Структура и организация песенного репертуара синехвостки (Tarsiger cyanurus, Passeriformes, Muscicapidae)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Описаны базовые особенности пения синехвостки на индивидуальном и популяционном уровнях. Материал собран в Хакасском заповеднике. Проанализировано пение 19 самцов. Манера пения синехвостки – дискретная, длительность отдельной песни около 1 с. Вся совокупность песен самца делится на типы песен. В индивидуальном репертуаре 1–3 (чаще 2) стереотипных типа песни. Большинство песен состоят из двух частей: основной части и заключительной трели. Разные типы песен одной особи могут иметь одинаковую заключительную трель, но различаться основной частью, либо наоборот. На индивидуальном уровне типы песен стереотипны, а на популяционном уровне разнообразие песен обеспечивается комбинированием различных типов основных частей и трелей. Поэтому основную часть песни и заключительную трель можно считать единицами рекомбинации популяционного репертуара, но не индивидуального. Сравнение полученных результатов с данными по другим видам того же подсемейства Saxicolinae позволило подметить общую особенность организации их песенных репертуаров. Она состоит в возможности увеличения числа типов песен на индивидуальном и/или популяционном уровнях за счет комбинаторики стереотипных частей песни, разнообразие которых ограничено. Не исключено, что подобный паттерн может быть характерен и для других групп певчих птиц.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

А. С. Опаев

Институт проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: aleksei.opaev@sev-in.ru
Россия, Москва, 119071

