On the Word Lād in Russian: Connecting Cooperage, Sound and Art
- Авторлар: Krugovets V.S.1
-
Мекемелер:
- Nizhny Novgorod State Conservatory named after M. I. Glinka
- Шығарылым: № 5 (2025)
- Беттер: 55-70
- Бөлім: From the History of the Russian Language
- URL: https://vietnamjournal.ru/0131-6117/article/view/692803
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0131611725050055
- ID: 692803
Аннотация
One of the central notions of Russian musical theory, the word lād is unique and enigmatic both because of its origin and its entry into musical terminology in the 19th–20th centuries. In Russian music theory, where foreign words prevail, the word lād is remarkable not only for its Slavic origin and for including other musical terms of Slavic origin in its terminological "circle" (ustoï (stable) — neustoï (instable)), but also for the fact that it became one of the key notions and to a certain extent a turning point in the comprehension of music in Russia. The article examines the semantics of this word in diachrony and suggests a "key" or "transitional" meaning, that could clarify the evolution and the transition of this word mostly into music sphere. This meaning is a 'stave of the barrel' or a 'gap between staves of a barrel'. This meaning combines craft, connectedness, sound, harmony, aesthetics and outlines the main trajectories of the evolution of meaning in this word and derived words. Semantic parallels between the Russian word lād and the Greek word ἁρμονία also allow us to emphasize some lines of development of the musical meaning of the word lād.
Негізгі сөздер
Авторлар туралы
V. Krugovets
Nizhny Novgorod State Conservatory named after M. I. Glinka
Email: volesna@gmail.com
Nizhny Novgorod
Әдебиет тізімі
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Второе изд., испр. и значительно умноженное по рукописи автора. В 4 т. Т. II: И–О. М.: Гос. изд. ин. и нац. словарей, 1955. 779 с.
- Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Около 70 000 слов (в обоих томах) / Сост. И. Х. Дворецкий; под ред. С. И. Соболевского. С приложением грамматики, составленной С. И. Соболевским. В 2 т. Т. 1. М.: ГИС, 1958. 1043 с.
- Дилецкий Н. П. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого / Посмерт. труд С. В. Смоленского, изд. на средства пред. Общества гр. С. Д. Шереметева. [СПб.]: Тип. М. А. Александрова, 1910. XII, 175 с.
- Домострой / Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10. XVI. СПб.: Наука, 2000. С. 116–215.
- Ломоносов М. В. Полное собирание сочинений. Т. 8. Поэзия. Ораторская проза. Надписи. 1732–1764 гг. М.; Л.: АН СССР, 1959. 1279 с.; Т. 10. Служебные документы. Письма. 1734–1765 гг. М.; Л.: АН СССР, 1957. 934 с.
- Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Ленинград: Academia, 1924. 123 c.
- Поучение Владимира Мономаха / Подгот. текста О. В. Творогова, пер. и коммент. Д. С. Лихачева // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб.: Наука, 1997. С. 456–475.
- Пчела: древнерусский перевод. В 2 т. Т. I / Рос. академия наук. Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова; Отв. ред. А. М. Молдован. Изд. подгот. А. А. Пичхадзе, И. И. Макеева. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2008. 888 с.
- Резвой М. Предисловiе переводчика // Фуксъ И. Л. Практическое руководство к сочиненiю музыки въ пользу самоучащихся, и въ облегченiе учителей съ приложенiем особенныхъ правилъ для сочинителей русскaго церковнaго пѣнiя и двухъ нотныхъ тетрадей, изъ которыхъ первая заключаетъ въ себе примеры и задачи, а вторая решенiе задачъ / Пер. с нем. М. Резвого. СПб.: Тип. К. Крайя, 1830. III–X с.
- Сказание отца нашего Агапия / Подгот. текста, пер. и коммент. М. В. Рождественской // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 3. XI–XII. СПб.: Наука, 2004. С. 338–349.
