Взаимодействие поколений вузовских образовательных общностей в пространстве университетской науки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Изучаются особенности взаимодействия поколений вузовских образовательных общностей в пространстве университетской науки. Цель статьи – выявить характер взаимодействия между ними и его влияние на развитие университетского научного пространства. Рассматриваются содержательные и структурно-функциональные особенности этих общностей как субъектов университетской науки. Приводятся количественные характеристики поколенческих общностей научно-педагогических, административно-управленческих работников и студенчества. На материалах полуструктурированных интервью определяются противоречия между поколениями образовательных общностей в университетском научном пространстве и возможностью оптимизации отношений между ними. Делается вывод об особой значимости научных школ для развития университетского научного пространства и поколенческих образовательных общностей. Конкретными результатами проведенного исследования стали выявленные факторы влияния на состояние университетской науки: ресурсный потенциал вузовских поколений, сложившийся стиль их взаимодействия и взаимодействия вузовских структур (менеджерский или академический), организационная культура конкретных университетов, наличие каналов поколенческой, групповой и общностной коммуникации, инструментов коллективного сплочения (корпоративная культура, климат доверия).

Об авторах

Г. Е. Зборовский

Уральский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: garoldzborovsky@gmail.com
Екатеринбург, Россия

Д. Ю. Нархов

Уральский федеральный университет

Email: d_narkhov@mail.ru
Екатеринбург, Россия

Список литературы

  1. Аблажей А. М. Поколения в науке: опыт эмпирического анализа // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 2. С. 47–56.
  2. Амбарова П. А. Научное наставничество в высшем образовании: коммуникативный подход к интерпретации // Социологические исследования. 2025. № 2. С. 40–51. doi: 10.31857/S0132162525020044.
  3. Амбарова П. А., Шаброва Н. В. Студенты как партнеры научных проектов в российских вузах: возможности и барьеры // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Т. 12. № 3. С. 56–75. doi: 10.19181/snsp.2024.12.3.3.
  4. Амбарова П. А., Шаброва Н. В. и др. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 96–116. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116.
  5. Бабинцев В. П. Корпоративные отношения в российских вузах: разрыв традиции // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 26–35.
  6. Балезина Е. А. Молодые преподаватели в современном вузе: социальная типизация // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 3. С. 65–75. doi: 10.15593/2224–9354/2019.3.6.
  7. Галынская Ю. С., Звягинцев В. В., Коростелева Н. А. Управление межпоколенческим конфликтом в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 2021. № 7. С. 26–33. doi: 10.24158/tipor.2021.7.3.
  8. Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Тюрина И. О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023.
  9. Дежина И. Г. Научная политика в России в 2018–2022 гг.: противоречивые сигналы // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 2. С. 132–149. doi: 10.19181/socjour.2023.29.2.10.
  10. Дуракова И. Б., Майер Е. В. Успешность работников старших возрастов как вызов высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 144–155. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-144-155.
  11. Зборовский Г. Е. Избранное: 1972–2022. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2023.
  12. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники в современной России: теория и биография социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2024.
  13. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2019.
  14. Козырева П. М., Смирнов А. И. Взаимодействие поколений в современной России: эволюция сближения // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 49–60. doi: 10.31857/S013216250014949-6.
  15. Курбатова М. В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016. Т. 8. № 3. С. 116–136.
  16. Литвинюк А. А., Шубенкова Е. В. и др. G-менеджмент в системе управления персоналом академической организации // Лидерство и менеджмент. 2021. Т. 8. № 1. С. 161–174.
  17. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН, 2000.
  18. Московчук Л. С. О проблеме поколений в науке // Информация – Коммуникация – Общество. 2013. Т. 1. С. 124–126.
  19. Нархов Д. Ю. Взаимодействие вузовских образовательных общностей в университетском научном пространстве // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 9–30. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-9-30.
  20. Попова И. П. Научные школы в представлениях ученых // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 32–43. doi: 10.31857/S013216250029335-1.
  21. Попова И. П. Формирование карьерного старта в науке: влияние семьи и социального контекста // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 101–112. doi: 10.31857/S013216250017245-2.
  22. Пугач В. Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 118–133. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-118-133.
  23. Радаев В. В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019.
  24. Резник С. Д., Черниковская М. В. Развитие интереса студенческой молодежи к научному поиску: опыт и проблемы регионального университета // Вестник КемГУ. Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 2. С. 186–194. doi: 10.21603/2500-3372-2020-5-2-186-194.
  25. Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. М.: Academia: LVS, 2005.
  26. Фёдоров А. А., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. «Конвенция поколений» в новом мире образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 28–38. doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-28-38.
  27. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2018.
  28. Шаброва Н. В., Амбарова П. А. Публикационная активность студентов российских вузов // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 9. С. 171–196. doi: 10.17853/1994-5639-2023-9-171-196.
  29. Шматко Н., Волкова Г. Служба или служение? Мотивационные паттерны российских ученых // Форсайт. 2017. Т. 11. № 2. С. 54–66.
  30. Юревич А. В. Четыре слагаемых мобилизации российской науки // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5. № 2. С. 157–165. doi: 10.19181/smtp.2023.5.2.12.
  31. Яницкий О. Н. Методология анализа динамики социальных систем // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 1. С. 82–95. doi: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-7.
  32. Cilliers E. J. The challenge of teaching generation Z. // PEOPLE: International Journal of Social Sciences. 2017. No. 3(1). P. 188–198. doi: 10.20319/pijss.2017.31.188198.
  33. Duffy B. The Generation Myth: Why When You’re Born Matters Less Than You Think. N. Y.: Basic Books, 2021.
  34. Meilani Y.-F.C.P., Tan J. D. et al. Motivating and Retaining Generation Z Faculty Members in Private Universities // Journal of Educational and Social Research. 2021. Vol. 11. No. 1. P. 245. doi: 10.36941/jesr-2021–0022.
  35. Polat S., Çelik Ç. Perspectives on Empowering Intergenerational Relations in Educational Organizations. IGI Global, 2023. doi: 10.4018/978-1-6684-8888-1.
  36. Soly N., Benny K. et al. Technological perspectives of education for generation Z and generation Alpha // Utkal Historical Research Journal. 2021. Vol. 34. No. 3: 153–64.
  37. Stoyanova T., Markova M. Researching digitalization of the education: A case study of Bulgarian universities // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2022. Vol. 10. No. 1: 50–63. doi: 10.9770/jesi.2022.10.1(2).
  38. Strauss W., Howe N. The History of America’s Future, 1584 to 2069. N. Y.: Morrow, 1991.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025