Изучение особенностей питания учащихся младшего школьного возраста при наличии альтернативного меню
- Авторы: Валина С.Л.1, Штина И.Е.1, Устинова О.Ю.1,2, Эйсфельд Д.А.1
-
Учреждения:
- ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Пермский государственный национальный исследовательский университет, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
- Выпуск: Том 98, № 11 (2019)
- Страницы: 1272-1278
- Раздел: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Статья опубликована: 14.10.2020
- URL: https://vietnamjournal.ru/0016-9900/article/view/639789
- DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-11-1272-1278
- ID: 639789
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Проанализировано фактическое питание младших школьников при организации общественного питания с предоставлением трёх вариантов рациона завтрака, различающихся по цене и ассортименту блюд.
Материал и методы. Оценка организованного питания учащихся проведена по данным 36 меню-раскладок и с помощью индивидуального весового метода (5960 порций). Продуктовый набор суточного рациона проанализирован по 149 дневникам питания.
Результаты. Содержание нутриентов и энергетическая ценность блюд в фактически потреблённых рационах в 1,7–3,4 раза ниже сведений, представленных в меню, и в 2–2,7 раза – усреднённой потребности в пищевых веществах. При сравнении трёх вариантов рациона установлено, что стандартный завтрак (стоимостью до 50 рублей) являлся самым дефицитным (37–87%) по фактическому уровню потребления учащимися нутриентов и энергии. Наиболее полноценным по фактическому потреблению пищевых веществ являлся альтернативный завтрак, содержащий дополнительно салаты, рыбное и мясное блюдо, макаронные, кондитерские и хлебобулочные изделия. При анализе суточных рационов школьников по дневникам питания установлено снижение потребления рыбы, хлеба ржаного, молочных продуктов, яиц, овощей при одновременном увеличении потребления птицы, макаронных и кондитерских изделий.
Заключение. Данные выполненного исследования свидетельствуют о несоответствии между расчётными данными меню-раскладок и фактическими уровнями поступления нутриентов с рационом, дефицит которых составляет 59–87%. Фактическое потребление пищевых веществ за счёт школьных завтраков возрастает при наличии альтернативного меню. Необходимо совершенствовать системы контроля за организацией питания в детских коллективах, использовать современные модели организации обслуживания учащихся, формировать правильные стереотипы пищевого поведения.
Об авторах
Светлана Леонидовна Валина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Автор, ответственный за переписку.
Email: valina@fcrisk.ru
ORCID iD: 0000-0003-1719-1598
Кандидат мед. наук, заведующая отделом гигиены детей и подростков ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, Пермь.
e-mail: valina@fcrisk.ru
РоссияИ. Е. Штина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-5017-8232
Россия
О. Ю. Устинова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Пермский государственный национальный исследовательский университет, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-9916-5491
Россия
Д. А. Эйсфельд
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-0442-9010
Россия
Список литературы
- План действий в области пищевых продуктов и питания на 2015-2020 гг. Копенгаген, Дания: Европейский региональный комитет. 64-я сессия; 2014. 24 с. (EUR/RC64/14).
- Конь И.Я., Волкова Л.Ю., Димитриева С.А. Актуальные проблемы организации питания школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2009; 5 (194): 4-8.
- Мотовилов К.Я., Позняковский В.М., Мотовилов О.К., Нициевская К.Н., Щербинин В.В. Пища - главный фактор здоровья и долголетия человека. Пища. Экология. Качество. Труды XIV международной научно-практической конференции. Новосибирск 8-10 ноября 2017. Новосибирск; 2017: 8-12.
- Исаев В.А., Симоненко С.В., Антипова Т.А., Фелик С.В., Новикова И.И. Пути совершенствования дошкольного и школьного питания и укрепления здоровья детей. Пищевая промышленность. 2017; 7: 43-5.
- Гаврюшин М.Ю., Сазонова О.В., Бородина Л.М. Зависимость нарушения физического развития детей от полноценности школьного питания. Вопросы детской диетологии. 2016; 14 (6): 13-7.
- Шарманов Т.Ш., Салханова А.Б., Датхабаева Г.К. Сравнительная характеристика фактического питания детей в возрасте 9-10 лет. Вопросы питания. 2018; 6 (87): 28-41. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10064
- Лебедева У.М., Баттахов П.П., Степанов К.М., Лебедева А.М., Занковский С.С., Булгакова Л.И. и соавт. Организация питания детей и подростков на региональном уровне. Вопросы питания. 2018; 6 (87): 48-56. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10066
- Correa-Burrows P., Burrows R., Orellana Y., Ivanovic D. The relationship between unhealthy snacking at school and academic outcomes: a population study in Chilean schoolchildren. Public Health Nutr. 2015; 18 (11): 2022-30. https://doi.org/10.1017/S1368980014002602
- Тапешкина Н.В., Егоренко Т.Г. Результаты гигиенической оценки школьных завтраков. Здоровье населения и среда обитания. 2016; 1 (274): 27-30.
