Цифровой детокс от социальных сетей среди студенческой молодежи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Исследован цифровой детокс от социальных сетей среди студенческой молодежи. На основе 30 полуструктурированных интервью со студентами гуманитарных специальностей в возрасте 18–24 лет в логике «обоснованной теории» проведено открытое и осевое кодирование. Определены условия, способствующие цифровому детоксу, мотивы непосредственного цифрового детокса от соцсетей, мотивы, препятствующие цифровому детоксу, его последствия для жизни информантов и их планы на будущее в отношении детокса. Среди условий, способствующих детоксу, выделены положительное отношение к цифровым технологиям в семьях информантов и активная невиртуальная жизнь, наполненная хобби. Цифровой детокс происходит в периоды, требующие максимальной концентрации внимания, например, во время сессии, при возвращении к родным иногородних студентов; отказ от соцсетей возможен также вследствие переоценки жизненных ценностей и стремления к более осознанной жизни. Среди мотивов цифрового детокса выделены: цифровое выгорание, цифровое потребление, конфиденциальность в сети и нонконформизм. Исследование показало, что информанты не удаляют полностью свои аккаунты из всех соцсетей, поскольку социальные сети предоставляют удобный доступ к информации и возможность коммуникации с теми людьми, общение с которыми происходит только в онлайн-пространстве. Последствия цифрового детокса связаны с улучшением разных аспектов качества жизни: отношений с ближайшим окружением, увеличением времени для саморазвития и досуга, нормализацией эмоционального состояния. Предложены направления для изучения данной темы в рамках количественной методологии.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Наталья Сергеевна Воронина

Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: navor@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-8859-6803

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5

Юлия Алексеевна Королева

Государственный академический университет гуманитарных наук

Email: julialove7412@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-5040-9660

