Подходы к рациональной организации рабочего времени в сфере образования
- Authors: 1
 - 
							Affiliations: 
							
- Самарский государственный технический университет
 
 - Issue: Vol 1 (2024)
 - Pages: 84-85
 - Section: ЧАСТЬ I. Менеджмент, маркетинг и логистика
 - URL: https://vietnamjournal.ru/osnk-sr2024/article/view/632521
 - ID: 632521
 
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В условиях развития цифровых технологий управление временем становится ключевым элементом успеха специалистов, поскольку эффективное распределение рабочего времени сотрудников и обучающихся помогает создать более приятную и продуктивную образовательную среду, способствует достижению целей и результатов, позволяет максимально эффективно использовать аудитории и другие ресурсы образовательного учреждения.
Цель — рационализировать организацию рабочего времени на примере расписания занятий студентов в СамГТУ.
Методы. Для достижения базовой цели данного исследования использовались общие научные методы познания, такие как анализ и синтез. Для разработки рекомендаций применялись экспертные методы, метод дедукции и индукции, анкетирование. Также использовались нормативные правовые документы.
Результаты. С развитием технологического прогресса и изменением образовательных методик процесс организации учебной среды стал более сложным. В настоящее время расписание в образовательных учреждениях (табл. 1) разрабатывается с учетом множества факторов, таких как потребности обучающихся и сотрудников, технические возможности и др.
Таблица 1. Анализ графиков учебных процессов в самарских вузах
Номер занятия  | СамГТУ  | СГИК  | Самарский университет  | ПГТУТИ  | 
1-я пара  | 8.00–9.35  | 9.00–10.30  | 8.00–9.35  | 8.10–9.45  | 
2-я пара  | 9.45–11.20  | 10.40–12.10  | 9.45–11.20  | 9.55–11.30  | 
3-я пара  | 11.50–13.25  | 12.20–13.50  | 11.30–13.05  | 11.40–13.15  | 
4-я пара  | 13.35–15.10  | 14.30–16.00  | 13.30–15.05  | 13.35–15.10  | 
5-я пара  | 15.10–17.15  | 16.10–17.40  | 15.15–16.50  | 15.20–16.55  | 
6-я пара  | 17.25–19.00  | 17.50–19.20  | 17.00–18.35  | 17.05–18.40  | 
7-я пара  | 19.00–20.45  | 19.30–21.00  | 18.45–20.15  | 19.00–20.35  | 
8-я пара  | –  | –  | 20.25–21.55  | –  | 
Обеденный перерыв  | 11.20–11.50 (30 мин.) 15.10–15.40 (30 мин.)  | 13.50–14.30 (40 мин.)  | 13.05–13.30 (25 мин.)  | 13.15–13.35 (20 мин.) 18.40–19.00 (20 мин.)  | 
Проанализировав графики учебных процессов в самарских вузах, можно выделить следующие аспекты:
1) разное начало и окончание занятий по дням недели, которые создают сложности в планировании недели и неблагоприятно влияют на распорядок дня;
2) наблюдается общий подход к перерывам между парами, которые составляют 10 минут;
3) обеденный перерыв по вузам различается по продолжительности (от 20 до 30 минут) и времени его начала (11.20 и 15.10 в СамГТУ, 13.05 в Самарский университет, 13.15 и 18.40 в ПГУТИ, 13.50 в СГИК).
Авторами разработан проект расписания в СамГТУ, основанный на физиологическом аспекте и привычном распорядке дня с обеденным перерывом 40 минут в 13.35. Проект расписания учитывает федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 37. п. 2 «Организация питания обучающихся», где сказано, что расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, и Трудовой кодекс РФ ст. 108 «Перерывы для отдыха и питания», где сказано, что время обеда (не менее 30 минут) не входит в оплату труда персонала [1, 2].
Выводы. Оптимально составленное и структурированное расписание играет важную роль в организации учебного процесса: позволяет университету обеспечить эффективное использование ресурсов, а преподавателям и студентам — продуктивно планировать время и успешно управлять своими рабочими обязанностями.
Full Text
Обоснование. В условиях развития цифровых технологий управление временем становится ключевым элементом успеха специалистов, поскольку эффективное распределение рабочего времени сотрудников и обучающихся помогает создать более приятную и продуктивную образовательную среду, способствует достижению целей и результатов, позволяет максимально эффективно использовать аудитории и другие ресурсы образовательного учреждения.
