«Литература, которая учит, как бежать из тюрьмы»: доктора в прозе А. П. Чехова 1890-х годов
- Авторы: Кибальник С.А.1
-
Учреждения:
- Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 148-156
- Раздел: Публикации и сообщения
- URL: https://vietnamjournal.ru/0131-6095/article/view/672428
- DOI: https://doi.org/10.31860/0131-6095-2024-2-148-156
- ID: 672428
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Прижизненная критика постоянно упрекала А. П. Чехова в пессимизме и при этом нередко провозглашала его «русским Мопассаном». Однако, восприняв от французского писателя некоторые приемы и мотивы, Чехов с середины 1890-х годов начинает в закамуфлированной форме полемизировать с ним. Это имеет место в чеховской повести «Бабье царство» (1894), в которой устами героя провозглашается высокая оценка романа Мопассана «Наше сердце» и его творчества в целом. К тому же «Бабье царство» представляет собой своего рода вариацию на тему романа Мопассана «Жизнь». При этом, однако, его творчество, как и «вся новенькая литература», рассматривается чеховским героем как констатация гибели человека в современном мире. Между тем в самой этой повести Чехова, как и в его рассказах 1898 года «Случай из практики» и «По делам службы», повествуется о поисках путей его спасения.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Сергей Акимович Кибальник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: kibalnik007@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5937-5339
ведущий научный сотрудник
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Андреев Л. Три сестры // Леонид Андреев. Избранное. М., 2007.
- Кибальник С. А. Доктор Дорн против писателя Мопассана // Филологические науки. 2022. № 1.
- Кибальник С. А. Художественная феноменология Чехова // Кибальник С. А. Чехов и проблемы интертекста: Статьи, публикации, заметки. СПб., 2013.
- Кибальник С. А. Чехов и бахтинская традиция интерпретации его творчества // Новый филологический журнал. 2024. № 4 (в печати).
- Кубасов А. В. Фридрих Ницше в русской прозе конца XIX века: ироники и адепты (А. П. Чехов и П. Д. Боборыкин) // Уральский филологический вестник. Сер. Русская классика: динамика художественных систем. 2015. № 3.
- Куприн А. И. Собр. соч.: В 5 т. М., 1982. Т. 1.
- Серебров-Тихонов А. О Чехове // А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986.
- Словарь терминов московской концептуальной школы / Сост., предисловие А. Монастырского. М., 1999.
- Станиславский К. С. А. П. Чехов в Художественном театре (Воспоминания) // А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986.
- Толстая Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х — начале 1890-х годов. М., 2002.
- Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М., 1985. Т. 7, 8, 10.
- Шестов Л. Творчество из ничего (А. П. Чехов) // А. П. Чехов: Pro et contra. Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX — начала XX в. (1887–1914): Антология. СПб., 2002.
Дополнительные файлы
