Аннотация
В статье исследуются социальные вопросы развития кооперации в новых экономических условиях, ее ценностные смыслы и возможности в преодолении экономических дефицитов, росте социального благополучия населения. Анализируются оценочные суждения респондентов, имеющих личный или опосредованный (через знакомых) опыт участия в кооперации, их мнения о проблемах кооперативной деятельности и перспективах развития практик самоорганизации населения (N = 1079). Установлено, что респонденты видят «окно возможностей» для развития кооперации как в традиционных экономических нишах (сельское хозяйство, бытовое обслуживание, производство товаров), так и в новых направлениях (риелторская деятельность, культура, туризм). Вовлеченные в кооперативные практики полагают, что коллективная форма хозяйственных взаимодействий позволит не только повысить личное благополучие, но и решать социально значимые проблемы местных сообществ (снабжение качественными и натуральными товарами, снижение финансовой нагрузки для покупателей). Сделан вывод, что устойчивость модели коллективной самоорганизации обусловлена доминированием традиционных ценностей (взаимопомощь, объединение, солидарность). Выделены барьеры макро- и микроуровней, ограничивающие распространение кооперации в современных условиях. Особые риски кооператоры связывают с дефицитом доверия.