Цель — рационализировать организацию рабочего времени на примере расписания занятий студентов в СамГТУ.
Методы. Для достижения базовой цели данного исследования использовались общие научные методы познания, такие как анализ и синтез. Для разработки рекомендаций применялись экспертные методы, метод дедукции и индукции, анкетирование. Также использовались нормативные правовые документы.
Результаты. С развитием технологического прогресса и изменением образовательных методик процесс организации учебной среды стал более сложным. В настоящее время расписание в образовательных учреждениях (табл. 1) разрабатывается с учетом множества факторов, таких как потребности обучающихся и сотрудников, технические возможности и др.
Таблица 1. Анализ графиков учебных процессов в самарских вузах
Номер занятия  | СамГТУ  | СГИК  | Самарский университет  | ПГТУТИ  | 
1-я пара  | 8.00–9.35  | 9.00–10.30  | 8.00–9.35  | 8.10–9.45  | 
2-я пара  | 9.45–11.20  | 10.40–12.10  | 9.45–11.20  | 9.55–11.30  | 
3-я пара  | 11.50–13.25  | 12.20–13.50  | 11.30–13.05  | 11.40–13.15  | 
4-я пара  | 13.35–15.10  | 14.30–16.00  | 13.30–15.05  | 13.35–15.10  | 
5-я пара  | 15.10–17.15  | 16.10–17.40  | 15.15–16.50  | 15.20–16.55  | 
6-я пара  | 17.25–19.00  | 17.50–19.20  | 17.00–18.35  | 17.05–18.40  | 
7-я пара  | 19.00–20.45  | 19.30–21.00  | 18.45–20.15  | 19.00–20.35  | 
8-я пара  | –  | –  | 20.25–21.55  | –  | 
Обеденный перерыв  | 11.20–11.50 (30 мин.) 15.10–15.40 (30 мин.)  | 13.50–14.30 (40 мин.)  | 13.05–13.30 (25 мин.)  | 13.15–13.35 (20 мин.) 18.40–19.00 (20 мин.)  | 
Проанализировав графики учебных процессов в самарских вузах, можно выделить следующие аспекты:
1) разное начало и окончание занятий по дням недели, которые создают сложности в планировании недели и неблагоприятно влияют на распорядок дня;
2) наблюдается общий подход к перерывам между парами, которые составляют 10 минут;
3) обеденный перерыв по вузам различается по продолжительности (от 20 до 30 минут) и времени его начала (11.20 и 15.10 в СамГТУ, 13.05 в Самарский университет, 13.15 и 18.40 в ПГУТИ, 13.50 в СГИК).
Авторами разработан проект расписания в СамГТУ, основанный на физиологическом аспекте и привычном распорядке дня с обеденным перерывом 40 минут в 13.35. Проект расписания учитывает федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 37. п. 2 «Организация питания обучающихся», где сказано, что расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, и Трудовой кодекс РФ ст. 108 «Перерывы для отдыха и питания», где сказано, что время обеда (не менее 30 минут) не входит в оплату труда персонала [1, 2].
Выводы. Оптимально составленное и структурированное расписание играет важную роль в организации учебного процесса: позволяет университету обеспечить эффективное использование ресурсов, а преподавателям и студентам — продуктивно планировать время и успешно управлять своими рабочими обязанностями.
About the authors
Самарский государственный технический университет
							Author for correspondence.
							Email: ostahanova2005@gmail.com
				                					                																			                								
студентка, группа 1-ИИЭиГО-104, специальность 38.05.01 Экономическая безопасность
Russian Federation, СамараReferences
- www.consultant.ru [Электронный ресурс]. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» [дата обращения: 22.05.2024]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/e5372d6d5b4babeec9319080838dea4cf2f7661e/
 - consultant.ru [Электронный ресурс]. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) [дата обращения: 22.05.2024]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/b25591b628cf4c13d185a767e6c1d04842257a16/
 
Supplementary files
				
			
					
						
						
						
						
									

