«Удивительное схождение святого духа на различные племена индейцев в этой части света»: успехи миссионерской деятельности среди индейских племен Новой Англии во второй трети XVIII века
- Авторы: Хрулёва И.Ю.1
 - 
							Учреждения: 
							
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
 
 - Выпуск: № 1 (2025)
 - Страницы: 59-73
 - Раздел: Новое время
 - URL: https://vietnamjournal.ru/0130-3864/article/view/679440
 - DOI: https://doi.org/10.31857/S0130386425010051
 - ID: 679440
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
История взаимодействия индейцев и колонистов в Новой Англии не раз подвергалась пересмотру в исследовательской литературе. Современная историография стремится уйти от однобокого освещения индейской проблемы как истории конфликта и изучить эволюцию сотрудничества и культурного взаимовлияния. Настоящий прорыв в миссионерской деятельности среди индейских племен Новой Англии пришелся на вторую треть XVIII в., когда число новообращенных исчислялось тысячами. Успехи в христианизации индейцев были связаны как с оживлением религиозной жизни новоанглийских колоний в результате событий Первого «Великого Пробуждения», так и с обострением англо-французского колониального соперничества. Устойчивый «образ врага», довольно рано сформировавшийся в новоанглийском обществе в отношении французов-«папистов», также служил дополнительным стимулом к обращению американских индейцев в протестантизм. Кажущиеся феноменальными успехи миссионеров эпохи Первого «Великого Пробуждения» по христианизации индейцев были результатом длительных процессов, разворачивающихся в Новой Англии. Работа миссионеров с коренными жителями региона на протяжении нескольких поколений, усвоение ими начальных знаний о христианстве способствовали этому. Исследователи отмечают эклектизм религиозных взглядов индейцев, обращение к разнообразным культурным источникам в их духовных поисках. На основе разнообразных источников (дневников, воспоминаний и переписки миссионеров, официальных документов, материалов колониальной прессы, теологических сочинений пуритан Новой Англии) в статье рассмотрен ряд успешных проектов, связанных с обращением индейцев в христианство, прежде всего создание на волне движения религиозного обновления Дартмутского колледжа в 1769 г. Вместе с тем нельзя переоценивать результаты миссионерской деятельности – было ли искренним, а главное, долговечным обращение представителей коренного населения Новой Англии к христианству. Активно пользуясь новыми возможностями, которые открывались перед коренными жителями Америки в результате менявшейся английской колониальной политики, индейцы по-прежнему с недоверием относились к английским колонистам и активно противостояли культурной и религиозной ассимиляции.
Ключевые слова
Полный текст
Об авторах
Ирина Юрьевна Хрулёва
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: irinakhruleva@mail.ru
				                	ORCID iD: 0000-0001-8888-9091
				                								Scopus Author ID: 57224399651
											                								
кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета
Россия, МоскваСписок литературы
- Акимов Ю.Г. От межколониальных конфликтов к битве империй: англо-французское соперничество в Северной Америке в XVII – начале XVIII в. СПб., 2005.
 - Александров Г.В. «Святые» и «дикари»: взаимоотношения колонистов и коренного населения Новой Англии в XVII в. М., 2021.
 - Хрулёва И.Ю. Складывание новой религиозной ситуации в британских колониях Северной Америки в результате «Великого Пробуждения» 1730–1750-х гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. Т. 65. № 1. URL: https://history.jes.su/s207987840001987-4-1 (дата обращения: 01.03.2024). doi: 10.18254/S0001987-4-1
 - Axtell J. The Invasion Within: The Contest of Cultures in Colonial North America. Oxford, 1986.
 - Bailyn B. Atlantic History: Concept and Contours. Cambridge (Mass.), 2005.
 - Brooks J. American Lazarus: Religion and the Rise of African-American and Native American Literature. New York, 2003.
 - Calloway C.G. The Indian History of an American Institution: Native Americans and Dartmouth. Hanover, 2010.
 - Cressy D. Coming over: Migration and Communication between England and New England in the Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), 1987.
 - Fisher L.D. The Indian Great Awakening: Religion and the Shaping of Native Cultures in Early America. New York, 2012.
 - Kellaway W. The New England Company, 1649–1776: Missionary Society for American Indians. London, 1961.
 - Kidd T.S. The Great Awakening: The Roots of Evangelical Christianity in Colonial America. New Haven, 2007.
 - Lepore J. The Name of War: King Philip’s War and the Origins of American Identity. New York, 2009.
 - Levy B. Town Born: The Political Economy of New England from its Founding to the Revolution. Philadelphia, 2009.
 - Love W.D. Samson Occom and the Christian Indians of New England. New York, 2000.
 - Mifflin J. “Closing the Circle”: Native American Writings in Colonial New England, a Documentary Nexus between Acculturation and Cultural Preservation // The American Archivist. 2009. Vol. 72. № 2. P. 344–382.
 - Mills F.M. The Society in Scotland for Propagating Christian Knowledge in British North America, 1730–1775 // Church History. 1994. Vol. 63. № 1. Р. 15–30.
 - Newell M.E. Brethern by Nature. New York, 2015.
 - Simmons W.S. Conversion from Indian to Puritan // New England Quarterly. 1979. № 52. P. 197–218.
 - Smith J. The First Great Awakening: Redefining Religion in British America, 1725–1775. Madison, 2015.
 - Stevens L. The Poor Indians: British Missionaries, Native Americans, and Colonial Sensibility. Philadelphia, 2004.
 - Sweet J.W. Bodies Politic: Negotiating Race in the American North, 1730–1830. Baltimore, 2003.
 - Winiarski D.L. Native American Popular Religion in New England’s Old Colony, 1670–1770 // Religion and American Culture: A Journal of Interpretation. 2005. Vol. 15. № 2. P. 147–186.
 - References
 - Akimov Iu.G. Ot mezhkolonial’nykh konfliktov k bitve imperii: anglo-frantsuzskoe sopernichestvo v Severnoi Amerike v XVII – nachale XVIII v. [From inter-colonial conflicts to the Battle of Empires: Anglo-French rivalry in North America in the 17th – early 18th centuries]. Sank-Peterburg, 2005. (In Russ.)
 - Aleksandrov G.V. “Sviatye” i “dikari”: vzaimootnosheniia kolonistov i korennogo naseleniia Novoi Anglii v XVII v. [“Saints” and “Savages”: the relationship between colonists and the indigenous population of New England in the 17th century]. Moskva, 2021. (In Russ.)
 - Khruleva I.Iu. Skladyvanie novoi religioznoi situatsii v britanskikh koloniiakh Severnoi Ameriki v rezul’tate “Velikogo Probuzhdeniia” 1730–1750-kh gg. [Shaping of a New Religious Situation in British North America as the Result of the First Great Awakening of 1730s–1750s] // Elektronnyj nauchno-obrazovatel’nyj zhurnal “Istoriya” [Electronic scientific and educational Journal “History”]. 2018. T. 65. № 1. URL: https://history.jes.su/s207987840001987-4-1 (access date: 01.03.2024). doi: 10.18254/S0001987-4-1 (In Russ.)
 - Axtell J. The Invasion Within: The Contest of Cultures in Colonial North America. Oxford, 1986.
 - Bailyn B. Atlantic History: Concept and Contours. Cambridge (Mass.), 2005.
 - Brooks J. American Lazarus: Religion and the Rise of African-American and Native American Literature. New York, 2003.
 - Calloway C.G. The Indian History of an American Institution: Native Americans and Dartmouth. Hanover, 2010.
 - Cressy D. Coming over: Migration and Communication between England and New England in the Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), 1987.
 - Fisher L.D. The Indian Great Awakening: Religion and the Shaping of Native Cultures in Early America. New York, 2012.
 - Kellaway W. The New England Company, 1649–1776: Missionary Society for American Indians. London, 1961.
 - Kidd T.S. The Great Awakening: The Roots of Evangelical Christianity in Colonial America. New Haven, 2007.
 - Lepore J. The Name of War: King Philip’s War and the Origins of American Identity. New York, 2009.
 - Levy B. Town Born: The Political Economy of New England from its Founding to the Revolution. Philadelphia, 2009.
 - Love W.D. Samson Occom and the Christian Indians of New England. New York, 2000.
 - Mifflin J. “Closing the Circle”: Native American Writings in Colonial New England, a Documentary Nexus between Acculturation and Cultural Preservation // The American Archivist. 2009. Vol. 72. № 2. P. 344–382.
 - Mills F.M. The Society in Scotland for Propagating Christian Knowledge in British North America, 1730–1775 // Church History. 1994. Vol. 63. № 1. Р. 15–30.
 - Newell M.E. Brethern by Nature. New York, 2015.
 - Simmons W.S. Conversion from Indian to Puritan // New England Quarterly. 1979. № 52. P. 197–218.
 - Smith J. The First Great Awakening: Redefining Religion in British America, 1725–1775. Madison, 2015.
 - Stevens L. The Poor Indians: British Missionaries, Native Americans, and Colonial Sensibility. Philadelphia, 2004.
 - Sweet J.W. Bodies Politic: Negotiating Race in the American North, 1730–1830. Baltimore, 2003.
 - Winiarski D.L. Native American Popular Religion in New England’s Old Colony, 1670–1770 // Religion and American Culture: A Journal of Interpretation. 2005. Vol. 15. № 2. P. 147–186.
 
Дополнительные файлы
				
			
						
						
						
					
						
									



