«Общество травмы» как концептуализация неопределенности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Концепция общества травмы Ж. Т. Тощенко рассматривается с обращением к конкретным социологическим и психологическим исследованиям последних лет. Предлагаемые размышления погружают ее в контекст социально-философского дискурса, который интегрирует культурные формы понимания травматических событий, работает в междисциплинарном поле, прогнозирует риски и негативные последствия социального развития, разрабатывает пути их преодоления. В этом проявляются и осуществляются критическая и эвристическая функции научного познания. Они предусматривают, с одной стороны, трезвую и беспристрастную оценку социальной действительности, свободу исследовательской деятельности, ценность которой ярко обозначил М. Вебер, а с другой – устремление к возможному горизонту развития культуры и общества, названное К. Ясперсом «беспокойством духа». Акцентируется цивилизационный смысл феномена общества травмы, адресующий к пониманию культурных разрывов, кризиса метанарративов, радикальных изменений деятельности социальных институтов, резких флуктуаций жизненного мира. Травматизация как социальный феномен связана с нарушением преемственности социокультурного развития, его целенаправленности и управляемости, порождает длительный негативный след в отношении социально-психологического самочувствия населения, переживание неустойчивости, неопределенности существования, дефицит ощущения благополучия. В связи с этим в статье сопоставляются данные разных исследований, показывающих особенности и динамику субъективного отклика на травму. Проведенный анализ свидетельствует об амбивалентности общественного сознания современной России с ориентацией в сторону поиска устойчивых оснований цивилизационной идентичности. Существующие противоречия обращают к значимости интеграции ее различных оснований для избежания новых витков коллективной травматизации.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Надежда Александровна Касавина

Институт философии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: kasavina.na@yandex.ru

доктор философских наук, член-корреспондент РАН, профессор РАН, главный научный сотрудник, руководитель сектора философии культуры

Россия, Москва

Список литературы

  1. Абрамов Р. Н. рец. на кн.: Стребков О. Д., Шевчук А. В. Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости. М.: ВШЭ, 2022 // Социологические исследования. 2023. № 2. С. 165–168.
  2. Анисимов Р. И. Динамика занятости в России (2018 – середина 2023 г.) // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 73–84.
  3. Асташова Н. Д. Научный прекариат: индивидуализм против коллективизма // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 30–37.
  4. Воронина Н. Н., Фейгельман А. М. На пути к открытой науке: прекариат как субъект научного творчества // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 46–54.
  5. Журавлев А. Л., Юревич А. В. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. № 2(57) 2012 С. 137–140.
  6. Информационно-аналитический доклад «Что мы знаем об обществе, в котором живем». М., 2023. https://www.isras.ru/files/File/grant/grant_report_2023.pdf
  7. Каравай А. В. Благополучная занятость в современной России: что это такое? // Социологические исследования. 2024. № 5. С. 39–53.
  8. Касавин И. Т. Наука как источник общественного блага и нового гуманизма // Миссия ученого в современном мире: наука как призвание и профессия: коллективная монография / Научн. ред. и сост. Е. В. Вострикова, И. Т. Касавин. М.: РОИФН (Б-ка журн. «Epistemology and Philosophy of Science»), 2021. С. 5–16.
  9. Касавин И. Т. Научное творчество как социальный феномен // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 19–29.
  10. Катерный И. В. Развитие теории кризиса в социологии: эволюция идей и современность // Социологические исследования. 2023. № 10. С. 14–26.
  11. Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. Динамика продолжительности рабочего времени в постсоветский период // Социологические исследования. 2024. № 5. С. 27–38.
  12. Козырева П. М., Смирнов А. И. Эволюция социального самочувствия россиян в постсоветский период: от коллапсирования к контрастной стабильности (1994–2021) // Социологические исследования. 2022. № 12. С. 29–41.
  13. Лебедев А. Н. Психологическое состояние российского общества в свете макропсихологического подхода // Вестник Пермского ун-та. Сер. Философия. Психология. Социология. 2018. № 2(34). С. 243–251.
  14. Левашов В. К. Граждане России о гибридной социально-политической реальности в стране // Социологические исследования. 2024. № 4. С. 113–127.
  15. Магун В. С. Эволюция базовых ценностей российского населения, 2006–2021 годы // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 44–58.
  16. Нестик Т. А., Селезнева А. В. и др. Проблема психологического состояния общества и политических процессов в современной России // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 5 C. 3–14.
  17. Стребков О. Д., Шевчук А. В. Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости. М.: ВШЭ, 2022.
  18. Тощенко Ж. Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией. М.: Весь мир, 2020.
  19. Шибаршина С. В. О возможностях и перспективах научного прекариата // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 55–60.
  20. Юревич А. В. Опыт эмпирической оценки психологического состояния современного российского общества (анализ данных статистики) // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 84–96.
  21. Юревич А. В., Ушаков Д. В., Цапенко И. П. Количественная оценка макропсихологического состояния современного российского общества // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 2(4). URL: http://psystudy.ru

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025