Аннотация
Практики религиозного участия пожилых людей анализируются в статье как один из возможных контекстов позитивного проживания старости. Показано, что формирование проекта позитивной старости, адекватного вызовам времени, базируется на анализе разнообразного и инклюзивного опыта, не ограничивающегося представлениями, которые сводятся только к здоровью, богатству и комфортному досугу. Интересен и полезен для конструирования проекта позитивной старости опыт различных социальных групп населения. В данной статье мы объединяем старение и опыт религиозного участия, анализ которых осуществлялся в ходе глубинных интервью в рамках полевого исследования процесса обращения в православие. На материалах интервью с пожилыми прихожанами Русской православной церкви показано, как функционирует габитус (когнитивные, эмоциональные, мотивирующие структуры) пожилых людей, обращенных в православие, в поле различных видов религиозного участия, воспроизводя и меняя ценности, идентичности, внутренние переживания на геронтологическом этапе жизненного пути. Анализ глубинных интервью с религиозно обращенными людьми позволил идентифицировать виды религиозного участия пожилых прихожан, показать положительный эффект от религиозной вовлеченности на поддержание доверия, активности, на «капитализацию надежды» на лучший исход в сложных жизненных ситуациях в позднем возрасте. Исследование выявило, что религиозное участие выступает и способом самопомощи, помогает справляться с жизненными трудностями и решать практические проблемы.