Список литературы

  1. Иваницкий В. В., Марова И. М., 2021. Синтаксическая организация песни птиц // Зоологический журнал. Т. 100. № 10. С. 1145–1158.
  2. Иваницкий В. В., Марова И. М., Антипов В. А., 2013. Принципы построения и особенности дифференциации песни в московской популяции восточного соловья (Luscinia luscinia, Turdidae) // Зоологический журнал. Т. 92. № 2. С. 206–220.
  3. Иваницкий В. В., Марова И. М., Малых И. М., 2011. Контрасты синтаксиса в рекламном пении близких видов пеночек (Phylloscopus, Sylviidae) // Доклады Академии наук. Т. 438. С. 570–573.
  4. Мещерягина С. Г., Опаев А. С., 2023. Структурно-функциональные особенности двух типов песни у Phylloscopus humei (Phylloscopidae) // Nature Conservation Research. Заповедная наука. Т. 8(1). С. 96–107.
  5. Опаев А. С., 2021. Пение певчих воробьиных птиц (Passeri): структура, эволюция и роль в коммуникации. Автореф. Дис. … докт. биол. наук. М. 44 с.
  6. Опаев А. С., Колесникова Ю. А., 2019. Роль частоты исполнения и сложности пения в территориальном поведении голосистой пеночки (Phylloscopus schwarzi) // Зоологический журнал. Т. 98. № 3. С. 319–331.
  7. Панов Е. Н., Костина А. Н., Галиченко М. В., 1978. Организация песни у южного соловья Luscinia megarhynchos // Зоологический журнал. Т. 57. № 5. С. 569–581.
  8. Рыжановский В. Н., 2015. Особенности биологии и экологии северной синехвостки (Tarsiger cyanurus cyanurus) в лесотундре Западной Сибири // Зоологический журнал. Т. 94. № 12. С. 1422–1426.
  9. Рябицев В. К., 2021. Птицы Сибири. Справочник-определитель в двух томах. Т. 2. Москва – Екатеринбург: Кабинетный ученый. 450 с.
  10. Рябицев В. К., Рыжановский В. Н., 2022. Птицы полуострова Ямал и Приобской лесотундры. Т. 2. Воробьинообразные. Москва – Екатеринбург: Кабинетный ученый. 390 с.
  11. Шишкина Е. М., Опаев А. С., 2020. Изменчивость пения самцов голосистой пеночки (Phylloscopus schwarzi) в разные дни // Зоологический журнал. Т. 99. № 4. С. 450–458.
  12. Bhattacharya H., Cirillo J., Subba B. R., Todt D., 2007. Song performances rules in the Oriental Magpie robin (Copsychus salauris) // Our Nature. V. 5. P. 1–13.
  13. Catchpole C. K., Slater P. J.B., 2008. Bird song: biological themes and variations. Cambridge: Cambridge University Press. 335 p.
  14. Collins S. A., Croft S., Jeffs C., Brown S., de Kort S. R., 2024. Recovery of cirl bunting, Emberiza cirlus, song diversity after translocation // Conservation Science and Practice. V. 6. Is. 1. e13060.
  15. Cramp S. (ed.), 1988. Birds of Europe, the Middle East and North Africa. V. V. New York. 1063 p.
  16. Derrickson K. C., 1987. Yearly and situational changes in the estimate of repertoire size in northern mockingbirds (Mimus polyglottos) // Auk. V. 104. P. 198–207.
  17. Fuzukawa Y., Webb W. H., Pawley M. D.M., Roper M. M., Marsland S., Brunton D. H., Gilman A., 2020. Koe: web-based software to classify acoustic units and analyse sequence structure in animal vocalizations // Methods in Ecology and Evolution. V. 11. Iss. 3. P. 431–441.
  18. del Hoyo J., Collar N. J., 2016. HBW and BirdLife International illustrated checklist of the birds of the world. V. 2: Passerines. Barcelona: Lynx Edicions. 1013 p.
  19. Hultsch H., Todt D., 1989. Memorization and reproduction of songs in nightingales (Luscinia megarhynchos): evidence for package formation // Journal of Comparative Physiology A. V. 165. P. 197–203.
  20. Grieβmann B., Naguib M., 2002. Song sharing in neighboring and non-neighboring thrush nightingales (Luscinia luscinia) and its implication for communication // Ethology. V. 108. Is. 5. P. 377–388.
  21. Ivanitskii V. V., Ivlieva A., Gashkov S., Marova I., 2017. The song structure of the Siberian Blue Robin Luscinia [Larvivora] cyane and a comparison with related species // Ornithological Science. V. 16. P. 71–77.
  22. Ivanitskii V. V., Marova I. M., Antipov V. A., 2017а. Sequential organization in the song of thrush nightingale (Luscinia luscinia): clustering and sequential order of the song types // Bioacoustics. V. 26. P. 199–215.
  23. Ivanitskii V., Monakhova M., 2020. The song structure of the Siberian rubythroat Luscinia [Calliope] Calliope: branching syntax underlies complex and variable vocalization // Ornithological Science. V. 19. P. 177–186.
  24. Kipper S., Mundry R., Hultsch H., Todt D., 2004. Long-term persistence of song performance rules in nightingales (Luscinia megarhynchos): a longitudinal field study on repertoire size and composition // Behaviour. V. 141. P. 371–390.
  25. Kolesnikova Y. A., Opaev A. S., 2023. Repertoire structure of White-tailed Robin Myiomela leucura // Biology Bulletin. V. 50. # 4. P. 628–633.
  26. Morimoto G., Yamaguchi N., Ueda K., 2006. Plumage color as a status signal in male–male interaction in the red-flanked bushrobin, Tarsiger cyanurus // Journal of Ethology. V. 24. P. 261–266.
  27. Naguib M., Kolb H., 1992. Vergleich des strophenaufbaus und der strophenabfolge an gesa¨ngen von sprosser (Luscinia luscinia) und blaukehlchen (Luscinia svecica) // Journal of Ornithology. V. 133. P. 133–145.
  28. Nam H.-Y., Choi C.-Y., Kwon Y.-S., 2013. Age-dependent spring migration strategies of male orange-flanked bush robins (Tarsiger cyanurus) in Korea // Avian migrants in the Northern Pacific: breeding and stopover sites in changing earth. Abstracts. Yuzhno-Sakhalinsk. P. 24.
  29. Quiroz-Oliva M., Sosa-López J.R., 2022. Vocal behaviour of Sclater’s Wrens, a duetting Neotropical songbird: repertoires, dawn chorus variation, and song sharing // Journal of Ornithology. V. 163. P. 121–136.
  30. Price J. J., Yuan D. H., 2011. Song-type sharing and matching in a bird with very large song repertoires, the tropical mockingbird // Behaviour. V. 148. P. 673–689.
  31. R Core Team, 2023. R: A language and environment for statistical computing. Vienna: R Foundation for Statistical Computing. https://www.r-project.org
  32. Read A. F., Weary D. M., 1992. The evolution of bird song: comparative analyses // Philosophical Transactions of the Royal Society B. V. 338. P. 165–187.
  33. Sangster G., Alström P., Forsmark E., Olsson U., 2010. Multi-locus phylogenetic analysis of Old World chats and flycatchers reveals extensive paraphyly at family, subfamily and genus level (Aves: Muscicapidae) // Molecular Phylogenetics and Evolution. V. 57. P. 380–392.
  34. Singh A., Bhatt D., Sethi V. K., 2019. Singing behaviour of the oriental magpie robin (Copsychus saularis) // Journal of Ornithology. V. 160. P. 185–193.
  35. Todt D., Hultsch H., 1998. How songbirds deal with large amounts of serial information: retrieval rules suggest a hierarchical song memory // Biological Cybernetics. V. 79. P. 487–500.
  36. Ueta T., Fujii G., Morimoto G., 2020. Full-model finite-element analysis for structural color of Tarsiger cyanurus’s feather barbs // Forma. V. 35. P. 21–26.
  37. Wei C., Sangster G., Olsson U., Rasmussen P. C., Svensson L., Yao C., Carey G. J., Leader P. J., Zhang R., Chen G., Song G., Lei F., Wilcove D. S., Alström P., Liu Y., 2022. Cryptic species in a colorful genus: integrative taxonomy of the bush robins (Aves, Muscicapidae, Tarsiger) suggests two overlooked species // Molecular Phylogenetics and Evolution. V. 175. Article No. 107580.
  38. Zhao M., Burleigh J. G., Olsson U., Alström P., Kimball R. T., 2023. A near-complete and time-calibrated phylogeny of the Old World flycatchers, robins and chats (Aves, Muscicapidae) // Molecular Phylogenetics and Evolution. V. 178. Article № 107646.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Карта-схема точек записи самцов синехвостки (красные точки). Показаны 15 самцов (из изученных 19), обитавших в районе впадения р. Карасума в р. Она. Видны дороги, вдоль которых были записаны синехвостки.

