Психофизиологическая характеристика особенностей становления когнитивных функций у учащихся старших классов
- Авторы: Сетко Н.П.1, Жданова О.М.1, Сетко А.Г.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Россиийской Федераии
- Выпуск: Том 100, № 4 (2021)
- Страницы: 358-364
- Раздел: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Статья опубликована: 13.05.2021
- URL: https://vietnamjournal.ru/0016-9900/article/view/639423
- DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-358-364
- ID: 639423
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Гармоничное развитие когнитивных функций является необходимым условием успешного освоения обучающимися образовательной программы.
Цель исследования – дать психофизиологическую характеристику особенностей формирования когнитивных функций у учащихся старших классов.
Материалы и методы. У 300 учащихся старших классов традиционной общеобразовательной школы проведено исследование функционального состояния центральной нервной системы методом вариационной хронорефлексометрии; выполнена оценка когнитивных способностей и уровня интеллектуального развития с помощью компьютерных тестов.
Результаты. Показано, что у учащихся 9-х и 11-х классов отсутствовали достоверные отличия в функциональных показателях центральной нервной системы, при этом функциональный уровень нервной системы был ниже физиологической нормы в 1,6–1,7 раза, устойчивость нервной реакции – в 1,3–1,4 раза, уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы – в 1,3 раза. Снижение уровня функционирования центральной нервной системы у исследуемых подростков было обусловлено расходом резервных функциональных возможностей центральной нервной системы и организма в целом на формирование когнитивных функций, о чём свидетельствовало развитие у учащихся от 9-го к 11-му классу вербального и невербального мышления, высокой скорости мыслительных процессов, произвольного внимания и его устойчивости. Доказано, что развитие мышления способствовало становлению произвольного внимания, повышению его устойчивости и степени концентрации, что подтверждала установленная корреляционная связь умеренной силы между показателем точности и уровнем сформированности различных видов мышления (r = 0,4).
Заключение. Особенности интеллектуального становления учащихся могут учитываться при организации учебного процесса в традиционных общеобразовательных учреждениях в целях повышения уровня когнитивного развития и академической успеваемости обучающихся.
Об авторах
Н. П. Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Россиийской Федераии
Автор, ответственный за переписку.
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-8073-0614
Россия
Олеся Михайловна Жданова
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Россиийской Федераии
Email: robokors@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4694-0674
Ординатор кафедры профилактической медицины ФГБОУ ВО ОрГМУ МЗ РФ, 460000, Оренбург, Российская Федерация.
e-mail: Robokors@yandex.ru
РоссияА. Г. Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Россиийской Федераии
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-6887-6776
Россия
Список литературы
- Кучма В.Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде. М.: Педиатр; 2016.
- Сетко И.М., Сетко Н.П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания. Оренбургский медицинский вестник. 2018; 6(2): 4-13.
- Кучма В.Р. Факторы риска здоровью обучающихся в современной российской школе: идентификация, оценка и профилактика средствами гигиены. В кн.: Сборник статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием «Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях». Екатеринбург; 2018: 20-6.
- Саньков С.В., Кучма В.Р. Гигиеническая оценка влияния на детей факторов современной электронной информационно-образовательной среды школ. Вестник новых медицинских технологий. 2019; (3): 98-103. https://doi.org/10.24411/2075-4094-2019-16380
- Сетко Н.П., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Адаптационная медицина детей и подростков. Оренбург; 2018.
- Сетко Н.П., Сетко А.Г. Актуальные проблемы развития школьной медицины на современном этапе. Лечение и профилактика. 2017; (1): 57-62.
- Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Шумкова Т.В. Оптимизация учебного процесса в школе как способ профилактики нарушений здоровья школьников. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2010; (3): 119-20.
- Анисимова Н.В., Опарина О.Н., Сугробова Г.А., Савина Л.Н. Распределение учебной нагрузки гимназистов в динамике учебного дня и недели на основе параметров умственной работоспособности. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015; (4): 226-34.
- Ставцева В.В. Динамика умственной работоспособности учащихся 4-11 классов на уроках в течение учебного дня и недели. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2012; (3): 166-73.
- Александрова И.Э. Гигиеническая оценка учебного расписания в условиях школьной цифровой среды. Здоровье населения и среда обитания. 2018; (3): 15-7. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-300-3-15-17
- Черницына Н.В. Динамика психофизиологических показателей работоспособности и утомления учащихся младших классов в течение учебной недели. Вестник Югорского государственного университета. 2014; (1): 43-7.
- Сетко Н.П., Булычева Е.В., Жамавова Л.Д., Сетко И.А. Гигиеническая оценка напряженности учебного процесса на уроках гуманитарного и математического профилей и ее влияние на работоспособность учеников старших классов. Оренбургский медицинский вестник. 2019; 7(3): 57-61.
- Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Лезжова Г.Н., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Учебная, внеучебная и общая нагрузка, режим дня старшеклассников при интеллектуальных нагрузках повышенной интенсивности. Новые исследования. 2016; (4): 71-84.
- Рукавкова Е.М. Розанов М.Ю. Гигиеническая оценка режима дня и состояния здоровья учащихся лицея. В кн.: Наука в современном мире. М.; 2018: 31-4.
- Валеева Э.Р., Зиятдинова А.И. Оценка факторов риска, влияющих на здоровье учащихся различных типов общеобразовательных учреждений. Фундаментальные исследования. 2014; (10): 1052-5.
- Попова Е.В., Волокитина Т.В. Особенности развития структуры интеллекта школьников 11-18 лет. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2012; (1): 77-86.
- Безруких М.М., Логинова Е.С., Парцалис Е.М. Комплексная диагностика индивидуальных нарушений когнитивного развития и их коррекция. Физиология человека. 2015; 41(4): 18-30. https://doi.org/10.7868/S0131164615040049
- Шевелева Д.Е. Помощь неуспевающим ученикам: психологическое и педагогическое решение проблемы для российского и зарубежного образования. Школьные технологии. 2018; (5): 78-84.
- Schulte-Körne G. Mental Health Problems in a School Setting in Children and Adolescents. Dtsch. Arztebl. Int. 2016; 113(11): 183-90. https://doi.org/10.3238/arztebl.2016.0183
- Вавилов Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников. Ярославский педагогический вестник. 2016; (2): 19-24.
- Лубкарева К.В. Психологические проблемы неуспеваемости младших подростков. В кн.: Будущее науки - 2019. Сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. Курск; 2019: 183-6.
- Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека. Методическое руководство. М.; 2003.
- Сысоев В.Н. Тест Э. Ландольта. Диагностика работоспособности. СПб.; 2000.
- Гуревич К.М., Аким М.К., Борисова Е.М., Логинова Г.П., Раевский А.М., Ференс Н.А. Тест АСТУР. Психологическая наука и образование. 1996; 1(1): 105-6.
- Баранова А.А., Щеплягина Л.А., ред. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2006.
- Falch T., Massih S.S. The effect of education on cognitive ability. Econ. Inq. 2011; 49(3): 838-56. https://doi.org/10.1111/j.1465-7295.2010.00312.x
- Попова Е.В. Особенности мышления школьников 7-18 лет. Arctic Evironmental Research. 2009; (2): 13-20.
- Пахомова А.М. Зависимость динамики соотношения вербального/невербального компонентов творческого мышления подростков от типа школьного обучения. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2014; (1): 188-93.
- Арскиева З.А. Развитие вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2016; (1): 232-4.
Дополнительные файлы
