roemer E.J. Beyond the toddler years: A meta-analysis of communicative abilities in siblings of children with autism spectrum disorder // Psychological Bulletin. 2021. V. 147 (5). P. 437–454. doi: 10.1037/bul0000326.
- Salthouse T.A. Little relation of adult age with cognition after controlling general influences // Developmental Psychology. 2016. V. 52 (10). P. 1545–1554. doi: 10.1037/dev0000162.
- Schaie K.W., Maitland S.B., Willis S.L., Intrieri R.C. Longitudinal invariance of adult psychometric ability factor structures across 7 years // Psychology and Aging. 1998. V. 13 (1). P. 8–20. doi: 10.1037/0882-7974.13.1.8.
- Schmiedek F., Lövdén M., Ratcliff R., Lindenberger U. Practice-related changes in perceptual evidence accumulation correlate with changes in working memory // Journal of Experimental Psychology: General. 2023. V. 152 (3). P. 763–779. doi: 10.1037/xge0001290.
- Steinberg L., Cauffman E., Woolard J., Graham S., Banich M. Are adolescents less mature than adults?: Minors’ access to abortion, the juvenile death penalty, and the alleged APA “flip-flop” // American Psychologist. 2009. V. 64 (7). P. 583–594. doi: 10.1037/a0014763.
- Sternberg R.J. The concept of intelligence and its role in lifelong learning and success // American Psychologist. 1997. V. 52 (10). P. 1030–1037. doi: 10.1037/0003-066X.52.10.1030.
- Ullén F., Hambrick D.Z., Mosing M.A. Rethinking expertise: A multifactorial gene-environment interaction model of expert performance // Psychological Bulletin. 2016. V. 142 (4). P. 427–446. doi: 10.1037/bul0000033.
- Unsworth N. Individual differences in long-term memory // Psychological Bulletin. 2019. V. 145 (1). P. 79–139. doi: 10.1037/bul0000176.
- Wan S., Lauermann F., Bailey D.H., Eccles J.S. When do students begin to think that one has to be either a “math person” or a “language person”? A meta-analytic review // Psychological Bulletin. 2021. V. 147 (9). P. 867–889. doi: 10.1037/bul0000340.
- Yan V.X., Schuetze B.A. What is meant by “growth mindset”? Current theory, measurement practices, and empirical results leave much open to interpretation: Commentary on Macnamara and Burgoyne (2023) and Burnette et al. (2023) // Psychological Bulletin. 2023. V. 149 (3–4). P. 206–219. doi: 10.1037/bul0000370.
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
						 
						 
					 
						 
									

 
  
  
  Отправить статью по E-mail
			Отправить статью по E-mail 

