Аннотация
В статье исследуются социально-философские и социологические воззрения Н. А. Бердяева. Автор опирается на публикации историка русской социологии В. В. Сапова, но в то же время полемизирует с ним на предмет характера мышления Бердяева, способа его философствования, социологичности методологии, а также оценки его так называемой апофатической социологии. Автор показывает, что социальная философия Бердяева основывается на учении о человеке (философской антропологии), ядром которого является религиозно-философская концепция личности (персонализм). Проводятся параллели со взглядами Вл. Соловьёва, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, М. Шелера. Раскрывается идейно-ценностный смысл «христианской социологии» Бердяева: в ее основу положен идеал «персоналистического социализма», который он рассматривал как «истинный коммунизм». Венчает ее эсхатология, призывающая к «активному пониманию апокалипсиса». В заключение автор подчеркивает актуальность взглядов Бердяева сегодня – в эпоху господства социальных технологий, машинной цифровой техники и упадка душевно-духовных потенций человека.