Скачать (57KB)
3. Рис. 2. Примеры последовательных песен одного типа двух самцов синехвостки: вверху – самец № 5, внизу – самец № 10. Серым пунктиром показана основная часть песни, синим пунктиром – заключительная трель.

Скачать (39KB)
4. Рис. 3. Репертуары трех самцов синехвостки, у каждого из них – два типа песни. Серой рамкой показана основная часть песни, синей рамкой – заключительная трель. Цифры в кружках указывают номер данной единицы репертуара (тип основной части либо заключительной трели) в популяционном каталоге. Кружки одинакового цвета обозначают единицы репертуара, общие для разных типов песни одной особи или для нескольких особей. Показанные самцы синехвостки особи иллюстрируют основные типы изменчивости индивидуальных репертуаров: у самца № 4 все единицы репертуара разные, у самца № 13 разные типы песен имеют одинаковую заключительную трель, а у самца № 19 – одинаковую основную часть.

Скачать (62KB)
5. Рис. 4. Наблюдаемая встречаемость разных типов песен популяционного репертуара. Тип песни – это комбинация определенных типов основной части (строки, номера типов ЕР основной части показаны синим цветом) и заключительной трели (столбцы, номера типов ЕР заключительной трели показаны красным цветом). Номера в ячейках – количество самцов, у которых зафиксирован данный тип песни.

Скачать (69KB)

© Российская академия наук, 2025