бакалавр

Россия, 119049, Россия, Москва, Мароновский переулок, дом 26

Список литературы

  1. Бауман З. (2005) Индивидуализированное общество. М.: Логос. 390 с./Bauman Z. (2005) Individualizirovannoe obshchestvo [Individualized society]. Moscow: Logos. 390 p. (In Russ.)
  2. Гофман И. (2000) Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле. 304 с./Gofman I. (2000) Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoj zhizni [Introducing yourself to others in everyday life]. Moscow: KANON-press-C, Kuchkovo pole. 304 p. (In Russ.)
  3. Грановеттер М. (2009) Сила слабых связей // Экономическая социология. № 4. С. 31–50./Granovetter M. (2009) The strength of weak ties. Ekonomicheskaya sociologiya, no. 4, pp. 31–50. (In Russ.)
  4. Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. (2020) Цифровой детокс молодежи (на примере использования социальных сетей) // Вестник РУДН. Серия Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 572–581. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-572-581/ Efimova G.Z., Semenov M.Yu. (2020) Digital Detox for Youth (Based on the Use of Social Networks). Vestnik RUDN. Seriya Sociologiya, no. 20 (3), pp. 572–581. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-572-581 (In Russ.)
  5. Кастельс М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ. 608 c./Kastel’s M. (2000) Informacionnaya epoha: ekonomika, obshchestvo i kul’tura [The Information Age: Economy, Society and Culture]. Moscow: GU VSHE. 608 p. (In Russ.)
  6. Маклюэн М. (2001) Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр. 432 c./Maklyuen M. (2001) Galaktika Gutenberga: Sotvorenie cheloveka pechatnoj kul’tury [The Gutenberg Galaxy: The Making of Print Culture Man]. Kiev: Nika-Centr. 432 p. (In Russ.)
  7. Мельникова М.С., Яковлев И.П. (2014) Понятие «Социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. Т. 9. № 1. С. 254–257./Mel’nikova M.S., Yakovlev I.P. (2014) The concept of “Social network” in sociological theories and Internet practices. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyk i literature, no. 9 (1), pp. 254–257. (In Russ.)/Страусс А., Корбин Дж. (2001) Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС. 256 с.
  8. Strauss A., Korbin Dzh. (2001) Osnovy kachestvennogo issledovaniya: obosnovannaya teoriya, procedury i tekhniki [Fundamentals of Qualitative Research: Grounded Theory, Procedures, and Techniques]. Moscow: Editorial URSS. 256 p. (In Russ.)
  9. Тоффлер Э. (1999) Третья волна. М.: Издательство ACT. 261 c./Toffler E. (1999) Tret’ya volna [Third wave]. Moscow: Izdatel’stvo ACT. 261 p. (In Russ.)
  10. Baker K.R. White K.M. (2011) In their Own Words: Why Teenagers don’t Use Social Networking Sites. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, vol. 14, is. 6, pp. 395–398. https://doi.org/10.1089/cyber.2010.0016
  11. Billedo C.J., Kerkhof P., Finkenauer C. (2015) The Use of Social Networking Sites for Relationship Maintenance in Long-Distance and Geographically Close Romantic Relationships // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, vol. 18, is. 3, pp. 152–157. https://doi.org/10.1089/cyber.2014.0469
  12. Dabbagh N., Kitsantas A. (2012) Personal Learning Environments, Social Media, and Self-Regulated Learning: A Natural Formula for Connecting Formal and Informal Learning. Internet and Higher Education, vol. 15, is. 1, pp. 3–8. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2011.06.002
  13. Felix L., Dean B. (2012) Our story, 2 decades in the making. Digital detox.
  14. https://www.digitaldetox.com/our-story (accessed July 09, 2024).
  15. Mccown J.A., Fischer D., Page R., Homant M. (2001) Internet Relationships: People who Meet People. Cyber Psychology & Behavior, vol. 4, is. 5, pp. 593–596. https://doi.org/10.1089/109493101753235188
  16. Miller D., Costa E., Haynes N. et al. (2016) How the World Changed Social Media. UCL Press. 263 p. https://doi.org/10.14324/111.9781910634493
  17. Przybylski A.K. Murayama K., De Haan C.R., Gladwell V. (2013) Motivational, Emotional, and Behavioral Correlates of Facebook Use. Computers in Human Behavior, vol. 29, is. 3, pp. 1847–1855. https://doi.org/10.1016/j.chb.2013.02.014
  18. Radtke T., Apel T., Schenkel K. et al. (2022) Digital Detox: An Effective Solution in the Smartphone Era? A Systematic Literature Review. Mobile Media & Communication, vol. 10, is. 2, pp. 190–215. https://doi.org/10.1177/20501579211028647
  19. Schmuck D. (2020) Does Digital Detox Work? Exploring the Role of Digital Detox Applications for Problematic Smartphone Use and Well-Being of Young Adults Using Multigroup Analysis. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, vol. 23, is. 8, pp. 526–532. https://doi.org/10.1089/cyber.2019.0578
  20. Tufekci Z. (2008) Grooming, Gossip, Facebook and MySpace: What Can we Learn About these Sites from those Who Won’t Assimilate? Information, Communication & Society, vol. 11, is. 4, pp. 544–640. https://doi.org/10.1080/13691180801999050
  21. Ugur N.G., Koc T. (2015) Time for Digital Detox: Misuse of Mobile Technology and Phubbing. Procedia – Social and Behavioral Sciences, vol. 195, pp. 1022–1031. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.06.491
  22. Wyatt S., Thomas G., Terranova T. (2002) They Came, They Surfed, They Went Back to the Beach: Conceptualizing Use and Non-use of the Internet. In: Virtual Society? Technology, Cyberbole, Reality. Ed. S. Woolgar. Oxford: Oxford University Press. Pp. 23–40.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Приложение
Скачать (128KB)
3. Рисунок 1. Концептуальная схема изучения цифрового детокса среди студенческой молодежи

Скачать (69KB)

© Российская академия наук, 2025