- Словарь церковно-славянского и русскаго языка, сост. вторымъ отдѣленiемъ Императорской академiи наукъ. В 4 т. Т. II. СПб.: Типографiя Императорской академiи наукъ, 1847. 472 c.
- Слово о полку Игореве / Подгот. текста, пер. и коммент. О. В. Творогова // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. XII. СПб.: Наука, 1997. С. 254–267.
- Фаминцын А. С. Гусли: русскiй народный музыкальный инструментъ: историческiй очеркъ съ многочисленными рисунками и нотными примѣрами. СПб.: Типографiя Императорской академiи наукъ, 1890. 138, 8 с.
- Аванесов Р. И. (гл. ред.). Словарь древнерусского языка XI–XIV вв. В 10 т. Т. 4 (изживати–моление). М.: Русский язык, 1991. 560 с.
- Арановский М. Г. Теоретическая концепция Б. Л. Яворского // Искусство музыки: теория и история. 2012. № 6. С. 44–60.
- Афонасина А. С. Рождение гармонии из духа TEKHNE // ΣΧΟΛΗ Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 6. Вып. 1. 2012. C. 58–67. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdenie-garmonii-iz-duha-tekhne/viewer (дата обращения 19.12.2024).
- Бычков Ю. Н. Из истории учений о ладе и гармонии: учебное пособие по курсу «Музыкально-теоретические системы» для студентов музыкальных вузов. Рос. акад. музыки им. Гнесиных. М.: [б. и.], 1993. 72 с.
- Журавлев А. Ф., Шанский Н. М. (ред.). Этимологический словарь русского языка. Вып. 9. Л.; М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. 240 с.
- Зализняк Анна А. Семантическая деривация в синхронии и диахронии: проект создания «Каталога семантических переходов» // Вопросы языкознания. 2001. № 2. С. 13–25.
- Лозовая И. Е. О содержании понятий «глас» и «лад» в контексте теории древнерусской монодии // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика. М.: Московская гос. консерватория, 2011. С. 344–359.
- Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: очерки теории и стиля. М.: Знак, 2007. 880 с.
- Рекомендации по эксплуатации рассохшейся бочки // Из Дуба. [Электронный ресурс]. URL: https://izduba.ru/bochka-dubovaja-ekspluatacija (дата обращения 19.12.2024).
- Сорокин Ю. С. (гл. ред.). Словарь русского языка XVIII века. Вып. 11. Крепость–Льняной. СПб.: Наука, 2000. 256 с.
- Топорков А. Л. Кабинетная мифология // Славянская мифология: энциклопедический словарь. М.: Межд. отношения, 2002. С. 212–212.
- Трубачев О. Н. (ред.) Этимологический словарь славянских языков. Вып. 14 (*labati–*lĕteplъjь). М.: Наука, 1987. 268 c.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и дополнения О. Н. Трубачева. В 4 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1986. 672 с.
- Филин Ф. П. (гл. ред.). Словарь русских народных говоров. Вып. 16. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1980а. 376 с.
- Филин Ф. П. (гл. ред.) Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7. К–КРАГУЯРЬ. М.: Наука, 1980б. 403 с.; Вып. 8. КРАДА–ЛЯЩИНА. М.: Наука, 1981. 351 с.
- Холопов Ю. Н. Гармония: теоретический курс. СПб., М., Краснодар: Лань, 2003. 544 с.
- Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси: тексты. Т. 1. Краснодар: Советская Кубань, 2003. 408 с.
- Шмелев А. Д. В поисках мира и лада // Логический анализ языка. Космос и хаос / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2003. С. 54–73.
- CNRTL: Centre National de Ressources Textuelles et Lexicales. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnrtl.fr/portail (дата обращения 1.02.2024).
- Ewel P. On the Russian Concept of Lād, 1830–1945 / Philip Ewell (Hunter College and CUNY Graduate Center) // Music Theory Online. 2019. Vol. 25 (4). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mtosmt.org/issues/mto.19.25.4/mto.19.25.4.beavers.html (дата обращения 25.07.2024).
