ВЛИЯНИЕ МЕДИТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ
- Autores: 1
-
Afiliações:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Edição: Volume 1 (2025)
- Páginas: 254-254
- Seção: ЧАСТЬ I. Биология
- ##submission.dateSubmitted##: 11.06.2025
- ##submission.dateAccepted##: 23.06.2025
- ##submission.datePublished##: 02.11.2025
- URL: https://vietnamjournal.ru/osnk-sr2025/article/view/683982
- ID: 683982
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. Процесс обучения в вузе сопряжен с возникновением у студентов стрессовых состояний, эмоционального напряжения, тревоги в сочетании с нарушением сердечного ритма. Это актуализирует проблему поддержания функционального состояния сердца и повышения стрессоустойчивости обучающихся. В связи с этим вызывает интерес медитация как способ благотворного воздействия на нервную и сердечно-сосудистую системы и как метод ослабления стресса и улучшения когнитивных функций [1, 2]. Однако студенты в этом плане изучены мало, а имеющиеся данные не однозначны.
Цель: изучить влияние медитативной практики на вариабельность сердечного ритма (ВСР), уровень тревожности и внимание у студенток.
Методы. Была сформирована группа из 27 студенток Самарского университета в возрасте 20-21 года. Измерения выполняли в исходном состоянии и после медитации «Освобождение от стресса» (10 минут и 22 секунды), автором которой является психолог В. Маркович. Тревожность оценивали с помощью теста Спилбергера − Ханина. ВСР регистрировали методом вариационной пульсоксиметрии. Для анализа внимания применяли корректурный тест Анфимова. Результаты статистически обработаны.
Результаты. Медитация снижала ситуативную тревожность с 41 до 32 баллов, т.е. на 21% (p<0,001), и личностную – на 7% (p<0,01), изменив её уровень с высокого на средний. Анализ ВСР подтвердил ослабление напряжения организма девушек, так как после сеанса медитации уменьшился стресс-индекс (на 28%; p<0,001), произошел рост моды распределения кардиоинтервалов (на 6%; p<0,001), и снизилась её амплитуда (на 19%; p<0,001). Отмечалось снижение индекса СИМ (на 50%; p<0,01) и увеличение индекса ПАР (на 14%; p<0,001), что свидетельствует об оптимизации состояния сердечно-сосудистой системы и усилении ваготонических влияний на синусный узел. На это также указывает пролонгация кардиоинтервалов (p<0,001) и снижение частоты сердечных сокращений (p<0,001). Важным эффектом медитации оказался рост индекса вариабельности кардиоритма HRV на 17% (p<0,01), что согласуется с повышением показателя SDNN на 18% (p<0,001). Спектральные компоненты ВСР, отражающие парасимпатические и симпатические влияния на сердце, после медитации значительно повысились, в том числе HF – на 62% (p<0,01) и LF – на 53% (p<0,05). Возможно, это связано с одновременным расслаблением организма и умственной концентрацией на тексте медитации и собственных ощущениях в теле. В уровне интенсивности и качества внимания обследованных девушек статистически значимых изменений не произошло. В целом, полученные данные позволяют говорить о благоприятной реакции организма на медитацию.
Выводы. Таким образом, медитация «Освобождение от стресса» способствует преодолению стрессовых ситуаций, улучшая ВСР и оказывая психостабилизирующий эффект. Данная практика может быть рекомендована студентам, в том числе девушкам, для оптимизации функционального состояния сердца и снятия тревожности.
Texto integral
Обоснование. Процесс обучения в вузе сопряжен с возникновением у студентов стрессовых состояний, эмоционального напряжения, тревоги в сочетании с нарушением сердечного ритма. Это актуализирует проблему поддержания функционального состояния сердца и повышения стрессоустойчивости обучающихся. В связи с этим вызывает интерес медитация как способ благотворного воздействия на нервную и сердечно-сосудистую системы и как метод ослабления стресса и улучшения когнитивных функций [1, 2]. Однако студенты в этом плане изучены мало, а имеющиеся данные не однозначны.
Цель — изучить влияние медитативной практики на вариабельность сердечного ритма (ВСР), уровень тревожности и внимание у студенток.
Методы. Была сформирована группа из 27 студенток Самарского университета в возрасте 20–21 года. Измерения выполняли в исходном состоянии и после медитации «Освобождение от стресса» (10 минут и 22 секунды), автором которой является психолог В. Маркович. Тревожность оценивали с помощью теста Спилбергера−Ханина. ВСР регистрировали методом вариационной пульсоксиметрии. Для анализа внимания применяли корректурный тест Анфимова. Результаты статистически обработаны.
Результаты. Медитация снижала ситуативную тревожность с 41 до 32 баллов, т. е. на 21 % (p < 0,001), и личностную — на 7 % (p < 0,01), изменив ее уровень с высокого на средний. Анализ ВСР подтвердил ослабление напряжения организма девушек, так как после сеанса медитации уменьшился стресс-индекс (на 28 %; p < 0,001), произошел рост моды распределения кардиоинтервалов (на 6 %; p < 0,001), и снизилась ее амплитуда (на 19 %; p < 0,001). Отмечалось снижение индекса СИМ (на 50 %; p < 0,01) и увеличение индекса ПАР (на 14 %; p < 0,001), что свидетельствует об оптимизации состояния сердечно-сосудистой системы и усилении ваготонических влияний на синусный узел. На это также указывает пролонгация кардиоинтервалов (p < 0,001) и снижение частоты сердечных сокращений (p < 0,001). Важным эффектом медитации оказался рост индекса вариабельности кардиоритма HRV на 17 % (p < 0,01), что согласуется с повышением показателя SDNN на 18 % (p < 0,001). Спектральные компоненты ВСР, отражающие парасимпатические и симпатические влияния на сердце, после медитации значительно повысились, в том числе HF — на 62 % (p < <0,01) и LF — на 53 % (p < 0,05). Возможно, это связано с одновременным расслаблением организма и умственной концентрацией на тексте медитации и собственных ощущениях в теле. В уровне интенсивности и качества внимания обследованных девушек статистически значимых изменений не произошло. В целом полученные данные позволяют говорить о благоприятной реакции организма на медитацию.
Выводы. Таким образом, медитация «Освобождение от стресса» способствует преодолению стрессовых ситуаций, улучшая ВСР и оказывая психостабилизирующий эффект. Данная практика может быть рекомендована студентам, в том числе девушкам, для оптимизации функционального состояния сердца и снятия тревожности.
Sobre autores
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Autor responsável pela correspondência
Email: lzzoo@yandex.ru
студентка, группа 4403-060301D, биологический факультет
Rússia, СамараBibliografia
- Bhagat A., Srivastav S., Malhotra A.S., et al. Role of meditation in ameliorating examination stress induced changes in cardiovascular and autonomic functions // Ann Neurosci. 2023. Vol. 30 N 3. P. 188–196. doi: 10.1177/09727531231169629
- Gupta P.K., Malhotra N., Goel P., et al. Effect of heartfulness meditation program on perceived stress and satisfaction with life of female students // Front Psychiatry. 2023. Vol. 14. P. 1214603. doi: 10.3389/fpsyt.2023.1214603
Arquivos suplementares



