Оценка конкурентоспособности отечественной авиационной техники на современном рынке пассажирских перевозок
- Autores: 1
-
Afiliações:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Edição: Volume 1 (2025)
- Páginas: 51-52
- Seção: ЧАСТЬ I. Менеджмент, маркетинг и логистика
- ##submission.dateSubmitted##: 26.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 18.06.2025
- ##submission.datePublished##: 02.11.2025
- URL: https://vietnamjournal.ru/osnk-sr2025/article/view/680541
- ID: 680541
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. Повышение значения показателя авиационной подвижности населения является одной из приоритетных задач Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. При уровне показателя в 0,74 авиаперелетов, совершаемых одним жителем страны в год, тенденцию на его рост могут задать такие факторы, как уменьшение стоимости перевозки для конечного потребителя и расширение маршрутной сети. В свою очередь введение новых маршрутов для авиакомпаний означает не только получение доходов, но и дополнительные издержки, напрямую зависящие от используемого типа воздушных судов.
Цель — определение экономически эффективного типа воздушных судов для перевозки пассажиров между Приволжским и Сибирским федеральными округами.
Методы. В настоящей работе используется методика определения себестоимости рейса, основанная на «Методических рекомендациях по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний» 1999 г. При этом учитываются действующая нормативно-правовая база, технические и экономические характеристики отечественных и зарубежных типов воздушных судов, отчетные показатели деятельности авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» [1].
Результаты. В ходе исследования был проанализирован уровень авиационной связности Приволжского федерального округа на примере аэропортов Самары, Казани и Уфы. Были определены наиболее распространенные типы воздушных судов, использующиеся на внутренних и международных рейсах [2–4].
На примере связи Приволжского и Сибирского федеральных округов был проанализирован рынок коммерческих перевозок. Было определено, что количество рейсов, которое отправлялось в Сибирский федеральный округ за период с 10 по 16 марта 2025 г. равнялось 68 единицам, что составило всего 10 % от общего числа рейсов. На данный момент на направлениях между округами выполняют перевозки 11 авиакомпаний, а сообщение характеризуется низкой частотностью рейсов по большинству направлений. Исключением являются направления между аэропортами Уфы, Казани, Самары и Новосибирском, где рейсы выполняются ежедневно. Среди общего количества рейсов на трех направлениях рейсы выполняются по код-шеринговым соглашениям. Наиболее распространены перевозки с использованием самолетов А-319, A-320 и B-737.
На примере введения в маршрутную сеть нового направления для авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» был произведен расчет себестоимости рейса по направлению Самара — Иркутск — Самара для трех типов воздушных судов: B-747-800, A-320-214, МС-21-310 (рис. 1).
Рис. 1. Распределение расходов при выполнении рейса Самара — Иркутск — Самара
При анализе долей расходов было определено, что свыше 50 % всех затрат на выполнение рейса отводится на расходы, связанные с авиационными горюче-смазочными материалами и выплатами на лизинг или амортизацию воздушных судов. Наименьшая величина авиационной составляющей затрат на выполнение рейса наблюдается у МС-21-310. Однако на настоящий момент по данному современному типу самолета не завершены сертификационные испытания, отсутствует серийное производство, а также отсутствует квалифицированный авиационный персонал, что свидетельствует о некоторой доли условности в проведенных расчетах.
Выводы. Был определен наиболее экономичный из рассматриваемых тип воздушных судов в составе флота авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» для выполнения коммерческих перевозок на направлении Самара — Иркутск. Использование самолетов А-320-214 обеспечит наименьшие авиационные издержки.
Texto integral
Обоснование. Повышение значения показателя авиационной подвижности населения является одной из приоритетных задач Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. При уровне показателя в 0,74 авиаперелетов, совершаемых одним жителем страны в год, тенденцию на его рост могут задать такие факторы, как уменьшение стоимости перевозки для конечного потребителя и расширение маршрутной сети. В свою очередь введение новых маршрутов для авиакомпаний означает не только получение доходов, но и дополнительные издержки, напрямую зависящие от используемого типа воздушных судов.
Цель — определение экономически эффективного типа воздушных судов для перевозки пассажиров между Приволжским и Сибирским федеральными округами.
Методы. В настоящей работе используется методика определения себестоимости рейса, основанная на «Методических рекомендациях по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний» 1999 г. При этом учитываются действующая нормативно-правовая база, технические и экономические характеристики отечественных и зарубежных типов воздушных судов, отчетные показатели деятельности авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» [1].
Результаты. В ходе исследования был проанализирован уровень авиационной связности Приволжского федерального округа на примере аэропортов Самары, Казани и Уфы. Были определены наиболее распространенные типы воздушных судов, использующиеся на внутренних и международных рейсах [2–4].
На примере связи Приволжского и Сибирского федеральных округов был проанализирован рынок коммерческих перевозок. Было определено, что количество рейсов, которое отправлялось в Сибирский федеральный округ за период с 10 по 16 марта 2025 г. равнялось 68 единицам, что составило всего 10 % от общего числа рейсов. На данный момент на направлениях между округами выполняют перевозки 11 авиакомпаний, а сообщение характеризуется низкой частотностью рейсов по большинству направлений. Исключением являются направления между аэропортами Уфы, Казани, Самары и Новосибирском, где рейсы выполняются ежедневно. Среди общего количества рейсов на трех направлениях рейсы выполняются по код-шеринговым соглашениям. Наиболее распространены перевозки с использованием самолетов А-319, A-320 и B-737.
На примере введения в маршрутную сеть нового направления для авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» был произведен расчет себестоимости рейса по направлению Самара — Иркутск — Самара для трех типов воздушных судов: B-747-800, A-320-214, МС-21-310 (рис. 1).
Рис. 1. Распределение расходов при выполнении рейса Самара — Иркутск — Самара
При анализе долей расходов было определено, что свыше 50 % всех затрат на выполнение рейса отводится на расходы, связанные с авиационными горюче-смазочными материалами и выплатами на лизинг или амортизацию воздушных судов. Наименьшая величина авиационной составляющей затрат на выполнение рейса наблюдается у МС-21-310. Однако на настоящий момент по данному современному типу самолета не завершены сертификационные испытания, отсутствует серийное производство, а также отсутствует квалифицированный авиационный персонал, что свидетельствует о некоторой доли условности в проведенных расчетах.
Выводы. Был определен наиболее экономичный из рассматриваемых тип воздушных судов в составе флота авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» для выполнения коммерческих перевозок на направлении Самара — Иркутск. Использование самолетов А-320-214 обеспечит наименьшие авиационные издержки.
Sobre autores
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Autor responsável pela correspondência
Email: zheleznovyaroslav1814@gmail.com
студент, группа 1326-230301D, институт авиационной и ракетно-космической техники
Rússia, СамараBibliografia
- aeroflot.ru [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Аэрофлот — российские авиалинии». Режим доступа: https://www.aeroflot.ru Дата обращения: 10.05.2025.
- kuf.aero [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Международный аэропорт «Курумоч». Режим доступа: https://kuf.aero/ Дата обращения: 10.05.2025.
- kazan.aero [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Международный аэропорт «Казань». Режим доступа: https://kazan.aero/ Дата обращения: 10.05.2025.
- airportufa.ru [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Международный аэропорт «Уфа». Режим доступа: https://www.airportufa.ru Дата обращения: 10.05.2025.
Arquivos suplementares