- Ладнова Г.Г., Курочицкая М.Г., Гладских М.Н., Грядунова Е.И. Фактическое питание детей, проживающих в экологических условиях современного города. Вестник Брянского государственного университета. 2012; 4 (1): 119-21.
- Васильев В.В., Перекусихин М.В. Гигиеническая оценка реализации мероприятий по снижению рисков, сохранению и укреплению здоровья детей в общеобразовательных организациях. Анализ риска здоровью. 2018; 3: 128-35.
- Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э., Фатьянова Л.Н., Семенова Я.А., Базарова Л.Б. и соавт. Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет. Вопросы питания. 2017; 4 (86): 50-60. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2017-00059
- Соболева Л.Г., Шаршакова Т.М. Питание школьников: гигиеническая оценка и пути рационализации. Проблемы здоровья и экологии. 2011; 4 (30): 147-50.
- Горелова Ж.Ю. Анализ отечественных и зарубежных исследований о здоровом питании детей и подростков в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 3: 40-6.
- Рождественская Л.Н. Организация питания в общеобразовательных учреждениях: проблемы и пути решения. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2013; 13 (2): 84-94.
- Поткина О.В., Горюнова С.В. Проблемы обеспечения безопасного питания учащихся в образовательных учреждениях. Вестник РУДН. Экология и безопасность жизнедеятельности. 2012; 3: 84-93.
- Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Олюшина Е.А., Поляшова А.С., Котова Н.В., Бадеева Т.В. и соавт. Влияние социально-гигиенических факторов на формирование пищевого статуса детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016; 9 (95): 847-53.
- Ofosu N.N., Ekwaru J.P., Bastian K.A., Loehr S.A., Storey K., Spence J.C. et al. Long-term effects of comprehensive school health on health-related knowledge, attitudes, self-efficacy, health behaviours and weight status of adolescents. BMC Public Health. 2018; 18 (1): 515. https://doi.org/10.1186/s12889-018-5427-4
- Vander Ploeg K.A., Maximova K., McGavock J., Davis W., Veugelers P. Do school-based physical activity interventions increase or reduce inequalities in health? Soc Sci Med. 2014; 112: 80-7. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2014.04.032
- Larson N., Miller J.M., Eisenberg M.E., Watts A.W., Story M., Neumark-Sztainer D. Multicontextual correlates of energy-dense, nutrient-poor snack food consumption by adolescents. Appetite. 2017; 112: 23-34. https://doi.org/10.1016/j.appet.2017.01.008
- Магомедов Г.О., Зацепилина Н.П., Лыгин В.В. Актуальные аспекты организации школьного питания, соответствующего возрастным физиологическим потребностям. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2014; 3: 93-8.
- Клиндухов В.П., Николаевич П.Н., Харыбина Н.В., Вечерняя Л.С., Бояринцева М.Н. Проблемы и перспективы школьного питания в Краснодарском крае. Здоровье населения и среда обитания. 2008; 7: 15-9.
- Сетко Н.П., Бородина Е.С., Валова А.Я. Гигиеническая характеристика питания учащихся общеобразовательных учреждений города и села. Гигиена и санитария. 2012; 3: 46-8.
- Блинова Е.Г., Новикова И.И., Демакова Л.В., Чеснокова М.Г., Шоева О.С. Организация и качество школьного питания с учётом субъективной оценки школьников. Современные проблемы науки и образования. 2017; 5: 60.
- Yazdi Feyzabadi V., Keshavarz Mohammadi N., Omidvar N., Karimi-Shahanjarini A., Nedjat S., Rashidian A. Factors Associated With Unhealthy Snacks Consumption Among Adolescents in Iran’s Schools. Int J Health Policy Manag. 2017; 6 (9): 519-28. https://doi.org/10.15171/ijhpm.2017.09
- Тутельян В.А. Химический состав и калорийность российских продуктов питания: справочник. М.: ДеЛи плюс; 2012. 284 с.
- Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика; 1998. 459 с.
- Тапешкина Н.В., Перевалов А.Я. Оценка фактического питания детей в школе. Сибирский научный медицинский журнал. 2015; 4 (35): 49-54.
- Денисович Ю.Ю., Гаврилова Г.А. Совершенствование организации школьного питания. Техника и технология пищевых производств. 2013; 1 (28): 112-6.
- Зулькарнаева А.Т., Поварго Е.А., Зулькарнаев Т.Р., Овсянникова Л.Б. Оценка фактического питания школьников г. Уфы. Современные проблемы науки и образования. 2012; 4: 40-1.
- Иванова В.Н., Могильный М.П., Шленская Т.В., Валентинова Н.И., Шарова Т.Н. Проблемы организации и дальнейшие перспективы развития питания школьников. Успехи современной науки. 2016; 8 (4): 6-10.
- Wang J., Fielding-Singh P. How food rules at home influence independent adolescent food choices. J Adolesc Health. 2018; 63 (2): 219-26. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2018.02.010
Дополнительные файлы
